Москва будущего — взгляд из 1914 года от товарищества «Эйнемъ».
За несколько месяцев до начала Первой мировой войны, в 1914 году, знаменитая московская кондитерская фабрика «Эйнемъ» решилась на необычный рекламный ход: выпуск набора из 8 почтовых открыток «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего».
Задача была чисто прикладная — привлечь внимание к новому набору шоколадных конфет, которые продавались в красивой жестяной коробке, в каждую из которых вкладывались художественно оформленные открытки с футуристическими сюжетами.
Сегодня уже никто не вспомнит, какие в той коробке были конфеты, но эти восемь рисунков, выполненных в виде открыток с видами Москвы 23 века, стали признанным произведением искусства.
Заметно, уж чего-чего, а недостатка в первоклассных художниках и иллюстраторах «Товарищество Эйнемъ» явно не испытывало.
Коллекционеры по всему свету до сих пор собирают многочисленные рекламные вкладыши и художественные открытки под этим брендом, которые предприимчивые немецкие шоколатье вкладывали в свою продукцию.
Но не только дурной пример бывает заразителен. Удачный маркетинговый ход «Эйнема» взяли на вооружение конкуренты. Кондитерские магазины того времени стали походить на нынешние почтовые киоски — столько в них было печатной рекламной продукции, всевозможных открыток и вкладышей на одну и ту же «сладкую» тематику: девочки, собачки, конфеты.
Эйнему нужно было придумать что-то, чего до него не делал ещё никто.
Товарищество выпускает серию исторических открыток и вкладышей на военную тему — о самых ярких и удачных военных и агитационных обертках России и СССР читайте в истории «Пропаганда со вкусом».
Но в этом нет изюминки.
Нужно придумать ещё что-то — чтобы заставить тысячи покупателей вновь целыми днями разглядывать продукцию «Эйнемъ».
И в 1914 году решение было найдено: «шоколадный король» России предпринял невиданную доселе попытку заглянуть аж в XXIII век и посмотреть на первопрестольную с расстояния в 300 лет! Задача тут, разумеется, была чисто прикладная — привлечь внимание к новому набору шоколадных конфет «Эйнемъ».
Их продавали в красивой жестяной коробке, в каждую из которых вкладывались художественно оформленные открытки с футуристическими сюжетами.
Сюжеты эти любопытны и познавательны одновременно.
Художник не побоялся изобразить знаковые для города места, как будто давал установку своим потомкам и был абсолютно уверен, что они не посмеют внести изменения ни в Кремль, ни в Петровский дворец, не тронут Москворецкий мост, и все эти сооружения устоят в веках.
Но что ещё более удивительно: открытки «Эйнемъ» наглядно демонстрируют, насколько наши предки угадали тенденции развития города, технологий и даже моды!
Удивительно, но точных попаданий немало, даже если брать не XXIII век, а наше время.
Например, автор предсказал знаменитые сейчас московские пробки. По его мнению, ещё через сто лет заторы будут не только на дорогах, но и в воздухе.
А ещё художник предугадал появление в Москве монорельсовых дорог. Правда, пока их построено не так много, как виделось из начала XX века.
Давайте же рассмотрим каждую из карточек по-подробнее.
(Описание на обороте:
Центральный вокзал.
Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.
Совпадения:
Строительство единого городского Центрального вокзала Москвы, создание которого предлагалось к сооружению в начале XX века, не получило финансирования и в впоследствии потеряло свою актуальность.
В дальнейшем наступившая Первая Мировая война и революция окончательно похоронили эту идею.
А с трафиком движения и парковкой на площади трёх вокзалов попал в точку.)
(Описание на обороте:
Москворецкий мост.
Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…
Совпадения:
Кремль в Москве действительно всё так же стоит, правда сейчас он имеет красный, а не белый цвет, традиция красить Кремль в белый прошла с началом советской власти. «Воздушная дорога» на открытке — монорельс. Такая система появилась в Москве в начале XXI века, правда не подвесной схемы как на открытке, а опорной и проходит не в историческом центре города, а в районе ВДНХ и Останкинского телецентра. Столпотворение у Москворецкого моста соответствует только автомобильной пробке и толпам туристов в хорошую погоду.
Здания на Васильевском спуске были снесены ещё в 1930-е годы для расширения Красной площади а собор Василия Блаженного уцелел только чудом.
Параллелепипед справа от него весьма напоминает громаду ныне снесённой гостиницы «Россия», на месте которой сейчас построен парк «Зарядье».)
(Описание на обороте:
Лубянская площадь.
Ясный вечер.
Лубянская площадь.
Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги.
Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили.
По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времен.
В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.
Совпадения:
Никакого Дзержинского в центре её, понятное дело, нет. Правда, нет здесь и установленного в 1835 году фонтана работы Ивана Витали, который, вроде бы, хотели вернуть из дворика Академии наук.
Здание магазина «Детский мир», построенное много позднее — при СССР в 1957 году, выглядит почти так же и находится там же, где изображено на карточке 1914 года. Очертания Лубянской площади соответствуют современности.
Подпись к карточке «Лубянская площадь» является примером неявной коммерческой рекламы фирмы-производителя, ныне называемой продакт-плейсмент:
В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.
Современное здание ФСБ на Лубянской площади (бывшее здание страхового общества «Россия», архитектор Щусев) после нескольких реконструкций насчитывает 9 этажей; в здании, изображённом на открытке, 11 этажей.
Метро «Лубянка» («Лубянская площадь» — совсем чуть-чуть ошиблись с названием) на открытке расположено там же, где его построили много позднее, в 1935 году, только современная станция — закрытого типа. Грезить о метро тогда было просто.
К тому времени подземки уже катали пассажиров в крупнейших городах мира: в Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Будапеште, Париже, Берлине, Гамбурге и Глазго.
А 1 апреля 1914 года открылись три станции первой линии метрополитена в далёком Буэнос-Айресе.
Мечтатели о далеком будущем могли быть уверенными, что и Москва скоро попадет в этот список.)
(Описание на обороте:
Река Москва.
Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.
Совпадения:
После строительства Канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, Беломорканала, Волго-Донского канала и системы гидроузлов на реке Волга, Москва стала «портом пяти морей», способным принимать суда класса «река-море» способные доходить до Черного, Средиземного, Красного, Белого, Балтийского, Баренцева и Северного морей.
А на четырехпалубном круизном теплоходе проекта 302 (тип «Дмитрий Фурманов») из Москвы периодически можно совершить беспересадочное путешествие в Турцию, Финляндию, Швецию и Эстонию.
По водоизмещению (почти 5200 т) этот речной гигант не сильно уступает океанскому крейсеру начала XX века (легендарный «Варяг» имел водоизмещение всего 6400 т.)
Следует отметить, что крупные суда в акваторию Москвы-реки все таки не попадают, а заканчивают свой путь на Химкинском водохранилище у Северного речного вокзала. Некоторая нестыковка с предсказанием о том, что весь флот мира будет только торговым.
Впрочем, время есть — посмотрим.
Мост через Москву-реку похож по конструкции на ныне существующий Крымский мост, построенный в 1936—1938 годах — на открытке отчётливо виден центральный пролёт, подвешенный на цепях.)
(Описание на обороте:
Петровский парк.
Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи.
Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны.
Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы.
Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.
Совпадения:
Толпы людей в ярких костюмах наслаждаются дивной природой на том же месте, где, бывало, гуляли наши предки.
Правда, одежда на рисунке поразительно похожа на ту, что носили в конце XIX века, видимо, через пару сотен лет все вернется на круги своя, и мужчины наденут котелки, а женщины — корсеты и кринолины.
Дворец действительно реставрировали целых десять лет, начав в 1999 году, вот только после ремонта в творении архитектора Матвея Казакова открылся один из самых дорогих отелей Москвы, который в своей рекламе не забывает упомянуть, что в здешних палатах останавливались все императоры России.
Аллеи-то в парке «расширены до неузнаваемости», именно потому, что большая часть парка вырублена, и место это скорее напоминает современный скверик с фонтанами за спиной памятника Пушкину.)
(Описание на обороте:
Красная площадь.
Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики.
Минин и Пожарский.
Тени дирижаблей.
В центре — полицейский с саблей.
Робкие пешеходы спасаются на лобном месте.
Так будет лет через 200.
Совпадения:
Тут всё наоборот: автомобильное движение по Красной площади было запрещено в 1964 году, а трамавай убран гораздо раньше. Бесполётная зона над Кремлём нарушается только во время парадов, а также отдельными авантюристами вроде Матиаса Руста.
Само действие на открытке напоминает веселье в стиле Ильфа и Петрова: кругом страшный шум — вдоль кремлевской стены идёт трамвай, который громко звонит, разгоняя велосипедистов и автомобили.
Но те в ответ дудят в свои рожки и сирены. К общей какофонии добавляются шум крыльев каких-то летательных аппаратов и крики публики.
И только Минин и Пожарский спокойно наблюдают за происходящей суетой, расположенные, возле стены нынешнего ГУМа, а не у Казанского собора, как в наши с Вами дни.
В центре стоит полицейский: после очередной реформы им снова выдали сабли.
Единственное совпадение: в перспективе Красной площади слева от здания Исторического музея предугадано будущее здание-параллелепипед гостиницы «Интурист» (построено в 1969—1970 годах, в 2002 году снесено.)
(Описание на обороте:
Санкт-Петербургское шоссе.
Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад.
Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани.
Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек.
И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.
Совпадения:
На открытке изображена зима 2259 года. Абсолютно узнаваемое место — это пересечение нынешнего Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца. По времени скорее всего масленица — Москва веселится. А главная забава — гонки на аэросанях мимо обновлённого в начале XX века ресторана «Яръ» (художнику и в страшном сне не могло привидеться, что совсем скоро ресторан станет гостиницей «Советской».)
В наше время от прежнего ресторана «Яръ» в отеле «Советский» остались только десять высоких окон вдоль фасада и собственно ресторанный зал со сценой.
А вот само Петербургское — а ныне Ленинградское шоссе — действительно плотно забито транспортом.
Всё шоссе превращено в ледяную гладь, но никому и в голову не приходит сыпать под сани ядовитый реагент.
Но!
Такие аэросани опасны для пешеходов и других экипажей, поскольку их винт находится спереди (тянущий) и ничем не защищён (нет сетчатого защитного кожуха.)
Первые справа аэросани карточки «Санкт-Петербургское шоссе» — фирмы Роллс-Ройс.)
(Описание на обороте:
Театральная площадь.
Темп жизни усилился в сто раз.
Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов.
Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами.
Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы.
Где-то вдали пожар.
Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие.
На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток.
Совпадения:
Главной достопримечательностью Театральной площади станет торговый центр. Но насчёт размеров здания ЦУМа (бывшего магазина «Мюр и Мерилиз»), на открытке вдвое превосходящего по высоте Большой театр, художник не угадал; здание разрослось не в высоту, а в длину, новое помещение построено в 1974 г. на месте бывших Голофтеевского и Александровского пассажей, в 2007 году расширено почти до красной линии Кузнецкого моста.
Мотивы с супер-современными способами тушения пожаров весьма часто встречаются в футурологических картинках XIX-начала XX веков — в те годы, когда было развито печное отопление, а электропроводка была крайне примитивной и ненадежной, это была весьма актуальная проблема.
А пожарная авиация годах появилась в Москве уже в 1930-х годах: сначала легкие самолеты, а позже (с 1960-х годов) — вертолеты.
Закончить серию этих иллюстраций я бы хотел предисловием, вложенным в каждую коробку.
Его автор говорит о том, что нечего оглядываться на прошлое — нужно думать и говорить о будущем.
Хороший совет, весьма актуальный во все времена и при любой власти:
«Оглядываться с сожалением на прекрасное прошлое — задача не только трудная и неприятная. Как бы прекрасно не было прошлое, раз оно прошло, говорить о нем нечего. Предоставляя мудрым историкам описывать и изучать минувшие времена, мы, составители представляемого краткого альбома, имели в виду заглянуть, по мере наших сил и пестроты красочной фантазии, в более или менее отдаленное будущее нашей всем милой и всем знакомой матушки-Москвы.»
Статью подготовил Алихан.
Дружище!
Пиши скорее в комментариях ниже: какое из этих предсказаний удивило тебя более всего?
А теперь я предлагаю тебе посетить вместе со мною чудеснейшую Грузию.
Ты готов к дороге?