Путешествия с Алиханом Боливия

Государство в центральной части Южной Америки. Официальные языки — Мооре, Испанский язык, Аймара, Гуарани, итене, Такана, пукина, мовима, Леко, Торомоно. Президент страны — Эво Моралес. Столица страны — город Сукре. В Боливии круто: Чакалтая (Горный хребет с ледником в Боливии высотой 5421 м с видом на озеро Титикака. Вершина расположена в 30 км от Ла-Паса. Чакалтая является одной из высоких гор в Южной Америке и её ледник одним из первых сильно уменьшился в размерах из-за изменения климата. Ледник образовался более 18 000 лет назад, а с 1980 года уменьшился более, чем на 80%. ), Кристо де ла Конкордия (Статуя Иисуса Христа, расположенная на холме Сан-Педро в Кочабамбе, Боливия. Высота статуи 34,2 метра, пьедестала 6,24 метра, общая высота 40,44 метра. Статуя на 2,44 метра выше, чем знаменитая статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, что делает её крупнейшей статуей в Южном полушарии), Пума Пунку (Мегалитический комплекс строений, расположенный рядом с более известным мегалитическим комплексом — Тиуанако, в Боливии, в 72 км от Ла-Паса вблизи восточного берега озера Титикака), Ильимани (Гора в Боливии. Вершина её является высочайшей точкой хребта Кордильера-Реаль и второй по высоте в стране. ) Ребят, я сам этому поразился, как только узнал: Боливия названа в честь человека, который написал для страны конституцию. Его звали Симон Боливар. Ещё факт: Боливия экспортирует кукурузу, хлопок, рис, сахарный тростник, а также олово, серебро и цинк, залежи, которых есть в этой стране. А еще государство —  первый по счету экспортер бразильских орехов. Совет: В каждой деревни Боливии есть свои традиции, ритуалы и национальная одежда. Большинство жителей страны – потомки индейцев, но злоупотреблять этим словом не надо, что бы не оскорбить гостеприимных, но суровых боливийцев. Интересность: Эво Моралес — первый глава Боливии — индеец — народа аймара. Он и необычен немного: Боливия — страна гористая — все знают, наверное. И чтоб дышать в горах, боливийцы употребляют коку — кокаиновый куст. Кока — наркотик полного разлива в других странах мира, а тут с ней даже печенье делают. Так вот. Выступая на одной из конференций и решив показать участникам безвредность коки, Моралес публично, во время речи разжевал при всех лист наркотической коки.

(Госуда́рственный флаг Боли́вии представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 15:22, состоящее из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — красного, средней — жёлтого и нижней — зелёного цвета. В центре флага помещено изображение герба Боливии. Флаг принят в 1851 году. Несмотря на то, что у Боливии нет выхода к морю, в стране существует военно-морской флаг, используемый на речных и озёрных судах. Девять звёзд на морском флаге обозначают девять департаментов Боливии, большая звезда обозначает право на выход к морю, потерянное в результате Тихоокеанской войны в 1884 году. Верхнее красное поле флага RGB 216:30:5 Средняя жёлтое поле флага RGB 252:225:34 , или Pantone 107C Нижнее зелёное поле флага RGB 0:122:61

Красный цвет флага Боливии символизирует кровь национальных героев, жертвенность и любовь, жёлтый — минеральные ресурсы и инков, которые первыми начали их использовать, зелёный — вечную надежду, развитие и прогресс. Согласно Конституции 2009 года, випала (Wiphala, исторический флаг индейцев аймара) является национальным символом Боливии и используется внутри страны в сочетании с государственным флагом (но не заменяя его). Випала изображена в крыже флага ВМФ Боливии справа от государственного флага.)

(Гражданский флаг Боливии.)  (Военный флаг Боливии.) (Боливийский военно — морской флаг.)

(Национальный гимн Боливии (исп. Himno Nacional de Bolivia) — государственный гимн Боливии.

Текст гимна был создан в 1851 году Хосе Игнасио де Санхинесом, одним из авторов Декларации независимости Боливии и Конституции страны.

Музыку в этом же году написал выходец из Италии композитор Леопольдо Бенедетто Винченти.

Текст гимна:

Bolivianos: el hado propicio
coronó nuestros votos y anhelo;
es ya libre, ya libre este suelo,
ya cesó su servil condición.
Al estruendo marcial que ayer fuera
y al clamor de la guerra horroroso
siguen hoy, en contraste armonioso,
dulces himnos de paz y de unión. (bis.) De la Patria el alto nombre
en glorioso esplendor conservemos
Y, en sus aras, de nuevo juremos
¡Morir antes que esclavos vivir!
Loor eterno a los bravos guerreros
Cuyo heroico valor y firmeza
Conquistaron las glorias que empiezan
Hoy Bolivia feliz a gozar
Que sus nombres el mármol y el bronce
A remotas edades transmitan
Y en sonoros cantares repitan:
Libertad! Libertad! Libertad! (bis)
Aquí alzó la justicia su trono
Que la vil opresión desconoce
Y en su timbre glorioso legose
Libertad, libertad, libertad
Esta tierra inocente y hermosa
Que ha debido a Bolívar su nombre
Es la patria feliz donde el hombre
Vive el bien de la dicha y la paz (bis)
Si extranjero poder algún día,
Sojuzgar a Bolivia intentare
A destino fatal se prepare
Que amenaza a soberbio invasor
Que los hijos del grande Bolívar
Hayan ya mil y mil veces jurado
Morir antes que ver humillado
De la patria el augusto pendón. (bis.) (В территориально-административном отношении Боливия разделена на 9 департаментов, каждый из которых, в свою очередь, делится на провинции. Всего существует 98 отдельных муниципалитетов.

Согласно новой редакции Конституции, все 9 департаментов являются автономными субъектами.)

(Боливийское песо —официальная валюта Боливии в период с 1963 по 1987 годы.

Боливийский песо состоял из 100 сентаво. В результате гиперинфляции 1983—1987 годов в Боливии до 1984 самой крупной купюрой были 1000 песо; в 1985 — уже 10 миллионов песо. Цены выросли за это время приблизительно в миллион раз.

В 1987 году произошла денежная реформа национальной валюты — замена песо боливиано на новое боливиано — c деноминацией — понижением курса в один миллион раз. При проведении реформы правительство страны решило использовать большое количество отпечатанных ранее «гиперинфляционных» банкнот со множеством нулей как мелкие разменные деньги, заменяющие монеты. На них ставились надпечатки, понижающие номинал от миллиона до двух миллионов раз. На верхнем фотоснимке банкнота номиналом в 100 000 песо 1984 года.) (Банкнота номиналом в 10 000 000 песо 1985 года.)

(Боливиано — денежная единица Боливии. Первый боливиано был введен в 1864 году. Он делился на 100 сентесимо, которые стали называться сентаво в 1870 году. Валюта получила своё название в честь Симона Боливара. В тот период боливиано обменивался по курсу 1 боливиано = 5 французских франков. На 31 декабря 1908 года валюта получила золотой стандарт, и обменивалась по курсу 12 боливиано = 1 британскому фунту стерлингов.

В 1940 году боливиано был привязан к доллар США по курсу 40 или 55 боливиано = 1 доллару США. Но в результате инфляции боливиано продолжал падать в цене. В 1963 он был заменён на валюту боливийское песо, или песо боливиано: (ISO 4217: BOP) по курсу 1.000 старых боливиано за 1 новое песо боливиано. В Боливии в 1928 году произошла денежная реформа в соотношении 1:1.

Но поскольку в банках осталось большое количество не выпущенных в обращение купюр боливиано образца 1911 года, было решено пустить их в обращение параллельно с новыми боливиано, снабдив надпечаткой на лицевой стороне. Из-за того, что Национальный банк Боливии, осуществлявший эмиссию купюр образца 1911 года, поменял за это время название на Центральный Банк Боливии, надпечатки выполнялись с сохранением прежнего номинала в одну строчку чёрной краской: Центральный банк Боливии. После периода гиперинфляции песо боливиано был заменён в 1987 году на новый боливиано по курсу один миллион старых песо на один новый боливиано. 1 новый боливиано был равен одному доллару США.

При проведении реформы правительство страны решило использовать большое количество отпечатанных ранее «гиперинфляционных» банкнот со множеством нулей как мелкие разменные деньги, заменяющие монеты. На них ставились надпечатки, понижающие номинал от миллиона до двух миллионов раз. В 1988 году введены монеты из нержавеющей стали 2, 5, 10, 20 и 50 сентаво и 1 боливиано (выпущены в 1987 году) далее последовала монета 2 боливиано в 1991 году также из нержавеющей стали. В 1997 году введена медная монета 10 сентаво и би-металлическая 5 боливиано в 2001 году. Монеты 2 и 5 сентаво вышли из обращения. Монета 2 боливиано стала выпускаться двух размеров (большая и маленькая), обе одинаково принимаются к оплате. После введения маленькой монеты 2 боливиано планируется выпускать монету 1 боливиано также меньшего размера. На верхнем фотоснимке — банкнота номиналом в 1 боливиано 1892 года. Аверс.) (Монета номиналом в 1 боливиано 1991 года.) (Банкнота номиналом в 100 боливиано 1911 года. Изображение ничего не напоминает?)

 (В некоторых регионах Боливии национальным головным убором, который носят все женщины, считается шляпа-котелок, какие были в моде у европейских мужчин несколько веков назад. Похожую шляпу носил Чарли Чаплин. Выглядит довольно забавно.)

(Сборная Боливии по футболу представляет Боливию на международных турнирах и в товарищеских матчах по футболу, контролируется Федерацией футбола Боливии.

По состоянию на 15 февраля 2018 года сборная в рейтинге ФИФА занимает 47-е место. Исторически сложилось так, что Боливия является одной из слабейших футбольных сборных Южной Америки, поэтому на её счету всего три участия в чемпионате мира по футболу — 1930, 1950 и 1994 годы. Ни разу сборная не преодолевала групповой этап, а в шести матчах трёх турниров набрала только одно очко при разнице мячей 1:20. Тем не менее, сборная не считается, как это принято называть футбольным сленгом, «поставщиком очков». Боливия проводит свои матчи в Ла-Пасе, на стадионе имени Эрнандо Силеса. Ла-Пас расположен на высоте 3600 метров над уровнем моря, что считается недопустимым для проведения футбольных матчей. Однако ФИФА сделала исключение для Боливии, и с тех пор боливийцы играют именно там. На стадионе были одержаны несколько побед над сильными противниками, причём игроки соперника жаловались часто на погодные условия, к которым давно привыкли боливийцы. Главным достижением боливийцев является выигранный в 1963 году Кубок Южной Америки. По состоянию на июнь 2011 года сборная занимает 93-е место в рейтинге ФИФА, а её высшим достижением было 18-е место в июле 1997 года. Также боливийцы прославились в отборочном турнире к чемпионату мира 2010 года, когда сенсационно разгромили аргентинцев со счётом 6:1. В той встрече отличились лучший бомбардир в истории сборной Хоакин Ботеро (оформил хет-трик), Марсело Морено Мартинс, Алекс Да Роса и Луис Торрико. Также боливийцы в той же отборочной кампании смогли победить Бразилию со счётом 2:1. Ещё одним достижением Боливии является победа в 2010 году на Летних юношеских Олимпийских играх в Сингапуре. )  (Официальный герб сборной Боливии по футболу.) (Миф о том, что в Боливии жарко — действительно всего лишь жалкий миф.

Во многих регионах страны очень даже холодно.) (Ежегодно в Боливии проходят массовые свадьбы. Главным действующим лицом обряда становится посаженый отец. Каждый раз на эту роль назначают одного из уважаемых людей Боливии, в 2011 году им стал сам великий президент Эво Моралес. Традиция массовых свадеб у индейцев имеет исторические корни. Представляющий Верховного Инку проверяющий приезжал в район в определенный срок и приказывал юношам и девушкам встать в две шеренги лицом к лицу. Он объявлял мужем и женой уже определившихся молодых людей и выбирал партнеров тем, кто не смог найти себе пару самостоятельно )

(История почты и почтовых марок Боливии описывает развитие почтовой связи в Боливии, государстве в центральной части Южной Америки со столицей в Сукре. Собственные почтовые марки эмитируются с 1867 года. Боливия входит в число стран — участниц Всемирного почтового союза (ВПС; с 1886 года), а её национальным почтовым оператором является компания Empresa de Correos de Bolivia. Находясь с XVI века в колониальной зависимости от Испании, Боливия ранее была известна как Верхнее Перу и стала независимой республикой 6 августа 1825 года. Напряженность в отношениях Боливии с Чили и Парагваем оказала влияние на историю почты этих стран и на эмитируемые ими почтовые марки. 1 апреля 1886 года Боливия присоединилась к ВПС. До 1895 года почтовые маршруты были представлены в основном железной дорогой из Антофагасты в Боливию, конными гонцами и речными судами. Внутренние почтовые маршруты оставались неудовлетворительными вплоть до появления авиапочты в 1920-е годы.

С 1911 года Боливия является членом Почтового союза американских государств, Испании и Португалии (UPAEP.) На современном этапе почтовую связь в стране осуществляет компания исп. Empresa de Correos de Bolivia (сокращённо ECOBOL.) Следующие надписи присутствуют на оригинальных почтовых марках Боливии: «Bolivia. Correos» («Боливия. Почта»), «Correos de Bolivia» («Почта Боливии»), «Republica de Bolivia» («Республика Боливия»), «Comunicaciones» («Связь»). Суммарно, по данным Л. Л. Лепешинского, за первый, почти столетний период с 1866 по 1963 год Боливией было издано 669 почтовых марок и 15 блоков. Первые почтовые марки Боливии были эмитированы в 1867 году. Это была серия марок, получившая название «Кондор» — по помещённому на марках изображению кондора. В 1909 году были выпущены первые коммеморативные марки страны, посвящённые столетию начала боливийской войны за независимость Боливии: оливийские почтовые марки являются классической иллюстрацией проблем, вызванных нарушениями при их производстве и влиянием высокой инфляции. Боливия была одной из тех стран Южной Америки, которые предприняли усилия к тому, чтобы запечатлеть доколумбовы времена в сюжетах, используемых для почтовых марок. В 1926 году был разрешён выпуск серии из девятнадцати марок «Ворота солнца» в ознаменование независимости Боливии. Марки были выгравированы и напечатаны в Германии. При этом, узнав, что марки продавались без разрешения в Европе, власти распорядились запереть остальную часть тиража в банковском сейфе, где марки оставались в течение 35 лет. Когда в конце концов марки были выпущены в обращение в 1960 году, инфляция вызвала хаос с боливийской валютой, поэтому на них пришлось сделать надпечатки новых номиналов, иногда в 10 тысяч раз больше их первоначального номинала. На почтовой марке самого высокого номинала в 5 боливиано была выполнена надпечатка нового номинала в 5000 боливиано. Первый почтовый блок появился в 1943 году. Несколько боливийских блоков было посвящено Олимпийским играм в Москве. После 1980 года почтовым ведомством Боливии эмитировалось большое количество почтовых блоков различной тематики, обычно небольшими тиражами. Боливия приступила к выпуску авиапочтовых марок в 1924 году. Для авиапочтовых марок характерна надпись «Correo aéreo» («Авиапочта».) Доплатные марки выпускались в Боливии в 1931—1938 годах. На них имеется соответствующая надпись: «Multa» («Доплата»). Всего вышло 9 доплатных марок. С 1939 года боливийским почтовым ведомством издавались почтово-налоговые марки. По информации Л. Л. Лепешинского, к 1963 году таковых насчитывалось 22 марки. В 1870—1893 годах в обращении в качестве почтовых марок также были фискальные марки. К этой практике издания почтово-гербовых марок боливийская почтовая администрация прибегала и в дальнейшем. Кроме того, известен провизорий Кобихи — надпечатанная в 1917 году фискальная марка Боливии, предназначенная для почтового хождения, которая в каталоге «Скотт» включена в основной перечень почтовых марок этой страны (Sc #102). Марка эта достаточно редкая и в 2002 году оценивалась в $6000 за чистый экземпляр и в $1700 — за гашёный. Вероятно, редкостью и дороговизной марки объясняется факт существования «отличных подделок». Наш давний друг Л. Л. Лепешинский сообщает, что почтово-гербовые марки в Боливии выходили с 1939 года, и таковых к 1963 году имелось 14 штук.  Для временных выпусков (провизориев) на марках могло указываться: «Habilitada» («Разрешено».) Во второй половине XIX века в Боливии было организовано британское почтовое отделение. При этом британские почтовые марки использовались в период с 1865 года по 1878 год в порту Кобиха, которого уже нет, и они могут быть идентифицированы по оттискам буквенно-цифрового почтового штемпеля «С39». Чилийские почтовые марки находились в обращении в оккупированных районах Боливии в период с 1 декабря 1881 года по 11 октября 1883 года. В ходе конфликта Боливии с Парагваем вокруг плато Гран-Чако обе страны прибегали к изображению спорной области на своих почтовых марках в границах собственного государства. Противостояние двух стран привело к кровопролитной Чакской войне 1932—1935 годов. На верхнем фотоснимке — самая первая марка Боливии (издана в 1867 году) из серии «Кондор» номиналом в 5 сентаво. ) (Одна из первых марок Боливии (1867 год) из серии «Кондор» номиналом в 50 сентаво.) (Марка 1909 года номиналом в 10 сентаво, портрет Б. де Монтеагудо.) (Марка номиналом в 20 сентаво.  Портрет Э. Арсе.)  (Надпечатка «Correos 1912.» («Почта. 1912») на фискальной марке номиналом в 2 сентаво.) (То же самое обозначение на марке номиналом в 10 сентаво.) (Провизорий Кобихи (1917 год): красная надпечатка «Correos 10 Cts. — 1917 -» («Почта. 10 сентаво. 1917») на фискальной марке Боливии номиналом в 1 сентаво.) (Образцы полной серии телеграфных марок 1906 года (одновременно с надпечаткой «Specimen» («Образец») и проколами), которая так и не увидела свет.)  (Пробный оттиск (в филателии —  напечатанный прототип, эскиз, проект утверждённой и выпущенной в обращение почтовой марки) марки номиналом в 10 сентаво из этой серии.) (Провизорий Вилла-Беллы (1911 год): надпечатка «20 Cents 1911» («20 сентаво. 1911») на почтовой марке номиналом в 2 сентаво.) (Подборка почтовых марок Парагвая и Боливии с их картами времён войны за плато Гран-Чако: Парагвай — 1924, 1927 и 1932 годов (Sc #254, 292 и 323); Боливия — 1928—1935 годов (Sc #220).

На марке Парагвая 1924 года граница с Боливией не указана, в 1927 году — проходит севернее Гран-Чако, в 1928 году — продвинута ещё дальше с обозначением территории как «Северное Чако Парагвая» и лозунгом «Было, есть и будет (парагвайским)». На марке Боливии спорная область названа «Боливийское Чако».) (Фискальная (гербовая) марка Боливии (1951 год.)   (Часы в здании Национального конгресса на главной площади Ла-Паса движутся назад, в напоминание о ценности прожитого.) (В Боливии находится одно из красивейших мест на планете – легендарный Солончак Уюни, высохшее соленое озеро на юге равнины Альтиплано. ) (В Боливии на границе с Перу, расположено наибольшее судоходное озеро во всем мире – Титикака.

В Южной Америке оно самое большое по объему.)(На улицах Боливии абсолютно легально продают мертвых животных – высушенные тельца детенышей лам, национальных животных страны.

Их покупают те, кто желает задобрить матушку-природу Пачамама и получить взамен на это ее благословение.)
(На улицах боливийской столицы нередко можно увидеть зебр, а точнее, людей, одетых в костюм этого животного.

Такие «зебры»-волонтеры расхаживают по улицам для того, чтобы помочь детям и старикам безопасно перейти дорогу.) (В 11 км oт чудеснейшего гоpодa Ла-Пас наxодится мега — супер — пупер — yдивительная долина, пейзаж которой напоминает поверхность Луны.

Запутанный и причудливый лабиринт скалистых утесов, каньонов, кратеров и впадин образовался много веков назад под воздействием природных явлений.

Вся территория долины ограждена забором, и по ней проложены безопасные туристические маршруты.

Некоторые камни напоминают своими очертаниями животных, а самой популярной для фотографирования скалой является «черепаха».)
(Стoлицa Боливии — совершенно прелестнейший гоpод Сyкре судя по историческим источникам был основан в далеком 1538 году, а его главной достопримечательностью выступает большая площадь в исторической части города — Плаза 25 де Майо.

В самом центре площади установлен гигантский памятник легендарному Хосе Антонио Сукре, ближайшему соратнику вечно великого борца за независимость южноамериканских колоний от испанского ига Симона Боливара и второго президента независимой Боливии.

Площадь окружают административные здания, городская ратуша, Дом Свободы.

Под развесистыми пальмами разместились кафе, ресторанчики и сувенирные лавки.

Это место всегда многолюдно, а местные пацаны зарабатывают тем, что чистят желающим проxожим обувь.)(В 1994 гoдy неподaлеку от чудеснейшего города Сукpе работники цементного завода в xоде разработки известняка обнаружили стену со следами динозавров.

Позже палеонтологи официально подсчитали, что на стене находятся останки более 6 тыс. динозавров.

Это место называется Кал Орко, и его посещение переносит туристов на миллионы лет назад, в период, когда величественные динозавры были полноправными властителями планеты.

Уникальные следы сохранились благодаря тому, что огромные клубы вулканической пыли укрыли известняковую стену, оставив потомкам уникальные отпечатки прошлой жизни.)
(Вoзле гоpодa Кочабамба наxодится высокий холм, а на самой вершине холма yстановлена статуя Иисуса Христа.

Постамент под фигурой имеет высоту 6,2 м, а сама статуя возвышается на 34,2 м над постаментом.

Уникальный монумент был разработан братьями Террасас Парду, а вот прообразом выступил всемирно известный монумент Христа-Искупителя в бразильском Рио-де-Жанейро.

Сам памятник окончательно установили в 1994 году, и эта статуя весом в 2 200 тонн на тот момент была самой высокой статуей Иисуса Христа во всем мире.)   (В прекраснейшем гopоде Потоси, который во временa колониальной экспансии европейцев был главным городом Южноамериканского континента, наxодится совершенно yникальный музей под названием «Монетный двор».

В экспозициях сего музея собраны редкие экспонаты, от индейских мумий до вычеканенных из золота монет.

Свои двери музей распахнул для посетителей в далеком 1773 году, и сейчас занимает целый квартал в центре уютного города.

Самым таинственным экспонатом является маска Маскарон, появившаяся во дворе в 1885 году.

Местные жители считают, что таинственная картинка один из образов божества, хотя есть этому, скорее всего, и рациональное объяснение.)

(В чудеснейшем боливийском гopоде Орyро нaxодится уникальный этнографический музей шахтеров, который был любезно оборудован в одной из горных выработок, недалеко от Святилища Девы Сокавоно.

Экскурсия в недра шахты длится 40 минут, во время которой туристы могут ознакомиться с условиями работы шахтеров, а гид расскажет и о быте этих горных смельчаков.

В таких вот горных выработках трудились в основном индейцы, что и спасло их от полного истребления.

Дело в том, что никто не решался заменить индейцев в шахтах, и потому шахтовладельцы берегли их как зеницу ока.)

(Боливия — родина картофеля.

Здесь существует около 250 сортов картофеля.

И несколько сортов кукурузы, в том числе белая и тёмно-фиолетовая.

Кукурузу здешние жители очень ценят и уважают.

Из неё успешно делают напитки, еду, десерты, и даже алкоголь.

С картошечкой, к примеру, подается блюдо под названием антикучо (исп. Аnticucho.)

Это вкусное блюдо супер — популярно во многих андских странах.

Антикучо — небольшие кусочки мяса, приготовленные на шампуре или на гриле.

Нарезанное кусочками примерно 5х5 см, мяско выдерживают в маринадике с уксусом и специями (перец «аджи», чесночок, кинзочка, тмин.)

Блюдо готовится из любого мяса, но чаще всего берется говяжье сердце (исп. anticuchos de corazon), обычно подается с отварным или жареным картофелем.)

(Как утверждают многие опытные водители, ни одна автомобильная дорога не может гарантировать абсолютной безопасности при движении.

Однако, в мире существует класс сверх опасных трасс, на которых происходит максимально возможное количество дорожных аварий и несчастных случаев.

Одной из таких дорог является так называемая Дорога смерти (исп. Camino de la muerte), которая находится в Боливии, в провинции Лос — Юнгас.

В 1995 году Межамериканский банк присвоил этому участку пути статус «самой опасной дороги в мире».

На этом 70-километровом автомобильном пути, расположенном между городами Ла-Пас и Коройко, ежегодно происходит более 25 аварий, в которых погибает от 100 до 300 человек.

Все это происходит из-за того, что пассажиры, водители и любители экстремальной езды на велосипедах не успевают вовремя затормозить, срываясь в пропасть.

При движении по этой дороге то и дело встречаются памятные таблички и мемориалы, указывающих о том, что в этом месте сорвался автомобиль или велосипедист-экстремал.

Историки не могут с точностью определить, кто построил эту опасную и сложную в прохождении дорогу.

Одни утверждают, что она была выстроена в 30-е годы XX века за счет использования рабочей силы парагвайских заключенных во время Чакской войны, между Боливией и Парагваем.

Другие ученые настаивают, что возводила дорогу одна из американских компаний, занимающихся строительством.

Ежели придерживаться этого мнения, то дорогу проложили в 70-е годы XX века.

Представленный участок пути, называемый «дорогой смерти» (официальное название – Дорога Северного Юнгаса – North Yungas Road), спускается с высоты в 3600 м. до 330 м., при этом протяженность дороги составляет 70 км.

Путь проходит через предгорье Анд, поэтому вполне логично, что здесь достаточно много крутых склонов, к тому же во многих местах дорога становится крайне узкой, поэтому двум автомобилям не так просто разойтись.

Покрытие на «дороге смерти» — просто ужасное: участки качественного асфальта здесь очень редки, в основном в качестве дорожного полотна выступают мелкие камни в перемешку с мокрой (из-за частых дождей) скользкой глиняной массой.

Ежели учесть тот факт, что по этой «трассе» обычно передвигаются большегрузы и автобусы, становится понято, что серьезные проблемы возникают здесь регулярно.

Впрочем, среди водителей существует множестве негласных правил, например, ежели спускаешься на машине, то едешь по внешней обочине, у обрыва.

Это значительно ускоряет спуск автомобиля и при этом обеспечивается безопасность для водителя, едущего наверх.

На протяжении 20 лет (в период с 1986 по 2006 годы) правительство Боливии постепенно модернизировало дорогу.

Сегодня на некоторой ее части имеются 2 полосы, часть дороги покрыта асфальтом, кроме того здесь имеются тротуары, перила, дорожные знаки и различные ограждения, которые делают путь гораздо безопаснее.

В сочетании с плохими дорожными условиями не могут радовать и местные климатические условия, которые поджидают водителей.

На этом участке дороги среднегодовая температура воздуха колеблется в пределах 6 — 11ºС.

Также не особо веселит и систематическая туманность.

Поскольку тропические ливни – обычное дело для этой страны, то частые оползни, ведущие к абсолютному смыванию целых участков дорожного покрытия, – уже совершенно привычны.

Летом здесь довольно часто случаются обвалы камней, которые делают и без того узкую дорогу еще более узкой и непроходимой.

Зачастую опускаются настолько сильные туманы, что дальше нескольких метров не видно ровным счетом ничего, поэтому всем здешним водителям рекомендуется передвигаться крайне медленно и аккуратно.

Дорога смерти получила такой титул относительно недавно — в 1999 году.

Этот год запомнился из-за крупной аварии, когда погибли 8 туристов из Израиля.

Хотя случались аварии и намного страшнее этой.

Например, в 1983 году в каньон рухнул автобус, в котором находились свыше 100 пассажиров.

С 1990-х годов это место посетило свыше 25 тыс. экстремалов, в основном велосипедистов.

Любители горной езды на велосипедах считают должным прокатиться по этой опасной дороге.

Отчаянные велосипедисты частенько приезжают сюда, чтобы повысить уровень адреналинчика в крови.

Однако, сами жители Боливии так «развлекаются» довольно часто, поскольку «дорога смерти» – по факту единственный путь для перемещения между северной и южной частями страны.

Ежели вдруг у кого-то появилось непреодолимое желание прокатиться по самой опасной дороге во всем мире, ежели чувство самосохранения не остановило желание ощутить весь этот ужас на «своей шкуре», тогда уж лучше будет узнать мнение и прислушаться к советам бывалых туристов, уже прошедших этот смертельный путь.

Официальные источники никогда в жизни не опубликуют предложений и советов подобного рода .

Но в Ла-Пасе есть несколько агентств, которые специализируются именно на этом.

Эти данные получены согласно конъюнктурному опросу.

Прокат автомобиля вряд ли сможет оправдать все надежды путешественников.

К тому же стоит учитывать, что большая часть автопарка Боливии состоит из старых и изношенных автомобилей.

При движении по горному серпантину в плохих климатических условиях и при ужасном дорожном покрытии требуется не только внимательное соблюдение аккуратности и осторожности, но и высокие профессиональные навыки.

Поэтому местные туристические фирмы предлагают осуществить заезд на данной трассе только на велосипедах.

Тем более, что педалями особо и не нужно орудовать, просто нужно скатиться вниз.

Все дело в том, как это сделать.

Стоимость подобного путешествия обойдется тебе, дружище, в сумму от 35 до 75 $.

Цена агентских услуг зависит от новизны и класса моделей велосипедов, а также количества дополнительных услуг: помимо транспорта туристические агентства предлагают полную экипировку, питание, сувениры, напитки, обратную дорогу в Ла-Плас и тому подобное.)

(На высоте в 4000 метров над уровнем моря в чудеснейших горах Боливии раскинулся город под названием Эль-Альто.

Преимущественно охряно-красный, он полон тысяч низких кирпичных домов, похожих на спичечные коробки, чьи недоделанные и неокрашенные фасады выстроились вдоль пыльных неасфальтированных дорог.

Пейзаж настолько унылый, монотонный и угнетающий, что местные жители начали оживлять его всплесками цвета везде, где это только возможно.

Они стали оформлять свои дома, превращая их в конструкции со странными формами, больше напоминающие жилища инопланетян.

Во главе этой местечковой архитектурной революции — архитектор-самоучка Фредди Мамани Сильвестре, индеец — аймара по национальности, чьи претенциозные здания и кричащие сочетания цветов ну прямо так и норовят захватить весь Эль-Альто.

Эти строения называют «чолетс» — от слова «шале» (chalet, большой дом) и «чола», выражения, которым нецензурно обзывают местных индейцев аймара.

Город Эль-Альто был основан больше ста лет назад и изначально представлял из себя лишь жалкую трущобу в пригороде Ла-Паса.

Но в последние годы пригород перерос Ла-Пас и стал вторым по численности населения городом в стране после Санта-Крус.

Кроме того, это один из самых высоко расположенных мегаполисов в мире и самый быстрорастущий город во всей Южной Америке.

Изменения грянули в 2005 году с приходом к власти нынешнего президента Боливии Эво Моралеса.

Президент происходит из народа аймара, и его избрание придало представителям этого этноса больше уверенности в себе.

Эво дал этническим группам индейцев больше политической автономии и поддержал их участие в коммерческой деятельности.

Под руководством господина Моралеса в последние десять лет число граждан, живущих за чертой бедности, сократилось на одну треть.

К 2012 году около 1,2 миллиона боливийцев стали относиться к среднему классу.

Архитектура Фредди Мамани Сильвестре — символ вновь обретенной уверенности в себе и экономического подъема.

Некоторые представители племени аймара настолько улучшили свое положение, что могут себе позволить построить собственное шале.

Дома, спроектированные и оформленные Фредди Мамани Сильвестре, стоят от 300 до 600 тысяч $, а некоторые еще дороже.

Среди богатых коммерсантов из племени аймара работы архитектора являются символом высокого статуса.

Фредди Мамани Сильвестре успел разработать дизайн 60 или 70 зданий в Эль-Альто, и еще более десятка домов находятся в стадии строительства.

У Фредди довольно — таки амбициозные планы: он желает заняться дизайном городских площадей, автобусных остановок и бульваров.

Хоть критики и ругают его за яркие цвета и экстравагантный дизайн, называя это китчем, другие сравнивают его с Фриденсрайхом Хундертвассером, великим новозеландским художником и архитектором австрийского происхождения.

Некоторые люди считают, что Мамани способен сделать для Эль-Альто то, что сделал Антонио Гауди для Барселоны и Оскар Нимайер для Бразилиа, — полностью преобразить форму и эстетику города.

Сам архитектор полон уверенности в своих силах: «За 20 лет половина домов здесь будет построена в моем стиле», — гордо объявляет Фредди.)

(Ганс Кундт (нем. Hans Kundt; 28 февраля 1869, Нойштрелиц, Мекленбург-Штрелиц — 30 августа 1939, Лугано, Швейцария) — немецкий и боливийский военный деятель, командующий боливийской армией в начале Чакской войны 1932 — 1935 годов.

Ганс родился в 1869 году в городе Нойштрелиц (Германия) в семье потомственного немецкого военного, в 1888 году был призван на военную службу (с 1889 года в звании прапорщика.)

В 1902 году был назначен капитаном Генерального Штаба.

Майор Кундт прибыл в Боливию в 1908 году в качестве главы немецкой военной миссии.

В боливийской армии он запомнился своей пунктуальностью и пристрастием к жёсткой дисциплине.

Знаменитой стала фраза Кундта: «Тот, кто приходит раньше времени — плохой военный, тот, кто опаздывает — совсем не военный, военный лишь тот, кто приходит вовремя».

В 1911 году он начал реорганизацию боливийской армии по прусской модели.

С началом Первой мировой войны Кундт возвратился в Германию. В 1914—1918 годах Кундт участвовал в Первой мировой войне на польском и галицийском фронтах, находясь в штабе генерала Макензена, командовал полком, бригадой.

В 1920 году Кундт, после «капповского путча», в котором он был замешан, вновь вернулся в Боливию, теперь уже в звании генерал-майора. После Первой мировой войны Кундт снова возвратился в Боливию.

Там ему предложили должности начальника штаба армии и министра обороны в звании генерала.

Кундт принял назначение и возглавил программу перевооружения Боливии в течение 1920-х годов и планирование операций в Чако.

После отставки президента Эрнандо Силеса Рейеса Кундт был вынужден ненадолго покинуть Боливию.

После начала войны с Парагваем 6 декабря 1932 года Кундт был назначен президентом Боливии Даниэлем Саламанкой главнокомандующим боливийской армии.

В победе Кундт не сомневался, как не сомневался и в профессиональном превосходстве над противником 120-ти германских офицеров, служивших в боливийской армии.

Кундт позднее заявил, что в Боливии он хотел опробовать новый метод атаки, использованный им на Восточном фронте.

Однако эта тактика разбилась об оборону, построенную парагвайцами.

В сражении за Нанаву (10 января — 14 июля 1933 года), немецкий генерал принес в жертву лучшую часть своей армии.

Боливийские потери составили свыше 4 тысяч человек.

Парагвайцами были созданы укрепрайоны, оснащённые миномётами, пулемётами и окружённые минными полями и колючей проволокой.

С этих баз парагвайцы совершали рейды против боливийцев, которых генерал Кундт упорно бросал в лобовые атаки на укреплённые пункты.

Боливийской армии не помогли даже танки — они успешно уничтожались гранатами из засад.

В ноябре 1933 года Кундт получил отставку.

Отставка стала следствием не только военных неудач, но и пошатнувшегося положения его покровителя — президента Боливии Даниэля Саламанки, обвиненного оппозицией во всех просчетах.

Генерал Ганс Кундт умер 30 августа 1939 года, не дожив один день до начала Второй мировой войны, в Лугано (Швейцария) в возрасте 71 года.

В последнем своём интервью газетам Кундт рассказал о Чакской войне и заявил, что немецкие военные советники боливийской армии недооценили своих русских визави из парагвайской армии.)

(Национальный орден Кондора Анд или Орден Андского орла (исп. Nacional del Cóndor de los Andes) — высшая государственная награда Боливии.

Орден Андского орла был учреждён 12 апреля 1925 года, в год столетнего юбилея образования государства.

Орден вручается за исключительные заслуги перед государством на гражданском или военном поприще.

Орден может быть вручен иностранным гражданам.

По Конституции Боливии президент страны при вступлении в должность становится как Гроссмейстер ордена кавалером цепи ордена Андского орла. Министр иностранных дел занимает пост канцлера ордена и возводится в степень кавалера Большого креста. Орден имеет шесть степеней:

Кавалер орденской цепи
Кавалер Большого креста — знак ордена на чрезплечной ленте и звезда на левой стороне груди
Гранд-офицер — знак ордена на шейной ленте и звезда на левой стороне груди
Командор — знак ордена на шейной ленте
Офицер — знак ордена на нагрудной ленте с розеткой
Кавалер — знак ордена на нагрудной ленте.

Знак ордена представляет собой мальтийский крест синей эмали с шариками на концах, наложенный на венок из цветов.

В центре круглый медальон, в котором изображена гора Потоси.

За ней с левой стороны восходит солнце. Медальон окружает кайма белой эмали с надписью: «La fuerza es la union • MCMXXV».

Знак при помощи переходного звена в виде летящего Андского орла крепится к орденской ленте.

Звезда ордена аналогична знаку, но большего размера. В центральном медальоне на фоне горы Потоси на уступе сидит Андский орёл.

Орденская лента зелёного цвета.)

(Боливия принимала участие в 13 летних Олимпийских играх. Дебютировала на Играх в Берлине в 1936 году, (их эмблему Вы видите выше), после этого пропустила 4 следующие летние Олимпиады и вернулась в олимпийскую семью только в 1964 году на Играх в Токио.

С тех пор участвовала во всех летних Олимпиадах, кроме бойкотированных ею Игр в Москве в 1980 году.

В зимних Олимпийских играх Боливия участвовала 5 раз, дебютировала на Играх в Кортина-д’Ампеццо (Итальянская Республика) в 1956 году, однако затем пропустила 4 следующие зимние Олимпиады и вернулась только в 1980 году на Играх в Лэйк-Плэсиде.

Начиная с Игр в Лиллехаммере, спортсмены Боливии вновь прекратили выступать на зимних Олимпиадах.

Боливия никогда не завоёвывала олимпийских медалей.

Национальный олимпийский комитет Боливии был образован в 1932 году и принят МОК в 1936 году.) (В 1995 году в Боливии был принят закон о децентрализации, предоставивший регионам (департаментам) значительные политические и экономические полномочия. После прихода к власти великого Эво Моралеса население т. н. «полумесяца» — 6 наиболее развитых регионов юга и востока страны (департаменты Санта-Крус, Бени, Пандо, Тариха, Кочабамба, Чукисака), где проживает 58 % населения и в основном за счёт нефте-газодобычи производится 80 % ВВП страны, выразило резкое недовольство новой политикой центральных властей по национализации и перераспределению доходов в пользу бедных горных индейских регионов. В июле и декабре 2006 г. в южных и восточных регионах прошли муниципальные референдумы и съезды муниципальных советов, по результатам которых объявлено стремление создать новое государственное образование «Нация равнин Боливии», на что центральные власти ответили, что не допустят распада страны всеми средствами, включая военные. Однако противоречия лишь нарастали и вылились в жёсткое противостояние между «левыми» центральными властями и «правой» региональной оппозицией, вплоть до эпизодических актов насилия. Для закрепления единства страны и политики перераспределения доходов центральными властями в декабре 2007 г. изменена конституция, после чего последовал конституционный кризис, разрешить который запланировано проведением конституционного референдума, который, однако, отложен решением конституционного совещания из-за позиции представителей развитых регионов. В мае и июле 2008 года, несмотря на акты насилия, в департаментах «полумесяца» прошли региональные референдумы, на которых большинство голосующих высказалось за широчайшую экономическую и политическую автономию, граничащую с сепаратизмом. Региональные власти объявили о курсе на создание «суверенной Новой Республики Боливия» — субъекта международного права с собственными законодательной и судебной властью, правительством, милицией, налоговой системой и бюджетом, правом заключать международные соглашения. Центральные власти объявили региональные референдумы неконституционными и нелегитимными и провели в августе 2008 года референдум о доверии, на котором 60 % голосующих поддержало политику Моралеса при бойкоте большинства населения мятежных регионов. На верхнем фотоснимке — здание парламента Боливии. Парламент заседает в городе Ла — Пас.)

(Канатная дорога – это не только развлечение, но часто и весьма важный для города вид общественного транспорта, позволяющий быстро и относительно дешево соединить разные точки населенного пункта, не обращая внимания на сложности рельефа.

По этой причине и построили в чудеснейшем боливийском городе Ла-Пас самую длинную во всем мире канатную дорогу – Mi Teleferico.

Система Mi Teleferico (в буквальном переводе с испанского языка это означает Моя канатная дорога) соединяет Ла-Пас с его городом-спутником – Эль-Альто.

Два этих мегаполиса (там насчитывается 3 миллиона и 1 миллион жителей, соответственно) расположены весьма неудачно относительно друг друга.

Дорога между ними постоянно петляет из-за сложности рельефа, к тому же эта автострада сильно забита транспортом.

Так что 12 километров между населенными пунктами обычно приходится преодолевать полтора-два часа.

Проблему перевозки людей между городами Ла-Пас и Эль-Альто теперь решает канатная дорога Mi Teleferico.

По этой транспортной системе ходит 427 кабинок, которые могут перевозить до 18 тысяч человек в час и 200 тысяч за сутки.

А 12 километров расстояния легко преодолеваются за 24 минуты.

Стоимость возведения Mi Teleferico составила 230 миллионов $.

При общей длине в 12 километров система в Ла-Пасе стала самой длинной пассажирской канатной линией во всем мире.

Весной 2014 года была запущена лишь первая линия Mi Teleferico.

Власти Боливии в будущем планируют создать в Лас-Пасе разветвленную сеть канатных дорог, которая станет своего рода аналогом метрополитену, строительство которого в этом городе затруднено в силу сложного рельефа.)

(В Боливии нашли…… старейшего человека в истории, которому…….. 123 года! Ежели общественные документы Боливии подтвердятся, Кармело Флорес Лаура (Carmelo Flores Laura) станет старейшим человеком когда–либо задокументированным. Согласно документам, ему исполнилось 123 года. Он принадлежит к народу аймара и живет в хижине с соломенной крышей, в отдаленной деревне возле озера Титикака на высоте 4000 метров. Боливиец абсолютно безграмотен, не говорит на испанском, и у него нет зубов.

Флорес гуляет с тростью и не носит очки. И хотя он уверено говорит на языке аймара, его слух потерял свою остроту.

«Я смутно вижу. До этого у меня было хорошее зрение», — ответил он журналистам.

Как и большинство горных крестьян Боливии, всю свою жизнь Флорес жует листья коки – легкий симулятор, который утоляет голод.)

(В Боливии, в чудеснейшем городе Ла Пасе, находится самая необычная во всем мире тюрьма под названием Эль-Пеналь-де-Сан-Педро (тюрьма Святого Петра.)

Она представляет собой полноценный город за огромными стенами.

Внутри работают магазины, портные и обувные, заключённые могут заработать и оплатить себе условия проживания.

Например, ежели у заключённого вообще нет денег, он спит на бетонном полу, а ежели он сумел заработать, то может переехать в номер с джакузи, телеком и интернетом.

Также заключённые имеют полное право жить с жёнами и детьми.

Поэтому на территории тюрьмы полноправно живёт несколько сотен детей, которые каждый день ходят в совершенно обычную городскую школу в две смены.

Тюрьма разделена на регионы, у каждого региона есть свой легитимный президент, и его слово – это нерушимый закон.

Поэтому в этой тюрьме абсолютно нет драк и разборок.

Ежели кто-то нарушит правила зэковского самоуправления, его без всяких сюсюканий переведут в обычную тюрьму, а этого конечно же, никто из плохих парней ну совсем —  совсем не хочет.)

  (В Ла-Пасе часто проходят митинги, так как боливийцы часто недовольны законами, которые принимает их правительство.

Протесты проходит несколько раз в неделю.

Не так давно даже был протест детей, которые требовали права на работу.

А за последние 200 лет в Боливии произошло более 200 переворотов разного уровня!

Самыми опасными традиционно считаются митинги шахтёров, так как они просто обожают взрывать на улицах динамит в честь своего протеста.)(Гигантский след, сделанный огромным плотоядным ящером около 80 млн лет назад, обнаружили в Боливии. Ширина отпечатка лапы давно умершего динозавра — 1,2 метра! «Это один из крупнейших следов динозавра, найденных за всю историю. Отпечаток ступни, вероятно, принадлежал абелизавру, двуногому динозавру, который когда-то бродил по Южной Америке» — говорит аргентинский палеонтолог Себастьян Апестегия. След нашел в 64 км от боливийской столицы Сукре туристический гид. Мягкая глинистая местность рядом с Сукре хорошо известна многочисленными следами и окаменелыми скелетами абелизавров, которых ранее находили в регионе. «След больше других, которых мы здесь находили, — говорит Апестегия. — Это рекордный по размеру след плотоядного динозавра с конца мелового периода в Южной Америке». Палеонтолог считает, что рост рептилии при жизни достигал………. целых 12 метров!)  (Рельсовый автобус (или же сокращенно рельсобус) — довольно — таки популярный вид подвижного состава для малодеятельных железнодорожных линий.

Обычно он представляет собой автомотрису или дизель-поезд с одним или несколькими вагонами,однако же в Боливии отнеслись к этому вопросу буквально, поставив на рельсы самые что ни на есть настоящие автобусы.

Такие весьма экзотические транспортные средства, в частности, обслуживают линию между чудеснейшими городами Сукре и Потоси, официальной и горнодобывающей столицами страны соответственно.

Двигаются они чрезвычайно медленно, обычно переполнены местными жителями и периодически сходят с рельс, но зато дешевы.

А наградой для отважного путешественника станут величественные пейзажи боливийской глубинки и полное погружение в бытовую культуру населения страны.)

(По большей части Боливия считается безопасной страной для туристов. Самое крупное преступление по отношению к иностранцам здесь — это мошенничество. Соблюдайте особую осторожность при нахождении в людных местах, здесь могут работать карманники, поэтому сумку с кошельком всегда держите в поле зрения.  Говоря о дорожном движении, стоит упомянуть, что оно в Боливии не поддается никакой логике. Оно безумно беспорядочное, а о каких-либо правилах и речи быть не может. Так что будьте осторожны, особенно, если решили сами сесть за руль.)

(Как ни странно, но связь в Боливии развита достаточно неплохо. Мобильные операторы поддерживают стандарты TDMA и GSM 190. Они полностью покрывают все равнинные территории страны и столицы. В горных районах сотовая связь присутствует выборочно. Местные мобильные операторы поддерживают роуминг большинства крупных европейских компаний.

В Боливии телекоммуникационная система находится на высоком уровне. Национальная телефонная компания ENTEL обеспечивает местную связь, а также междугородние и международные звонки. Стоимость местной связи довольно низкая, а международные звонки имеют высокую цену. Так, одна минута разговора с Европой стоит более 1,1 $, а за разговор с Северной Америкой придется заплатить чуть более 0,5 $.

Сетевые технологии в Боливии развиваются очень интенсивно. В крупных городах существует большое количество интернет-кафе, стоимость одного часа пользования интернетом в подобных заведениях составляет чуть более 5 $.)

(Самые распространенные виды транспорта в Боливии — это автобус и самолет. Вообще авиасообщение в этой стране отлично развито, в основном благодаря невозможности добраться в некоторые труднодоступные места наземным транспортом. Маломальский аэропорт в Боливии есть практически в каждом населенном пункте. Внутренние рейсы обеспечивают несколько местных компаний Aerosur, Amaszonas, BoA, GOL, Aerocon и ТАМ. Цены на осуществление перелетов внутри страны довольно приемлемы, средняя стоимость одного перелета составляет примерно 120$. Но в этой стране есть свои особенности путешествия авиатранспортом. При осуществлении регистрации на самолет необходимо оплатить налог, составляющий 15 боливиано, а это примерно 3 $. В случае перелета в другую страну на самолетах Боливии стоимость налога увеличивается до 25 $.

Автобусное сообщение связывает крупные города с небольшими деревнями. Особенностью использования этого вида транспорта в Боливии является то, что его эксплуатация заканчивается после 18:00. В этой стране можно встретить, как современные комфортабельные автобусы, так и «доисторические агрегаты». Стоимость поездки на автобусе с кондиционером и санузлом длительностью до часа составляет 2 $. Также в Боливии можно взять автомобиль напрокат, стоимость такой услуги на неделю составит примерно 400 $.

Железные дороги не получили большую популярность в Боливии, однако, здесь все-таки есть несколько маршрутов, которые могут представлять большой интерес для туристов. Самая привлекательная ветка железной дороги — Уюни-Оруро. Великолепные живописные пейзажи, видные из окна поезда, не оставят равнодушными ни одного человека.) 

(В Боливии закон, который действует с начала XX века, строжайше запрещает женщинам выпивать более одного бокала вина в барах и ресторанах. Законодатели сочли, что большее количество алкоголя делает «женщину морально и сексуально податливой».  Hарушение закона не только влечет за собой крупный денежный штраф (до $100), но и является официальным основанием для развода.) 

 (Боливия – единственная страна Латинской Америки, где вообще нет «Макдональдса».  После 5 лет безуспешных попыток понравиться боливийцам «Макдональдс» так и не прижился и в 2002 году закрыл все свои 8 ресторанов в стране. На взгляд правительства Боливии эти продукты слишком вредны для здоровья, и их употребление связано с ростом риска инсультов и развития сердечных и онкологических заболеваний. Все дело в культуре: боливийцы бережно относятся к пище и считают, что готовить ее надо долго.) (Великий президент Боливии, Эво Моралес, недавно принял «Закон Матери-Земли (местные жители ее называют Pachamama) и комплексного развития». Это новаторский законодательный акт, который определяет Землю и всех ее жителей, как единую систему с одинаковыми правами. Одним словом, земля в Боливии — это уже не товар, а равноправный член и ресурс страны, как и люди живущие на ней. ) (Расположенный в Ла — Пасе Международный аэропорт Эль-Альто (исп. Aeropuerto Internacional El Alto) является самым высокорасположенным международным аэропортом во всем мире (4061 метр над уровнем моря), поэтому, когда у приземлившегося самолета открываются двери, пассажиры могут ощутить резкое падение давления.) (Аэропорт Эль-Альто, аэроснимок.) (Стадион Рафаэль Мендоса Кастельон в Ла — Пасе является самым высокорасположенным сертифицированным стадионом. ФИФА опубликовала правила, запрещающие организацию официальных матчей на стадионах, находящихся выше 2500 метров над уровнем моря, потому что игроки могут быть в большем риске для здоровья в результате пониженного давления кислорода. Однако благодаря интенсивному лоббированию со стороны боливийских властей для стадиона Рафаэль Мендоса Кастельон было сделано исключение.)

(Боливия. Именно в этой стране впервые в мире было законодательно запрещено использование животных в цирках. Да, в других странах тоже есть запреты на животных в цирках, но они относятся лишь к диким животным. В Боливии законодатели пошли дальше — запретили даже домашних животных на арене. Привет, братья Запашные и Большой Московский государственный цирк!)

(Только состоятельные жители Боливии могут позволить себе земельный участок для захоронения. Ячейка колумбария стоит 16 боливиано в год. За неуплату — выкинут через 10 лет. Мест все равно не хватает, поэтому строят многоэтажные ячейки, и делают их все меньше и меньше размером. Кроме квитанции об оплате за стеклом ставят звуковые открытки, которые, как только выходит солнце начинают петь скрипучим голосом богоугодные песни. Все это сливается в единую какофонию, и производит весьма необычное и приятное впечатление. Кстати: у каждого боливийца дома есть…….. череп. Ну просто в каждой семье должен быть свой череп — традиция такая, ребят. Восьмого ноября череп надо отнести в церковь на кладбище и напоить алкоголем. Корни этой традиции уходят во времена древних индейцев, которые верили в загробную жизнь, помощь потусторонних сил и силу магии. Именно они в трудные времена выкапывали останки предков, чтобы попросить у них защиты. Но если череп в руках раскрашенного индейца смотрелся вполне гармонично, то в современном мире такая традиция немного пугает туристов Боливии. Хотя это не мешает местным жителям гордиться праздником Natita и получать от него удовольствие. Отдельно стоит отметить оформление человеческих останков во время празднования «дня черепа». Боливийцы украшают уцелевшие кости цветами, очками, бусами, а также угощают каждый череп сигаретами, листьями марихуаны и выпивкой. Считается, что 8 ноября души умерших предков на 1 день возвращаются на землю, и родные должны сначала освятить останки на кладбище, а после выставить их у дома, чтобы умершие смогли найти дорогу домой. Только после этого усопшие родные (по мнению боливийцев) смогут еще год помогать своей семье.

Однако не стоит думать, что только индейцам и их предкам боливийцам свойственны такие неоднозначные традиции. В Риме, к примеру, останки раннехристианских мучеников не только украсили драгоценными камнями, но и выставили на всеобщее обозрение. Так служители церкви хотели показать прихожанам, что после смерти всех праведников ждут несметные небесные сокровища.)  

(Когда боливиец покупает автомобиль (не важно — новый или подержанный), он непременно привозит его в церковь на обряд освящения. Обязательно на крышу нужно водрузить шляпу.) (В боливийском городе Санта-Крус-де-ла-Сьерра (исп. Santa Cruz de la Sierra) мужчина не имеет права заниматься любовью одновременно с женщиной и ее дочерью.)

(В Боливии женщинам законодательно запрещено……. сушить голову в микроволновке.) (В Боливии можно легко заразиться заболеваниями, которые переносятся комарами, например малярией и лихорадкой. Причиной этого является тропический климат Боливии. Наибольшая опасность будет поджидать Вас на севере страны, так как там находятся влажные тропические леса и непроходимые джунгли. Симптомы малярии очень похожи с симптомами гриппа: человека мучает лихорадка, озноб, головная боль, тошнота и боль в суставах. Нужно знать, что симптомы малярии могут проявляться еще полгода после поездки. Перед поездкой рекомендуется проконсультироваться у врача и принять профилактические препараты. Также в стране комары могут заразить лихорадкой денге. Симптомы болезни: очень высокая температура, спазмы в мышцах и нарушение равновесия. Особенно внимательными нужно быть в сезон дождей, в стране он длится с ноября по март. Боливия часто страдает от чумы, холеры, гепатита А, В и D и различных желудочно-кишечных расстройств. Некоторыми болезни можно подхватить через зараженную воду и пищу, поэтому настоятельно рекомендуется соблюдать правила гигиены: очень часто мыть руки и всегда носить при себе дезинфектор, воду пить только из бутылок и тщательно прокипяченную, фрукты и овощи хорошо обрабатывать и очищать от кожуры.) (Каждый январь в Ла-Пасе проходит ярмарка миниатюр Аласитас (в переводе с языка индейцев кечуа alasitas означает «купи меня»). По поверьям, человек, мечтающий о чем-то, должен купить на ярмарке миниатюрную модель своей мечты – например, машинку, домик или чемоданчик, набитый маленькими долларами. И бог удачи, богатства, любви и изобилия Экеко выполнит мечту! Имейте в виду: иностранцев после посещения Аласитас часто задерживают на таможне своих стран с якобы «фальшивыми» маленькими долларами, купленными на ярмарке.) (Центральная автобусная станция Ла-Паса была сконструирована Александром Гюставом Эйфелем, проектировщиком легендарной Эйфелевой башни вПариже.

Предупреждаю, друзья! В Боливии есть дорога смерти: она соединяет Ла-Пас и Лос-Юнгас. Кроме крутых поворотов, водителям стоит опасаться густых туманов и внезапных дождей, которые льют стеной. Вот и все факты о Боливии! Редактор номера журнала — Алихан.