Путешествия с Алиханом Белиз

Опубликовано

Государство в Центральной Америке. Официальный язык — Английский язык. Королева страны — Елизавета 2.  Столица страны — город Бельмопан. Белиз красив: Белизский Барьерный риф (Цепь коралловых рифов вдоль побережья Белиза. Её длина — 280 километров. Цепь расположена на расстоянии 13 — 24 километров от побережья), Актун Туничиль — Мукналь (Пещера. Расположена неподалёку от города Сан — Игнасио. Является памятником археологии времён цивилизации майя, где обнаружены скелеты, каменные изделия, а также — керамика), Ламанай (Руины некогда наиболее значимого церемониального комплекса майя), Шунантунич (Памятник времён цивилизации майя. Расположен в 130 киллометрах к западу от города Белиз в округе Кайо), Собор Святого Джона (Расположен в городе Белиз). Интересный факт о Белизе: до 1973 года страна именовалась Британский Гондурас. Начиная с 1981 года Белиз — свободное государство. Ещё интересность: жители Белиза очень пунктуальны — опоздаешь на обед, либо завтрак — голодай весь день. Видимо Соединённое Королевство передало свои традиции своей колонии, пока имело её в составе. Ещё один факт: валютой Белиза является белизский доллар. Сейчас мы обучимся конвертации рубля к доллару Белиза: 297 рублей — 9, 41 белизских долларов, 1 рубль России — 0,03 белизских доллара, 180 рублей — 5, 7 белизских долларов, 240 рублей — 7,61 белизских долларов, 660 рублей — 20, 91 белизских долларов и т. д и т. п. Всё понятно? Ещё факт: народная мудрость «не откладывай дело в долгий ящик» не про Белиз: любимое слово белизцев — «завтра». Но это никаким образом не меняет выше сказанное о пунктуальности граждан Белиза! Нет! Нет — нет — нет! Ещё одна интересность: жители Белиза любят праздники: каждые четыре месяца они устраивают шумный и весёлый праздник. Йоу — йоу! Музон сюда! Веселимся в стиле «Белиз — пати!». Да, друзья! Ю — ху! Ха! Ну вот и все факты о Белизе. Редактор номера журнала — Алихан.(Государственный флаг Белиза был принят 21 сентября 1981 года. В предыдущей версии флаг имел название «флаг Британского Гондураса» (название Белиза в колониальный период). Флаг Британского Гондураса был принят 28 января 1907 года. Данная версия флага была в ходу до 1919 года. В 1919 году был принят новый флаг, являвшийся государственным символом до 1981 года, когда была объявлена независимость Белиза.)

(Флаг британского Генерал-губернатора Белиза с 21.09.1981 года.) (Флаг колонии Британский Гондурас (1919—1981 годы.) (Неофициальный флаг Белиза в 1950 — 1981 годах.)

(Дама Элмайра Минита Гордон (англ. Elmira Minita Gordon, род. 30 декабря 1930 года) — государственный деятель, была генерал-губернатором Белиза от получения независимости в 1981 году до 1993 года.

Первая женщина в Содружестве, которая занимала должность генерал-губернатора. Как генерал-губернатор она также была председателем Ассоциации скаутов Белиза.)

(В прошлом почти всю западную часть территории нынешнего Белиза населяли индейцы майя. В поздний классический период цивилизации майя (к концу I тысячелетия н. э.) на территории современного государства Белиз проживало около 400 тыс. человек. Культура майя достигла расцвета к IX веку. В X веке почти все индейцы майя покинули этот регион и мигрировали на север полуострова Юкатан (юг современной Мексики).

В начале XVI века, когда здесь впервые высадились европейцы (испанцы), некоторые племена майя ещё обитали на прибрежных низменностях. Испанцы пытались проникнуть и во внутренние области Белиза, однако были вынуждены отказаться от этих намерений, встретив сильное противодействие майя.После завоевания испанцами Центральной Америки (1509—1524 годы) северная часть современного Белиза была номинально включена в состав вице-королевства Новой Испании (Мексики), а южная — в состав генерал-капитанства Гватемала. Однако испанцы практически не занимались колонизацией этого глухого и почти безлюдного района, и туда стали проникать англичане.

Существовавшие в этом районе до прихода европейцев поселения индейцев-майя были уничтожены испанскими колонистами, а их население было вытеснено в горные районы на границе Гватемалы и современного Белиза. До конца XVII века в горных районах страны существовало майянское поселение Типу, неподконтрольное испанским колониальным властям. Окончательное покорение майя испанцами в этом районе произошло лишь в 1697 году.

Первыми на белизском побережье начали создавать поселения английские и шотландские пираты, нашедшие тут удобную базу для атак против испанских кораблей. Отсюда пираты совершали набеги на испанские колонии в южном Юкатане и опустошили их, прекратив испанский контроль над районом..

Первая английская колония на берегу реки Белиз возникла в 1638 году. В середине XVII века были созданы и другие английские поселения. Позднее британские поселенцы занялись заготовками древесины кампешевого дерева, из которого извлекалось вещество, используемое при изготовлении красителей для тканей и имевшее большое значение для шерстопрядильной промышленности в Европе.

Основную массу английских поселенцев составляли пираты и колонисты с острова Ямайка, привозившие с собой негров-рабов для работ на лесозаготовках и плантациях. Уже к 1800 году африканцы по численности в четыре раза превосходили поселенцев европейского происхождения. К этому времени основной статьёй экспорта стало красное дерево, оттеснившее сандаловое дерево на второе место (такое положение сохранялось до 1950-х годов).

В XVIII веке испанцы неоднократно пытались силой оружия вытеснить англичан из Белиза, однако колонисты успешно отбили все нападения, что позволило поселенцам установить собственные законы и сформировать независимое от Англии правительство. В этот период местный орган законодательной власти — Народное собрание — контролировалось немногочисленными богатыми колонистами, которым принадлежала большая часть лесов и земель. Первое такое собрание было сформировано в 1738 году в результате выборов.

На протяжении XVII и XVIII веков Британия воздерживалась от официального провозглашения своего суверенитета над этим районом, опасаясь трений с Испанией.

В 1784 году британское правительство впервые назначило в Белиз своего официального представителя — суперинтенданта. Между Испанией и Британией в 1786 году была подписана конвенция, согласно которой территория современного Белиза официально находилась под испанским суверенитетом. При этом английские поселенцы имели право селиться на территории Белиза, заниматься там лесозаготовками, но не имели права строить укрепления, содержать вооружённые силы или создавать какую-либо форму самоуправления. Согласно этому соглашению Британия ликвидировала свою колонию Москито-Бэй на берегу Никарагуа. Около 2 тысяч поселенцев и их рабов оттуда перебралось в Белиз в 1787 году. Несмотря на соглашение, в колонии создавались крупные плантации, и продолжал существовать выборный магистрат. Крупные плантаторы не желали подчиняться британскому суперинтенданту, и колония продолжала оставаться полунезависимой.

В 1798 году испанцы попытались отбить Белиз и направили туда флот с 2000 солдат под руководством генерал-губернатора Юкатана. В результате боя, длившегося два с половиной часа, испанцы потерпели поражение.

В начале XIX века Великобритания попыталась установить более жёсткий административный контроль над поселениями в Белизе, требуя, в частности, под угрозой приостановки деятельности Народного собрания, соблюсти указания британского правительства об отмене рабства. Официально рабство было отменено в 1838 году.

С 1840 года англичане стали называть эту территорию Британским Гондурасом. В 1862 году Британия официально объявила Британский Гондурас своей колонией, а во главе администрации вместо суперинтенданта был поставлен вице-губернатор.

В начале XIX века население Британского Гондураса состояло в основном из креолов англо-негритянского происхождения и гарифуна (африкано-индейского происхождения), переселённых англичанами с островов Карибского моря, а также из англичан. Затем на территорию Белиза стали переселяться испано-индейские метисы и индейцы майя из Мексики и Гватемалы. Большое количество индейцев майя попало в Белиз в качестве беженцев в результате Войны каст, произошедшей на Юкатане в 1847—1852 годах. Позже британцы стали завозить в Белиз в качестве дешёвой рабочей силы индийцев, китайцев и других выходцев из Азии.

Во время экономического кризиса 1930-х годов экономика колонии оказалась на пороге краха в результате резкого падения в Великобритании спроса на лесоматериалы. К бедствиям, вызванным массовой безработицей, добавились последствия разрушительного урагана 1931 года. Экономическое положение колонии улучшилось во время Второй мировой войны, однако после войны экономика колонии снова оказалась в состоянии застоя.

В 1959 году в Белиз переселились несколько тысяч меннонитов (немцы и голландцы) из Канады.

В 1964 году колония получила внутреннее самоуправление, в 1973 переименована в Белиз.

Предоставление независимости Белизу Великобританией долгое время откладывалось из-за того, что в 1966 году Гватемала провозгласила Белиз своим восточным департаментом и потребовала у Британии его «возвращения». 21 сентября 1981 года Белиз получил независимость. При этом там оставался британский вооружённый контингент (1,5 тыс. чел.), пока в 1992 году Гватемала не объявила об отказе от своих притязаний на Белиз. Белиз — член ООН с 1981 года, член Организации американских государств с 1991 года, входит в Карибское сообщество и в международную организацию стран АКТ.

До 1970 года столицей был город Белиз Сити, расположенный в устье реки Белиз на берегу Карибского моря. Этот самый крупный город страны неоднократно жестоко страдал от ураганов, сопровождавшихся сильнейшими наводнениями. После опустошительного урагана Хатти в 1961 года было решено перенести столицу вглубь страны. В 1962 году правительство определилось с местом строительства новой столицы. В 1967 году в 80 км к юго-западу от Белиз Сити началось строительство нового административного центра — города Бельмопан, который в 1970 году стал резиденцией национального правительства и столицей Белиза.

На верхнем фотоснимке — физическая карта Белиза.) (Шунантунич (Xunantunich, ʃu.nan.tu.’niʧ) — памятник культуры майя. Находится в 130 км к западу от города Белиз в округе Кайо на западе современного Белиза, около реки Мопан. Название археологического памятника на юкатекском языке означает «каменная женщина», и является современным названием, поскольку древнее неизвестно. «Каменная женщина» — фантастическое существо, которое, по поверьям белизцев, обитает в этих землях. Различные сооружения Шунантунича относятся к классическому периоду, с III по X вв. н. э. Существуют свидетельства того, что некоторые сооружения были сильно повреждены землетрясением в годы существования города, и после которого город покинула часть обитателей. Центральная часть Шунантунича занимает около 2,6 квадратных километров и включает 6 площадей, вокруг которых расположено 25 дворцов и храмов. Главным сооружением является Дворец высотой 40 м, второе по величине доколумбово сооружение в Белизе после храма в городе Караколь. На некоторых из зданий обнаружены известковые фасады с рельефами. Первые исследования Шунантунича в наше время провёл Томас Ганн в 1894 и 1895 годах. В период с 1930 по 1990-е гг. здесь неоднократно проводились раскопки.)

(Стадион в Шунантуниче для игры в мяч. Месоамериканская игра в мяч, или тлачтли (исп. juego de pelota, аст. ullamaliztli), — совмещённая с ритуалами спортивная игра, распространённая среди народов доколумбовской Месоамерики. В разных местах в игру играли по-разному, причём американские индейцы и сейчас играют в современный вариант, который называется улама.

Доколумбовские стадионы для игры в мяч были найдены на территории всей Месоамерики от Никарагуа на юге до штата Аризона на севере Обнаруженные стадионы сильно отличаются в размерах, но все имеют длинные узкие поля, ограниченные стенами, от которых может отскакивать мяч.

Правила игры неизвестны, однако, если судить по производным играм (таким, как улама), то они были похожи на правила ракетбола или волейбола, где целью является удержание мяча в игре. Каменные кольца на стенах являются поздним добавлением к игре.

В наиболее распространённой версии игры игроки должны были бить по мячу бёдрами, хотя в некоторых версиях также разрешалось использовать локти, ракетки, биты и камни. Мяч был сделан из цельного куска резины и весил 4 и более кг. Размер мяча сильно зависел от времени и версии игры.

Крупные игры в мяч проводились в качестве ритуальных событий, иногда совмещаемых с человеческими жертвоприношениями. Однако, обычно в игру играли просто для развлечения, в том числе дети и иногда даже женщины. Доподлинно неизвестно, где и когда появилась месоамериканская игра в мяч, но вероятно это произошло до 1400 года до н. э. и областью возникновения явились тропические зоны, в которых произрастает каучуковое дерево — территория современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско.

Одним из кандидатов на место возникновения игры являются прибрежные низины Соконуско, расположенные вдоль Тихого океана. Здесь, в Пасо-де-ла-Амада, археологи нашли самый древний из известных стадионов, датируемый приблизительно 1400 годом до н. э.

Ещё одна область возможного появления игры — земля народа ольмека-шикаланка, расположена по другую сторону перешейка Теуантепек, на берегу Мексиканского залива. Ацтеки называли народ, населивший этот регион, «Ольмека» (Olmeca — «житель страны каучука»), поскольку регион ассоциировался с производством каучука. Этих обитателей побережья залива, которых современные историки обозначают как «ольмека-шикаланка», не следует путать с более ранними ольмеками — названием, которое было дано археологами XX века народу мощной цивилизации, управлявшей регионом 3 тыс. лет назад.

Самые древние из известных каучуковых мячей были найдены на юге штата Веракрус, в религиозном центре ольмеков Эль-Манати, расположенном во внутренних областях бассейна реки Коацакоалькос. Местные жители и затем археологи обнаружили десятки мячей размером от 10 до 22 см в диаметре. Пять из этих мячей были датированы самым ранним периодом заселения данного района, приблизительно 1700—1600 года до н. э. Эти мячи находились в погребениях, что говорит об их религиозной и ритуальной значимости даже в столь древний период. Раскопки, произведённые в поселении Сан Лоренцо Теночтитлан также позволили обнаружить несколько статуэток игроков в мяч, датированных радиоуглеродным способом 1250—1150 годом до н. э.

Из тропических низменностей игра, очевидно, распространилась в центральную Мексику. Начиная с 1000 года до н. э. статуэтки игроков клались в захоронения в Татилько и около поселения Тлапакоя. Однако найти стадионы для игры в мяч в этих местах не удалось.

По археологическим свидетельствам к 300 году до н. э. игра в мяч распространилась по большей части Месоамерики — в долине центрального Чьяпаса были найдены вторые по древности стадионы после Пасо-де-ла-Амада, стадионы в долине Оахаки, а также керамические картинки с изображением игры в западной Мексике.) (Герб сборной Белиза по футболу. Сборная Белиза по футболу — команда, представляющая Белиз в международных матчах и турнирах по футболу. Контролируется Федерацией футбола Белиза. Хотя Белиз получил независимость от Великобритании в 1981 году, страна не выступала на международных соревнованиях до 1995 года. Своё первое международное выступление сборная Белиза провела на турнире Кубка наций Центральной Америки 1995 года,  в котором выбыла в первом раунде после проигрыша соперникам по группе — сборным Сальвадора и Коста-Рики. Заняв четвёртое место в Центральноамериканском кубке 2013 года, сборная Белиза квалифицировалась в свой первый главный региональный турнир — Золотой кубок КОНКАКАФ 2013 года. Команда выбыла из соревнования после групповой стадии не набрав ни одного очка, но смогла забить свой единственный гол в ворота США, в конечном итоге чемпиона турнира. Сборная Белиза достигла своего наивысшего рейтинга ФИФА в апреле 2016 года, поднявшись на 114-е место в мире. По рейтингу ФИФА на 24 ноября 2016 года белизская дружина занимает 161-е место.) (Меннониты в Белизе.  Их общая численность здесь — около 12 тыс. человек (3,6 % населения страны), из них немецкоговорящие европеоиды — около 10 тыс., а также смешанного происхождения — около 2 тыс., в основном метисы (испано-индейского происхождения) и креолы (англо-африканского происхождения).

В семье меннонитов практикуется обычай отдавать из двух котлет 2/3 отцу семейства. Обычно котлеты забираются у старшего сына. Почему именно котлеты? Ответ на сей интереснейший вопрос лично мне неведом.

Меннонитство —  одна из протестантских деноминаций, называемая по имени основателя, Менно Симонса (1496—1561), голландца по происхождению. Меннонитство возникло в 1530-е годы в ходе реформационного движения в Нидерландах, в котором принимали участие радикальные и умеренные анабаптисты. В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества: меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие. Принципиальный пацифизм меннонитов, вступавший в противоречие с интересами государств, в которых они проживали, породил специфическую форму пассивного протеста: каждый раз, когда государственные власти пытались заставить меннонитов проходить службу в армии, они выбирали для себя массовую эмиграцию. Первая волна эмиграции пришлась на 40-е — 50-е годы XVI века, когда деятельность католической инквизиции вынудила их переселиться сначала в Восточную Фрисландию и Северную Германию, а позднее — в Восточную и Западную Пруссию. Вторая, более крупная волна эмиграции меннонитов началась в конце 1560-х годов, в результате чего меннониты оказались в Англии, Франции, Германии и Польше. Во второй половине XVIII века уже отсюда группы меннонитов отправились в Российскую империю по приглашению Екатерины II. После богословского состязания с одним из учеников Лютера Иоанном Лоска, Менно издал два сочинения: «О вочеловечении Спасителя» и «О крещении».

Результаты собора, созванного им для обсуждения вопроса о церковной дисциплине меннонитов, Менно изложил в сочинении «Об отлучении от церкви Христовой».

В Прибалтике Менно написал свое главное догматическое сочинение «О Троице» (против унитариев), в котором утверждал, что взаимное отношение лиц Святой Троицы составляет тайну, предмет верования, а не рассуждения.

Характерные черты вероучения меннонитов:

Ожидаемое восстановление в мире царства Божия через основание и распространение на земле святой и чистой церкви.
Принятие Библии как главного источника вероучения.
Наибольшее значение имеет троичность Бога: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Дух Святой.
Свобода личного понимания в области верования.
Евхаристия трактуется символически как благоговейное воспоминание события из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры, а не как таинство.
Крещение совершается только над взрослыми (как в баптизме, адвентизме), поскольку принимать его следует вполне осознанно.
Судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются. Меннонитство отличается «миролюбивым и умеренным» характером. Оно никогда не призывает к насилию. Оно призывает задумываться о смысле всей жизни вообще, о самосовершенствовании и развитии своей души. Меннониты являются одной из первых религиозных групп, введших пацифизм в рамки вероучения.

В церковном отношении каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других. Именно община избирает своих духовных наставников и проповедников. Для решения дел, касающихся общины в целом, созывается «общее церковное собрание», постановления которого утверждаются «конвентом духовных старшин». Конвент является представителем общины перед правительством. История меннонитства до XIX века — это история постоянной борьбы, внешней — с католиками и протестантами, внутренней — между партиями, образовавшимися в самом меннонитстве.

Меннониты не были признаны ни в Германии, ни в Нидерландах, и поэтому могли собираться на богослужение лишь тайно, под страхом смертной казни, так как считались сектантами. Голова самого Симонса была оценена в 1542 году императором Карлом V в 100 гульденов, поэтому он скрывался от властей.

Большинство его последователей, избегая гонений в своем отечестве, воспользовались приглашением заняться работами по осушению болот в Пруссии, между Гданьском, Эльблонгом и Мальборком. Когда эта работа была ими исполнена с успехом, означенная территория, находившаяся во власти короля польского, была отдана им в полное владение. Не ранее как в 1780 году на них была наложена подать в 5000 талеров, а в 1790 у них было отнято право приобретать здесь земельную собственность.

Во время гонений между меннонитами оказалось много «падших», то есть отрёкшихся от этого вероисповедания. Когда гонения утихли, возник спор об отношении «церкви» к этим падшим. Всё общество меннонитов разделилось по этому вопросу на «радикалов», под предводительством Филиппа Дирка, требовавших безусловного отвержения падших церковью, и «умеренных», соглашавшихся на их воссоединение. Победа осталась на стороне радикалов, и все «умеренные» собором были отлучены от церкви, несмотря на то что к этой партии принадлежал сам Менно. Тогда «умеренные», соединившись с нидерландскими меннонитами, образовали особую, весьма многочисленную секту «либеральных тауфгезинтов» (Taufgesinnten), название же «меннониты» осталось за радикалами. Впоследствии строгих меннонитов стали называть утончёнными, а либеральных — грубыми меннонитами. Радикалы потребовали от Симонса, чтобы он произнёс проклятие на либералов, и Менно уступил, написав в своё оправдание второе сочинение «Об отлучении», за которое два тауфгезинтских проповедника — Цилис и Леммекен — провозгласили своего вождя изменником. Менно отвечал им анафемой, но перед смертью сказал окружавшим: «Не будьте слугами людей, как я».

Со времени смерти Менно Симонса (1561) до 1572 года меннониты в Нидерландах снова подвергались жесточайшим преследованиям. Крещение взрослых, отрицание присяги, уклонение от военной службы — эти «догматы» Симонса вызывали общую ненависть даже в народе, считавшем меннонитов противниками не только церкви, но и государства. «Утончённые» и «грубые» меннониты всё более и более обособлялись друг от друга. «Грубые» углубились в догматику и доходили до рационализма. Утончённые занялись нравственной казуистикой и регламентацией правил обыденной жизни. Для всех членов меннонитских общин установлена была форма и стоимость одежды, обстановка жилищ и т. п. В это же время стала заметна общая тенденция меннонитов устраивать свою жизнь наподобие первобытной христианской общины. Но и в этом отношении скоро возникли разногласия — например, о том, в храме ли только друг другу следует умывать ноги, или также в частных домах всем странствующим, подвергать ли отлучению за нарушение правил об одежде и жилищах, и т.п. В эпоху борьбы за освобождение Нидерландов голландские меннониты оказывали великие услуги своему отечеству, жертвовали нередко всем своим состоянием, лечили солдат в армии Вильгельма Оранского. Вследствие этого они получили полную свободу богослужения, право заводить школы и созывать соборы из представителей своих общин. На первом же из этих соборов обнаружилось, что 24 тауфгезинтские общины уже много лет не имели своих храмов и проповедников, а детей своих обучали в реформатских школах. В результате такого положения меннониты неминуемо должны были бы окончательно подпасть в своём религиозном учении и культе под влияние отчасти реформатов, отчасти ремонстрантов, под которым и находились весь XVII и половину XVIII века. Реформатская церковь неоднократно пыталась навязать меннонитам символ веры, не соответствующий учению Менно.

В 1795 году голландские меннониты были уравнены в правах с католиками и реформатами. Вмешательство гражданских и церковных властей в дела их общин было устранено. На Амстердамском соборе состоялась полная уния всех партий меннонитов. Они устроили миссии на острове Ява и благотворительные заведения, а в начале XIX века у них появилась и семинария в Амстердаме для подготовки проповедников. В Харлеме существует Богословское общество меннонитов.

В Пруссии в 1847 году меннонитов лишили освобождения от военной службы, вследствие чего значительная их часть эмигрировала в Российскую империю. В 1869 году один из вождей меннонитов, Мангарт, признал, что меннонитский догмат об обязательном уклонении от военной службы не имеет безусловного значения, так как война допускается и Святым Писанием как средство самозащиты, составляющей такую же обязанность христианина, как и обязанность никого не убивать, нападая. Первое переселение меннонитов в Россию состоялось в 1789 году по приглашению императрицы Екатерины II в числе 228 семейств. Им была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы, дана льгота от податей на 10 лет, и каждому семейству отведено по 65 десятин земли. В свою очередь меннониты обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих через их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты и платить поземельную подать по 15 копеек с десятины удобной земли. В 1789 году была заселена и Хортицкая волость Екатеринославского уезда Екатеринославской губернии. В 1800 году 150 семейств переселились на Молочные воды Мелитопольского уезда Таврической губернии, получив до 120 тысяч десятин земли.

До 1820 года обустройство колоний меннонитов осуществлялось почти исключительно пришельцами из-за границы. За это время число колоний увеличилось в Молочанском округе до 40, а в Хортицком до 18. С 1820 года въезд в Россию иностранных поселенцев был приостановлен.

В 1852 году был образован третий меннонитский округ, названный Мариупольским.

С 1854 года данцигские, мариенбургские и эльбингские меннониты стали селиться в Самарской губернии, сначала в Новоузенском уезде, а потом и в Самарском, и до 1874 года, когда прибыла их последняя партия, образовали 16 колоний, получив также по 15 десятин на душу.

Когда в 1874 году все колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было воспринято меннонитами как требование, несогласующееся с их религиозными убеждениями, и значительная их часть решила выселиться из России. Из одной только Таврической губернии переселилось в Америку до 1876 года около 900 меннонитских семейств, и почти столько же из Екатеринославской.

В 1855 году в колонии Эйнлаге Хортицкого округа появились сектанты — гюпферы, державшиеся буквы Святого Писания, и вскоре после того «иерусалимские братья» — прогрессисты. Отлучённые за это конвентом от церкви, они составили, вместе с иерусалимскими братьями, главный контингент меннонитов, выселившихся на Кавказ (1864—1866) в числе 200 с лишним семейств.

Крупнейшие колонии меннонитов в дореволюционной России: Гальбштадт, Эйнлаге, Шенталь. Три новороссийских округа — Молочанский, Хортицкий и Мариупольский — образовывали «Новороссийское братство меннонитов», составлявшее общество страхования от огня, санкционированное в 1867 году. Много общин меннонитов было и в Западной Сибири.

Меннониты занимались преимущественно земледелием. Они также основывали винокуренные, суконные, кирпичные, черепичные заводы, фабрики и мельницы. Многие мастерские по производству земледельческих орудий со временем укрупнились и переросли в машиностроительные заводы. Например, мастерская первого меннонита-предпринимателя Питера Леппа выросла в завод Леппа и Вальмана. Кузница Абраама Копа — в завод Копа, послуживший в 1923 году ядром при образовании Запорожского автомобилестроительного завода «Коммунар». Самым промышленно развитым был Молочанский округ.)

(История почты и почтовых марок Белиза охватывает развитие почтовой связи в центральноамериканском государстве Белиз, расположенном в восточной части полуострова Юкатан, со столицей в Бельмопане, ранее колонии Британский Гондурас, которое формально создано в XVII веке и оспаривалось весь XVIII век. Белиз участвует во Всемирном почтовом союзе (ВПС; с 1982 года). Современным почтовым оператором Белиза является Belize Postal Service («Почтовая служба Белиза»). Письма отправлялись через Ямайку и известны с 1786 года. На иностранных почтовых отправлениях примерно с 1800 года встречается почтовый штемпель с надписью «Belize» («Белиз»), и первое почтовое отделение было открыто 31 октября 1809 года. 7 января 1830 года в служебной записке британского суперинтенданта колонии, адресованной магистратам, сообщалось о том, что британско-мексиканский пакетбот будет регулярно заходить в Белиз для перевозки почтовых отправлений, при этом капитан Мориати (Moriaty) из 2-го Западного полка назначался ответственным за всю почту. В 1858 году поступили в обращение почтовые марки Великобритании, которые в Британском Гондурасе гасились штемпелем «А06». Такая ситуация сохранялась до тех пор, пока 1 апреля 1860 года к этой колонии не перешло управление собственной почтой, после чего почтовые отправления пересылались без почтовых марок, а для обозначения оплаты почтового сбора использовались почтовые штемпели. В 1865 году колония выпустила собственные почтовые марки. Их рисунок представлял собой профиль королевы Виктории, типичный для британских почтовых марок того времени, с овальной полосой с текстом англ. «BRITISH HONDURAS» («Британский Гондурас») и обозначением номинала. Марки самого первого выпуска включали номиналы в 1 пенни, 6 пенсов и 1 шиллинг. Дизайн[en] первого выпуска продолжал использоваться вплоть до выпуска в 1891 году марок колониального типа, с периодическим изменением водяных знаков и зубцовки.

В 1888 году денежная единица изменилась с фунтов стерлингов на центы и доллары, что потребовало надпечатки нового номинала на запасах почтовых марок номиналом от 2 до 50 центов[≡]. Выпуск марок колониального типа 1891 года снял необходимость в надпечатках; первоначально он состоял из 6 номиналов, номиналы в 5 и 10 центов[≡] были добавлены в 1895 году, а 25 центов — в 1898 году.

В 1899 году рисунок марок колониального типа претерпел изменения: на марках появилась надпись «Postage & Revenue» («Почтовый и гербовый сбор»). На имевшихся почтовых марках также была выполнена надпечатка «Revenue» («Гербовый сбор») для использования их в качестве фискальных марок. Дизайн остался прежним, но с портретом нового монарха в 1902 году для Эдуарда VII, в то время как восхождение на престол Георга V привело к выпуску почтовых марок нового дизайна с 1913 года.

Первой памятной маркой Британского Гондураса был выпуск «Мир» номиналом в 2 цента карминового цвета, появившийся в 1921 году. В следующем году марка этого же рисунка была перевыпущена в виде марки номиналом в 4 цента в сером цвете, но при этом слово «Peace» («Мир») исчезло из рисунка.

Как и многие британские колонии, Британский Гондурас выпустил свои первые видовые марки в 1938 году в виде серии из 12 почтовых марок номиналом от 1 цента до 5 долларов. Рисунки двухцветных марок представляли фигуры майя, сельское хозяйство и местные ландшафты. 150-летие сражения при Сент-Джордж Кей было отмечено в 1949 году выпуском шести почтовых марок: на трёх марках был изображён остров, и на трёх — британский шлюп «Мерлин» (Merlin). Британский Гондурас получил самоуправление 1 января 1964 года и эмитировал свой последний выпуск в качестве британской колонии в начале 1973 года, отметив фестивали Белиза. 1 июня 1973 года Британский Гондурас был переименован в Белиз. Для первого выпуска в 1973 году были использованы почтовые марки бывшего Британского Гондураса с надпечаткой «BELIZE» («Белиз») и изображением двух звёзд. Первый выпуск без надпечатки последовал в 1973 году и представлял собой выпуск «Королевское бракосочетание» из двух почтовых марок. Для относящихся к территории Белиза островов Кайо у восточного побережья Центральной Америки 22 мая 1984 года была выпущена серия из 10 стандартных марок с надписью «Cayes of Belize» («Кайо Белиза»). В 1895 году для организованной частной доставки почтовых отправлений была издана частная марка с трёхстрочной надписью на пишущей машинке, которая использовалась совсем недолго. Белизские почтовые марки описываются во всех основных каталогах мира, таких, например, как «Скотт». В английских каталогах «Стэнли Гиббонс» почтовые выпуски Белиза включены в общее издание «Марки мира» и в «красные» тома для марок Великобритании и Содружества наций.   Дополнительно компания «Стэнли Гиббонс» издавала в 2009 и 2014 годах отдельный (так называемый «жёлтый») том для почтовых марок Белиза вместе с выпусками Гайаны и Тринидада и Тобаго. На верхнем фотоснимке — одна из самых ранних марок Британского Гондураса 1882 года выпуска номиналом в 4 пенса, на которой к 1891 году дважды делались надпечатки.) (Франкотип (результат механического франкирования почтовых отправлений, как правило исходящих от крупных государственных ведомств, коммунальных служб, научных учреждений, деловых структур, общественных организаций и т. д. Представляет собой оттиск знака почтовой оплаты вместе или рядом с календарным почтовым штемпелем) Белиза (1986 год.) (Марка Белиза колониального типа номиналом в 10 центов (1895 год.) (15-центовая марка с изображением Сарджентс-Кэй (1938 год.) (Шлюп «Мерлин» на белизской почтовой марке номиналом в 5 центов 1949 года выпуска.) (Каталог «Скотт» (2007 год, том 1: США, ООН, страны мира A—B), внизу обложки которого показана марка Белиза 1982 года выпуска, посвящённая 75-летию скаутинга.) (Каталог «Стэнли Гиббонс» (красный, 2001 год) для Великобритании и Содружества, на обложке которого посредине вверху можно увидеть марку Белиза 1998 года выпуска, номиналом в 1 белизский доллар, посвящённую 50-летию Университета Вест-Индии.)

(Земля свободных, англ. Land of the Free — государственный гимн Белиза. Был написан в 1963 году Селвином Уолфордом Янгом на слова Сэмюэла Алфреда Хейнса и утверждён с получением страной независимости от Великобритании в 1981 году.

Английский текст гимна:
O, Land of the free by the Carib Sea,
Our manhood we pledge to thy liberty!
No tyrants here linger, despots must flee
This tranquil haven of democracy.
The blood of our sires, which hallows the sod,
Brought freedom from slavery oppression’s rod,
By the might of truth and the grace of God,
No longer shall we be hewers of wood.

Хор: (припев повторяется и после второго куплета):

Arise! ye sons of the Baymen’s clan,
Put on your armour, clear the land!
Drive back the tyrants, let despots flee —
Land of the Free by the Carib Sea!

Nature has blessed thee with wealth untold,
O’er mountains and valleys where prairies roll;
Our fathers, the Baymen, valiant and bold
Drove back the invader; this heritage hold
From proud Rio Hondo to old Sarstoon,
Through coral isle, over blue lagoon;
Keep watch with the angels, the stars and moon;
For freedom comes tomorrow’s noon. ) (Почти половина населения Белиза исповедует католицизм. Протестанты составляют 29 % (из них: пятидесятники из Ассамблеи Бога 7,4 %, англикане 5,3 %, адвентисты седьмого дня 5,2 %, меннониты 4,1 %), баптисты 3,5 процента и методисты 3,5 процента. Есть также и около 6 000 назарян, индуистов, бахаи, буддистов, свидетелей Иеговы, мормонов, мусульман и прочих. За исключением меннонитов и пятидесятников, которые живут в основном в сельских районах Кайо и Ориндж-Уолк, члены этих групп живут в столице страны. Католики живут по всей стране и составляют большинство во всех округах, кроме двух — Белизе и Кайо. Около 10 процентов граждан считает себя атеистами. В начале XVI века территория Белиза была завоёвана Испанией. Первые католики-переселенцы появились на территории сегодняшнего Белиза в первой половине XVII века.

С 1836 года на эти земли распространял свою юрисдикцию апостольский викариат Ямайки (сегодня — архиепархия Кингстона). В 1888 году Святой Престол учредил апостольскую префектуру Британского Гондураса, которая в 1893 году была преобразована в апостольский викариат. Пастырское попечение над католиками, проживавшими в Британском Гондурасе, было поручено иезуитам.

В 1956 году была учреждена епархия Белиза, которая в 1983 году была переименована  в епархию Белиза — Бельмопана. Сегодня эта епархия входит в митрополию Кингстона.

В 1983 году Белиз посетил с пастырским визитом Римский папа Иоанн Павел II. Индуизм исповедует большинство индийских иммигрантов, в то время как ислам распространён среди иммигрантов из Ближнего Востока. Греческая православная церковь располагается в Сан-Игнасио. . Свидетели Иеговы значительно расширили своё влияние в последние годы. Около 3 % населения посетили по крайней мере одно религиозное собрание Свидетелей в 2007 году. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней имеет 3 300 последователей в стране. Конституция Белиза гарантирует свободу вероисповедания в стране, также имеется ряд законов и нормативно-правовых актов в которых закреплены религиозные права граждан. Правительство Белиза на всех уровнях защищает это право. В 2008 году государственный департамент США не публиковал сообщения о дискриминации по признаку религиозной принадлежности в Белизе. На верхнем фото — англиканский собор в городе Белиз.) (Большую часть территории Белиза занимает низменная, местами заболоченная равнина со множеством озер и лагун. Наиболее крупные реки — Рио-Ондо и Белиз. На юге простираются горы Майя высотой до 1122 м (пик Виктория). Это самая малозаселённая часть Белиза. Вдоль побережья, на расстоянии около 30 км от него, тянется барьерный риф.

Климат Белиза — тропический пассатный. Средняя месячная температура около 26 °C. Северо-восточный пассат приносит много осадков. Количество их увеличивается с севера на юг от 1300 до 3500 мм в год. Сезон дождей длится с мая по июль. Ураганы с Карибского моря, сопровождающиеся ливнями и наводнениями, приносят стране тяжёлые бедствия.

Около половины территории страны покрывают влажные тропические леса. На юго-западе и севере Белиза значительные площади заняты листопадными широколиственными и хвойными лесами. Административно-территориальное деление — шесть округов:
Белиз
Кайо
Коросаль
Ориндж-Уолк
Станн-Крик
Толедо.

Округа в свою очередь делятся на 31 избирательный округ. На верхнем фотоснимке — плотина в округе Кайо.)

(Джордж Кэдл Прайс (15 января 1919 — 19 сентября 2011) — первый Премьер-министр Белиза, один из главных борцов за независимость страны. Родился Джордж в Белизе в семье Уильяма и Ирэн Прайс урождённой Эскаланте, он занялся политикой в 1947 году с его избранием в состав городского совета Белиза. Три года спустя, 29 сентября 1950, основал Народную партию, которую он возглавлял на протяжении четырёх десятилетий и которая достигла политической и экономической независимости от Великобритании, как известно, Белиз был колонией Британский Гондурас. Получил образование в Колледже Санкт Джон (SJC), Белиз. По окончании Прайс был нанят местным бизнесменом Робертом Сидни Тертоном в качестве его личного секретаря. Прайс объединил несколько выпускников SJC, некоторые из них позднее стали членами ПНП, которые участвовали в выборах в 1944 и 1947 годах в местном городском совете. Прайс в 1950 году, стал помощником секретаря, а в знаменитой речи в том же году заявил, что «Национальное единение» есть цель его партии. Тем временем в экономике, росли цены, и это была важнейшая проблема. Прайс стал лидером партии после прений в руководстве в 1956 году.

Избран в Законодательное Совет колонии в 1954 году, он также являлся мэром города Белиз в период с 1956 по 1962 год. В 1956 г. Прайс стал также лидером партии ПНП. Как премьер-министр, должность которую он занимал с 1961 года, он возглавлял правительство, которое начало переговоры о независимости с Великобританией. Он был переизбран премьер-министром в 1964 году.

В 1981 году Белиз обрел  абсолютную независимость, и Прайс стал первым премьер-министром страны и министром иностранных дел до 1984 года. После поражения ПНП в на выборах 1984 года от Объединенной демократической партии и её лидера Мануэля Эскивеля, он был в оппозиции пока не вернул себе пост премьер-министра в 1989 году, на котором работал до 1993 года, когда он снова был сменен Эскивелем.

В 1982 году Джордж стал членом Тайного совета Соединенного Королевства. В октябре 1996 года он объявил о своем уходе с поста лидера партии, и 10 ноября 1996 его официально сменил Саид Муса. В сентябре 2000 года Прайс стал первым человеком, который получил высшую награду Белиза, Орден Национального Героя, так как он сыграл ведущюю роль и добился независимости для своей страны. Он получил аналогичные награды в других карибских и центральноамериканских странах.)

(Ягуары в Белизе охраняются законом.) (Одна из самых известных достопримечательностей Белиза — ферма бабочек под названием «Зелёные холмы». Она расположена в округе Кайо — крупнейшем во всем Белизе, между холмами известняка, покрытыми пышной растительностью, на территории Вы найдете собственно саму ферму «Зеленые Холмы», а также — Ранчо Бабочек и Ботанические Коллекции. Скопления бабочек, от блестящего синего цвета до великолепного оранжевого, ослепительно-желтого, серого летают свободно на площади в 2 700 кв. футов. Здесь также обитает самая большая бабочка в Белизе. «Зеленые Холмы» в основном занимается различными научными исследованиями живой природы, изучением разновидностей бабочек и жизни их популяций. Одна редкая разновидность бабочек, практически не изученная наукой, была обнаружена в «Зеленых Холмах», этот вид бабочек называется Цитаракантус Мирмани. Также на территории парка водится паук тарантула среднего размера (абсолютно не ядовитый), разновидность которого была замечена только в трех областях в округе Кайо в Белизе.) (В состав военно-воздушных сил Белиза входит всего четыре самолёта — один учебный, один транспортный и два патрульных.) (Ежегодно на  многострадальный Белиз обрушивается множество разрушительных ураганов. Осторожнее во время отпуска.)

(Вооружённые силы Белиза (англ. Military of Belize) — военная организация Белиза, предназначенная для обороны страны, защиты свободы и независимости государства, одно из важнейших орудий политической власти.

Военный бюджет Белиза составляет в общей сложности $19 млн. (по состоянию на 2005 год). Регулярные вооружённые силы составляют 1,05 тыс. чел. Комплектование — на добровольной основе. Резерв — 700 чел. Мобилизационные ресурсы — 68,5 тыс. чел., в том числе годных к военной службе — 40,6 тыс.

Сухопутные войска составляют 1,05 тыс. чел., 3 пб, группа поддержки, 3 роты резерва. Вооружение: 6 минометов калибра 81 мм, 8 безоткатных орудий «Карл Густав». Морские силы обороны (в составе Сухопутных Войск): 50 чел., 3 ПКА, 9 катеров, 3 ДКА.

Белизская армия участвовала в Сражении при Сент-Джордж Кей в 1798 году. Сражение при Сент-Джордж Кей было короткой военной операцией, которая длилась с 3 по 10 сентября 1798 года у берегов Британского Гондураса (современный Белиз). Однако это название, как правило, применяется для финальной битвы, которая произошла 10 сентября. Испанцы и ранее не единожды пытались изгнать поселенцев в 1716, 1724, 1733, 1747, 1751, и 1779 годах. Таким образом, сражение 10 сентября 1798 года было последней попыткой установить контроль над этим районом. Битва произошла между вторгшимися силами из Мексики, которые пытаясь захватить территорию Белиза, и небольшим отрядом местных лесорубов, (они назывались Baymen), которые защищали свои земли при поддержке черных рабов. После окончательного сражения, длившегося два с половиной часа, изнуренные от болезней испанцы отступили и британцы объявили себя победителями. Сегодня день битвы при Сент-Джордж Кей в Белизе является национальным праздником и выходным днём, хотя многие историки и оспаривают значение и важность этого события. Территория современного Белиза была предметом спора между Великобританией и Испанией уже с середины XVIII века. Хотя Испания никогда не занимала Белиз, она считала его частью её Центрально-американских владений, таких, как Мексика и Гватемала. Англичане начали колонизировать эту территорию с 1638 сначала для добычи кампешевого дерева, а позже красного дерева. Испания признала права Британии на эти земли по условиям Парижского договора (подписан в 1763 году[2]), но отказалась провести границы (это показало бы, что Испания отказывается от своих притязаний на эти области), что привело к дальнейшим спорам. После того как в сентябре 1779 года испанцы атаковали британское поселение на Сент-Джордж Кей и вывезли оттуда всех поселенцев, так что с 1779 по 1782 поселок был заброшен. В 1783 году после подписания Версальского договора военные действия прекратились, что позволило Baymen вновь поселиться на территории между реками Белиз и Рио-Ондо, этот район был расширен до реки Сибан Лондонской конвенцией 1786 года. При этом по условиям конвенции английские поселенцы не имели права строить укрепления, содержать вооружённые силы или создавать какую-либо форму самоуправления. Согласно этому соглашению Британия ликвидировала свою колонию Москито-Бэй на берегу Никарагуа. Около 2 тысяч поселенцев и их рабов оттуда перебралось в Белиз в 1787 году. Несмотря на соглашение, в колонии создавались крупные плантации, и продолжал существовать выборный магистрат. Крупные плантаторы не желали подчиняться британскому суперинтенданту, и колония продолжала оставаться полунезависимой. Хамфрис сообщает, что в 1796 году при посещении этой области, испанский инспектор Хуан О’Салливан заявил, что британцы вторглись на испанские территории в Мексике в районе реки Рио-Ондо. После его возвращения в Испанию начались военные действия между Великобританией и Испанией. Испанцы решили воспользоваться ситуацией и прогнать британских поселенцев из Белиза. Колонисты обратились за помощью к ямайскому губернатору Александру Линдсею, 6-му графу Балкарресу. Несмотря на то, что он находился в состоянии войны с маронами, Балкаррес тем не менее послал оружие и боеприпасы, а в декабре 1796 года послал ещё и коммандера Томаса Дандаса с судном HMS Merlin. Но по прибытии, вместо подготовки к защите, Дандас начал вмешиваться в местные дела, что сократило добычу кампешевого дерева. Тогда Балкаррес послал для наведения порядка подполковника Томаса Барроу, назначив того суперинтендантом. Барроу сразу же начал готовиться к обороне, и 11 февраля 1797 года ввел военное положение и приказал остановить все работы. Несогласные с его планами по защите Baymen 1 июня 1797 года собрали открытое заседание магистрата. На этой встрече они проголосовали 65 голосов против 51 за защиту поселения и сотрудничество с Барроу. Число его сторонников значительно уменьшилось в сентябре 1798 года, когда пришли новости о размере приближающегося испанского флота. Дон Артур О’Нил, губернатор Юкатана и командующий экспедицией, смог собрать:

…Два больших фрегата, вооруженный бриг, два шлюпа и четыре канонерские лодки, несущие каждая по 24-фунтовой пушке на носу; с несколькими другими вооруженными судами, прибыли в Кампече, и приняв на борт около 300 военнослужащих, сделали остановку на острове Косумель, там два фрегата и бриг дезертировали и вернулись в Веракрус…

Общая численность сил вторжения составляла 20 судов, 500 матросов и 200 солдат. И хотя число испанцев снизилось из-за вспышек жёлтой лихорадки, тем не менее, этого было достаточно, чтобы испугать Baymen.

Капитаном Merlin в 1798 году по приказу Барроу стал Джон Мосс. Когда 18 июля 1798 года испанский флот достиг острова Косумель, это вынудило поселенцев принять решение вооружить своих рабов, факт, который затем повлиял на исход сражения. Были некоторые люди, кто потребовал эвакуации, но Балкаррес проигнорировал их и ввел военное положение с 26 июля. Английские силы были меньше чем испанские: шлюп Merlin, две канонерских лодки, Towzer и Tickler, с одной 18-фунтовой пушкой и 25 членами экипажа каждая, под командованием двух торговых капитанов, Гелстона и Хосмера, которые привели с собой некоторых членов экипажа; Mermaid, с одной короткой 9-фунтовой пушкой и 25 матросами; две шхуны, Swinger и Teazer, с шестью пушками и 25 членами экипажа каждая, и восемь небольших канонерок, с одной 9-фунтовой пушкой и 16 матросами. Большая часть их экипажей, за исключением Towzer и Tickler, состояла из добровольцев «колониальных войск». Кроме того, было ещё 700 солдат, готовых отразить нападение с суши. На 3 сентября испанцы с пятью судами попытались преодолеть мелководье возле Монтего-Кей. Tickler, Swinger, и Teazer, сразу же атаковали эти пять испанских судов, и с наступлением темноты, заставили их отступить. На следующий день, 4 сентября, испанцы вновь попытались преодолеть мелководье, и вновь были вынуждены отступить. 5 числа те же испанские суда, в сопровождении двух других судов и нескольких шлюпок, заполненных солдатами, попытались преодолеть то же мелководье в другом месте, но были отбиты, понеся потери. Не сомневаясь, что следующей целью испанцев будет захват Сент-Джордж Кей, от которого они могли бы легко достичь побережья Белиза и там напасть на жителей и уничтожить город, капитан Мосс в ночь на 5 сентября повел туда свой флот, и к полудню следующего дня достиг места назначения. В это время двенадцать самых больших испанских судов полным ходом приближались к острову, но увидев так близко Merlin и флотилию канонерских лодок, испанцы отступили и вернулись к месту своей прежней стоянки. Испанские суда не предпринимали попыток атаковать англичан и до 10 сентября стояли на якоре среди отмелей, на расстоянии четырёх-пяти миль от Merlin и канонерских лодок. 10 сентября, в час дня, девять вооруженных шлюпок и шхун с солдатами на борту, преодолели канал, который отделял их от Merlin. Пять более мелких судов, также с войсками на борту, встали на якоре с наветренной стороны на расстоянии около мили, а оставшаяся часть испанской флотилии оставалась в районе косы Лонг-Кей, как будто ожидая окончания битвы. Испанские суда подошли к англичанам на расстояние пушечного выстрела и встали на якорь. Предположив, что они попытаются атаковать Towzer и Tickler, которые находились к испанцам гораздо ближе, чем основная часть флотилии, капитан Мосс в 13:30 приказал сниматься с якоря. Британские суда сразу же открыли огонь по противнику, испанцы начали отвечать и канонада продолжалась два с половиной часа. К концу этого времени испанцы в спешке отступили везя на буксире с помощью шлюпок большую часть своих судов. Со стороны англичан не пострадал ни один человек, но испанцам, судя по поспешности их отступления, повезло меньше. Из-за мелководья Мерлин был не в состоянии преследовать испанские суда, а остальная часть британской флотилии без его поддержки значительно уступала им по силе. Испанские суда ещё оставались несколько дней на некотором удалении от берега, пока в ночь на 15 сентября, не отплыли обратно в Веракрус. спанцы больше не предпринимали попыток захватить Белиз. В начале XIX века Великобритания попыталась установить более жёсткий административный контроль над поселениями в Белизе, требуя, в частности, под угрозой приостановки деятельности Народного собрания, соблюсти указания британского правительства об отмене рабства. Официально рабство было отменено в 1838 году. С 1840 года англичане стали называть эту территорию Британским Гондурасом. В 1862 году Британия официально объявила Британский Гондурас своей колонией, а во главе администрации вместо суперинтенданта был поставлен вице-губернатор.

К 100-летию битвы правительство Белиза объявило 10 сентября национальным праздником, это событие отмечается как день Сент-Джордж Кей. Также в 1998 году банк Белиза выпустил три памятных монеты в честь 200-летия битвы. На верхнем фотоснимке — карта Сент-Джордж Кей издания 1764 года.)

(Самый крупный из островов, некогда принадлежавших Белизу — Grand Bugue Caye.  Им уже давно владеет один из богатейших людей на нашей планете — Уильям Генри Гейтс III (англ. William Henry Gates III; 28 октября 1955, Сиэтл, Вашингтон), более известный как Билл Гейтс (англ. Bill Gates) — американский предприниматель и общественный деятель, филантроп, один из создателей (совместно с Полом Алленом) и бывший крупнейший акционер компании Microsoft. До июня 2008 года являлся руководителем компании, после ухода с поста остался в должности её неисполнительного председателя совета директоров. Также является сопредседателем благотворительного Фонда Билла и Мелинды Гейтс, членом совета директоров Berkshire Hathaway, ген. директор Cascade investment. Приватный рай Билла имеет успокаивающий великолепный вид на океан, множество кокосовых пальм и прочей растительности, особенно в северной части.) (Белиз — одна из немногих англоговорящих стран в своём регионе. Точнее, английский язык имеет статус официального, но испанский язык здесь  все — же гораздо более распространён.) (На более чем компактной территории Белиза с суммарным размером в 22 966 км² произрастает около 4 тысяч видов различных растений.) 

(Для большинства туристов, приезжающих в это экзотическое государство, Белиз представляется спокойным и мирным. Тем не менее, в крупных городах страны все-таки существует опасность мелких правонарушений и краж. После захода солнца лучше всего (из соображений безопасности) по улицам городов Белиза передвигаться на личных автомобилях, такси и группами по несколько человек.

В период с июня по февраль на территории Белиза не редки тропические ураганы и штормы. Конечно, в это время лучше воздержаться от поездки в Белиз.

Любителям незабываемых путешествий по джунглям Белиза, стоит помнить, что в таких отдаленных районах нет и никогда не было скорой медицинской помощи, но здесь присутствует авиамедпомощь, которая готова прилететь на место происшествия в течение 15 минут. Лучше всего по таким местам передвигаться вместе с гидом.

Как и в любой тропической стране, в Белизе существует опасность заражения различными некрутыми  инфекционными заболеваниями, например, малярией и желтой лихорадкой, для предотвращения этого стоит сделать обязательные прививки.) 

(Средства связи и телекоммуникации Белиза имеют достаточно высокий уровень развития. Страна оснащена современной системой телефонной связи. Здесь повсеместно доступны автоматы, которые работают по карточкам. Сельские районы обслуживаются телефонами, устанавливаемыми в доме вожака. Им могут пользоваться все члены коммуны. Телефоны, позволяющие сделать звонок за границу, имеют надпись Home Country Direct. Обычно они располагаются в непосредственной близости от крупных торговых центров, гостиниц, отелей и банков, а также в аэропорту. Минута международного разговора стоит около 1 $.

Сотовая связь в Белизе получила даже большее развитие, чем стационарная сеть. Здесь используется мобильный стандарт GSM 1900. Единственный оператор страны Belize Telecommunications Ltd обеспечил практически полное покрытие территории Белиза. Кстати, роуминг с этой страной доступен большинству мировых мобильных компаний, в том числе и российским представителям этого бизнеса. Для разговора по сотовому телефону внутри страны можно приобрести сим-карту в офисах оператора, на бензоколонках и в крупных магазинах. Стоимость ее доходит до 15 $, а одна минута разговора обойдется в 0,25 $.

Сетевые технологии в Белизе развиваются довольно интенсивно. Интернет-провайдеры обеспечивают все виды услуг практически на всей территории страны. На улицах крупных городов можно найти большое количество интернет-кафе. В некоторых отелях, гостиницах и в аэропорту доступны даже беспроводные сети. Стоимость одного часа работы в интернете составляет около 3 $.) 

(Для пребывания в Белизе гражданам России и СНГ необходимо позаботиться о наличии визы. Оформить ее можно двумя способами: непосредственно в пункте пересечения границы или в консульском отделе посольства Великобритании, которая представляет интересы Белиза.

Для получения визы непосредственно на границе необходимы следующие документы: заграничный паспорт, билеты в оба конца и необходимое количество денег из расчета более 50 $ на один день пребывания. Оформление такой визы стоит 100 $.

При оформлении въездной визы в посольстве в консульский отдел надо предоставить: загранпаспорт, срок действия которого превышает период планируемого пребывания в стране; заполненную на английском языке визовую анкету; две фотографии; подтверждение бронирования номера в гостинице и возможности оплаты своих расходов в Белизе; билеты в оба конца. Стоимость такой визы также составляет 100 $.

Поскольку отдельного посольства Белиза в России на данный момент нет, то подавать документы необходимо в консульский отдел посольства Великобритании в Москве, расположенный по адресу: 121099, г. Москва, ул. Смоленская набережная, д. 10.) 

(Путешествуя по Белизу, необходимо помнить о некоторых очень важных правилах, которые помогут сделать ваш отдых безопасным и незабываемым.

Перед приездом в страну необходимо позаботиться о наличии определенных прививок, а именно против лихорадки, малярии, дизентерии, всех видов гепатита, тифа и холеры. В сельских районах Белиза существует опасность заражения кишечными инфекционными заболеваниями и бешенством.

Несмотря на постоянное хлорирование водопроводной воды, употреблять ее в пищу сырой небезопасно. Необходимо обязательно ее прокипятить, а лучше всего пить бутилированную воду. Для чистки зубов также лучше кипятить жидкость.

Носите головные уборы, солнцезащитные средства, а также используйте качественные репелленты.

Отдыхающим строго запрещено путешествовать по отдаленным районам страны без сопровождающего лица.

Вывоз и ввоз предметов антиквариата возможен только при предоставлении соответствующих документов, которые должны оформляться при совершении покупки. Стоит при этом всем очень хорошо помнить, что запрещено вывозить из страны кораллы, орхидеи, живых черепах и изделия из их панциря. Вывоз и ввоз иностранной валюты неограничен, правда, суммы, превышающие 10 000 $, требуется задекларировать.

Руины древних городов майя находятся под охраной государства, поэтому не пытайтесь оттуда прихватить с собой что-нибудь в качестве сувенира — это строго — настрого запрещено.) 

(Белиз Сити (англ. Belize) — крупнейший город и порт в государстве Белиз. Расположен на берегу Карибского моря, в восточной части Белиза. Основан английскими моряками в конце XVII века, в устье ручья Оуловер. Использовался как перевалочная база для лесоторговцев и лесозаготовщиков.

Изначально Белиз являлся столицей государства, но в 1961 году ураган Хэтти нанёс городу существенный ущерб, после чего, в 1970-е годы, столица была перенесена вглубь страны, в город Бельмопан. Тем не менее, город Белиз остаётся резиденцией премьер-министра и правительства страны. Морской порт. Муниципальный аэропорт с международным терминалом (код TZA), примерно в 3 км к северу от центра города. Международный аэропорт Белиз Сити Филип Голдсон (Belize City Philip S. W. Goldson International Airport), в 16 км северо-западнее г. Белиз, код BZE. Достопримечательности Белиза — Сити включают в себя: Собор Святого Иоанна(1812—1847 гг.) — самая старая англиканская церковь в Центральной Америке).
Музей Белиза в здании старой тюрьмы (1857 г.).
Прибрежный Зональный музей (экспозиция по экологии рифов) и Морской Музей (собрание моделей и документов по мореплаванию) в здании бывшего Пожарного депо (1923 г.) В 50 километрах к юго-западу от города — Белизский зоопарк. Образован в 1983 году. Тогда после съёмок фильма о жизни диких животных «Path of the Raingods» остались полтора десятка полудиких животных, отловленных в джунглях. Выпускать их на свободу не рискнули — животные могли погибнуть. Смотритель Шарон Матола (Sharon Matola) основала питомник, а затем — зоопарк. Сейчас в нём свыше 125 видов местной фауны.) 

(Флаг города.)

Да, друзья! Ю — ху! Ха! Ну вот и все факты о Белизе. Редактор номера журнала — Алихан.

  • Елена Москва

    Добрый день, Алихан! Спасибо за столь интересное путешествие и твой рассказ. Про такую страну Белиз знала, но весьма немного и без подробностей, так сказать 🙂
    Бедненькая страна, но природа тропиков всегда богата! Очень хотелось бы побывать на таком Ранчо Бабочек и посмотреть эти “порхающие цветы» 🙂
    Алихан, с нетерпением буду ждать новые статьи!

    • Алихан

      Благодарю Вас за отличный комментарий, Елена. Следующее путешествие обещает быть не менее интересным. Заходите почаще, Елена, буду этому очень рад.

  • кострома

    На всех посольств не напасешься,хотя удивительно все равно.
    Интересная история,всего понемногу.И база пиратов(как Тортуга),и древность вообще до н.эры.Неплохо бы там побывать.

    Спасибо Алихан,жду продолжения,по возможности :-)))

    • Алихан

      Благодарю Вас за отличный отзыв. Следующее путешествие обещает быть не менее интересным. Заходите почаще, буду этому очень рад.

  • Терминатор

    спасибо !

    • Алихан

      Не за что. Я очень рад, что Вам понравилась моя статья. От всей души желаю Вам хорошего дня.

  • Ника

    Алихан,как думаешь, если бы цивилизацию майя не уничтожили, мир развивался бы быстрее?
    Конец прочла скомкано, честно признаюсь. Устала… Еще вернусь.

    • Алихан

      Даже не знаю, думаю, что если бы цивилизацию майя не уничтожили, то накопленные ими знания действительно помогли бы миру развиваться намного быстрее. Но майя, к счастью, не уничтожены до конца. В южной части мексиканского штата Чьяпас проживает по сей день племя лакандонов – единственных потомков майя, которые сохранили свою культуру до наших дней. Жизнь современных майя очень интересна и увлекательна. К сожалению, с каждым годом количество истинных лакандонов уменьшается, так как их дети предпочитают уходить из племени в большие города, учиться, работать и жить жизнью обыкновенных современных людей. Изучить жизнь племени лакандонов решил в свое время выдающийся этнолог из Германии Кристиан Ретш. После прибытия в Мексику, Ретшу пришлось добираться до поселения лакандонов пешком. Он прошел не менее пятидесяти километров, после чего наткнулся на первые хижины современных майя. Примечательным оказалось то, что лакандоны и ныне общаются на древнейшем языке своих предшественников. К счастью, Ретш знал несколько стандартных фраз на языке майя.

      Исследователь был одет в белую рубаху, а также имел длинную бороду. Такой внешний вид Ретш создал не случайно. Потомки майя предпочитают не стричь волосы, не брить растительность на лице, и носить белые длинные рубахи в качестве повседневной одежды. Человек из племени лакандонов, встретивший Ретша, изначально отнесся к ученому положительно, восприняв его за соседа. Возле лакандонов обитает несколько племен с похожими традициями, но потомками майя, как утверждают лакандоны, они не являются, так как предали своих предков, поменяв образ жизни на современный. Исследователь попытался наладить максимально положительные отношения с лакандонами. На протяжении нескольких недель он входил в доверие, после чего ему разрешили пожить в племени некоторое время. Ученые – коллеги Ретша сначала восприняли его поступок негативно, отговаривая исследователя от столь опасной миссии. Но, несмотря на все сложности и недопонимания, Ретш решил стать соплеменником лакандонов на три года.

      О своей жизни в племени Кристиан написал книгу, которая называется «Исследователь, решивший изучить волшебство». В основу книги лег личный записник Ретша, который он вел ежедневно, детально описывая в нем все события, происходящие с ним. Проживая в племени лакандонов, Ретш раскрыл огромное количество загадок майя, изучил достоверно культуру потомков древней цивилизации, ответил на вопросы касательно образа жизни майя и лакандонов. Крохотное племя, состоящее буквально из нескольких десятков человек, является последним бастионом нетронутой древней культуры. Лакандоны на протяжении десятков лет боролись с миссионерами, не позволяя им внедрить современные технологии в племя. Также потомки майя отказывались менять свою веру, поэтому так и не стали христианами.

      Внутри племени ходят легенды о громадных насекомых, которые питались людьми, о ягуарах и рептилиях, которые служили древним богам, о летающих макаках. Практически все легенды лакандонов выглядят устрашающе. Несмотря на это, сами представители племени отличаются дружелюбностью и добрым нравом. У них нет таких понятий, как зависть, ненависть, злоба. Они всегда готовы прийти на помощь ближнему, а также тепло принимают гостей, если те не пытаются изменить их мировоззрение.

      Для гостя племени выделили отдельную хижину, но кормили скудно (бобами и хлебными лепешками). Лакандоны считают, что хорошо питаться может только тот, кто хорошо работает. Иногда Ретша брали с собой на обработку маисовых полей. Исследователь отмечал, что работать его никто не принуждал. Члены племени работают столько, сколько пожелают, после чего могут заниматься своими делами, которых у них предостаточно. В своей книге исследователь отметил, что:

      «Жить с лакандонами в непролазных джунглях – одно удовольствие. Каждый день рядом с потомками майя наполнен спокойствием и умиротворенностью».

      Однажды у Ретша случилась жуткая дизентерия, скосившая его на несколько дней. Ученый даже всерьез подумал, что умрет от инфекционного заболевания. Магия лакандонов, которой они постоянно лечились от подобных расстройств, на «чужого» не действовала. Ретшу становилось все хуже и хуже с каждым днем, пока ему на помощь не пришла староста племени – женщина преклонного возраста. Она принесла ему банан, который якобы наделила чудодейственной силой. После того, как Кристиан съел его, ему действительно стало лучше. Вскоре исследователь выздоровел совсем, так и не поняв, какой же силой наделила банан староста. Эту тайну ему открывать наотрез отказались. В своей книге ученый часто упоминает, что представители современной цивилизации постоянно мешают лакандонам спокойно жить, вторгаясь в их личное пространство, переманивая на свою сторону. Мексиканские власти огородили территорию поселения, а также ограничили их охотничьи угодья. Новому поколению уже не рассказывают легенды древних майя, не обучают его магическим ритуалам и знахарству. Старейшин племени уже практически никто не слушает, предпочитая им современный телевизор.

      • Ника

        Мне импонирует их стремление к справедливости и доброта, конечно же. Стремление помочь другим и сохранится другим…

        Сейчас начала читать «Пополь-Вух», интересно…

        • Алихан

          Соглашусь с Вами, мне тоже очень импонирует стремление подобных малых народов к сохранению своей культуры и своих обычаев. Надеюсь, что в ближайшем будущем положение подобных народов улучшится.

          • Ника

            Увы, мой юный друг, цивилизация к ним приближается, и что уж говорить — соблазняет своим комфортом … Но это не беда, скорее эволюция.

          • Алихан

            Согласен.

          • Ника

            а еще у них был ангел «Тающий мороз», скорее это предсказание о глобальном потеплении. Племя, назовем его так, майя, были мастера на предсказания и волшебство.)

  • Vika Пузырькова

    Сколько в мире тайн и загадок! И сколько еще неизведанного!!

    Спасибо, Алиханчик! Было очень интересно!)