Путешествия с Алиханом Кабо — Верде

Государство в Западной Африке. Расположено на островах Зелёного Мыса в Атлантическом океане в 620 км от побережья Африки. Официальный язык — Португальский язык. Президент страны — Жорже Карлуш Фонсека. Столица страны — город Прая. Кабо — Верде прекрасен: Сидаде-Велья (Город на острове Сантьягу недалеко от Праи, старейший в Кабо-Верде. Население — 1200 жителей. Город под названием Рибейра-Гранде заложил в 1462 году первооткрыватель островов Зелёного мыса — португальский мореплаватель Антонио Ноли), Фогу (Действующий вулкан, расположенный на одноимённом острове в Кабо-Верде. Высота над уровнем моря составляет 2829 метров), ЮНЕСКО (Специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка, ориентации или религии.) Интересный факт: С 90-х годов до 2011 года система начального образования Кабо-Верде (и частично общая система образования) полностью финансировалась певицей Сезарией Эворой. На её деньги также содержалась половина объектов здравоохранения страны, несколько больниц. Стоит отметить также, что Сезария в знак солидарности с бедняками всегда выступала без обуви, и в аэропорту Кабо — Верде певице установлен монумент. Ещё штука о Кабо — Верде: Страна является одной из самых католических в Африке. 9 из 10 жителей исповедуют католицизм. Ещё информация: Самый зелёный остров архипелага — Брава, иногда его называют островом цветов. Интересность о флаге Кабо — Верде: Принят 22 сентября 1992 года. Флаг состоит из пяти горизонтальных полос — синей, белой, красной, белой и синей в соотношении между собой как 6:1:1:1:3. Факт о эмблеме Кабо — Верде: она утверждена, как национальная в 1992 году, как и республиканский флаг. Ещё факт о Кабо — Верде: Национальным интернет-доменом страны является .cv. Ну вот и всё на сегодня.Редактор  номера журнала — Алихан.

(Государственный флаг Республики Кабо-Верде принят 22 сентября 1992 года.

Флаг состоит из пяти горизонтальных полос — синей, белой, красной, белой и синей в соотношении между собой как 6:1:1:1:3. Поверх полос ближе к древку по окружности с радиусом в 1/4 ширины флага расположены десять жёлтых пятиконечных звёзд. Центр окружности находится на осевой линии красной полосы и отстоит от древкового края полотнища на 3/8 длины флага.

Синий цвет флага символизирует бесконечные просторы неба и океана, белый — мир, красный — упорство. 10 звёзд — количество обитаемых островов, окружность — единство государства.

Автор проекта флага — архитектор Педро Грегорио Лопес (Pedro Gregorio Lopes). Во второй половине XV века португальцы открыли и колонизовали ранее необитаемые острова Кабо-Верде (до 1986 года в отечественной литературе использовалось название «острова Зелёного Мыса»). Помимо переселенцев из Португалии на острова завозились рабы из различных африканских народов (в настоящее время 71 % населения Кабо-Верде составляют мулаты — потомки смешанных браков португальцев и африканских народов). Позже острова стали важной перевалочной базой работорговли. Король Португалии предоставил право португальским поселенцам из Кабо-Верде захватывать на африканском континенте, покупать и продавать рабов. Завоевание современной территории Гвинеи-Бисау шло с территории португальской поселенческой колонии Кабо-Верде, губернатору которой с 1650 года была подчинена Португальская Гвинея, в 1832—1879 годах непосредственно входившая в единую португальскую колонию Кабо-Верде. В Кабо-Верде находилась резиденция католического епископа всей португальской Западной Африки (от Марокко до Гвинейского залива).

Губернатор Кабо-Верде имел должностной флаг единого образца с флагами губернаторов других португальских колоний — белое полотнище с двумя вертикальными зелеными полосами с изображением герба Португалии на кресте Ордена Христа с жёлтой каймой. В 1951 году португальская колония Кабо-Верде получила статус заморской провинции (порт. província ultramarina). В 1966 году португальский вексиллолог Альмейда Лангханс (Franz Paul de Almeida Langhans) в своей книге «Гербы заморских владений Португалии» (Armorial do Ultramar Português) предложил утвердить для всех португальских заморских провинций флаги на основе флага Португалии с добавлением изображения герба заморской провинции.

Утверждённый вместе с гербами других португальских колоний в 1935 году, герб Кабо-Верде представлял собой трёхчастный щит, в основании которого, как и в гербах всех других португальских владений, были изображены зелёные и серебряные волны и в правой части в серебряном поле — пять лазуревых щитков с 5 серебряными гвоздями каждый (quina, старейший герб Португалии), а в левой части было изображение черно-золотого корабля с серебряными парусами и флагами, — как символ Кабо-Верде. Но проекты А.Лангханса даже не были рассмотрены правительством Португалии.

В 1973 году португальской заморской провинции Кабо-Верде было предоставлено внутреннее самоуправление и она получила статус автономной провинции. Её жители считались полноправными гражданами Португалии (в отличие от большинства жителей всех других владений Португалии). В 1956 году кабовердеанец Амилкар Кабрал с группой своих единомышленников с островов Кабо-Верде и из португальской Гвинеи создал Африканскую партию независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК от порт. Partido Africano da Independência da Guiné e Cabo Verde), целью которой было создание единого независимого государства, включающего острова Кабо-Верде и португальскую Гвинею. Партийным флагом ПАИГК c августа 1961 года[5] было полотнище панафриканских цветов, состоявшее из двух горизонтальных равновеликих полос: верхней — жёлтой и нижней — зелёной, с вертикальной широкой красной полосой у древка, в центре которой была изображена чёрная пятиконечная звезда., как символ африканского континента и его чернокожего народа, свободы и мира. Красный цвет символизировал труд и кровь, пролитую за свободу. Жёлтый символизировал стремление к достойной оплате труда и урожай сельскохозяйственных культур, обеспечивающий благополучие населения. Зелёный отображал растительные богатства природы и надежду на счастливое будущее.

24 сентября 1973 года ПАИГК провозгласила независимость Республики Гвинея-Бисау (признана Португалией 23 июля 1974 года) и партийный флаг ПАИГК стал государственным флагом этой страны.

12 марта 1974 года в рамках ПАИГК был создан Национальный комитет Кабо-Верде, который начал переговоры с властями Португалии после португальской «революции гвоздик» (порт. Revolução dos Cravos) в апреле 1974 года, требуя одновременного признания независимости Гвинеи-Бисау и предоставления независимости Кабо-Верде, которые объединятся в едином государстве.

Новое правительство Португалии в августе 1974 года признало право народа автономной провинции Кабо-Верде на независимость, в ноябре 1974 года между ПАИГК и правительством Португалии было подписано соглашение о предоставлении Кабо-Верде независимости 5 июля 1975 года, и было образовано переходное правительство, половину членов которого назначила ПАИГК. В декабре 1974 года оппозиционные по отношению к ПАИГК политические движения «Союз народов Кабо-Верде» и «Демократический Союз Кабо-Верде», представлявшие интересы мулатов, инициировали народные демонстрации против установления политической монополии ПАИГК и планируемого после предоставления независимости объединения Кабо-Верде и Гвинеи-Бисау.

19 декабря 1974 года провозглашена автономная Республика Кабо-Верде, неофициальным флагом которой считался партийный флаг ПАИГК (официальным флагом продолжал оставаться флаг Португалии. При провозглашении 5 июля 1975 года независимости Республики Кабо-Верде был впервые поднят её государственный флаг, представлявший собой флаг ПАИГК с добавлением на красной полосе жёлтого изображения створки раковины морского гребешка и двух стеблей кукурузы с початками.

На протяжении 1975—1980 годов Республика Кабо-Верде и Республика Гвинея-Бисау представляли собой уникальную политическую конфедерацию: у обеих стран была общая правящая политическая партия — Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК), предпринимались шаги к созданию единого государства. Доминирование в ПАИГК и в органах государственной власти Гвинеи-Бисау представителей Кабо-Верде из числа мулатов вызывало протесты среди населения и правящих кругов в Республике Гвинея-Бисау (свыше 99 % населения которой составляют народы банту) и привело к государственному перевороту в Гвинее-Бисау в ноябре 1980 года, в результате которого к власти пришли лидеры банту, не желавшие дальнейшей интеграции Гвинеи-Бисау с Кабо-Верде. Партийные функционеры ПАИГК из числа кабовердеанцев были вынуждены покинуть Гвинею-Бисау, в свою очередь, выходцы из Гвинеи-Бисау, проживавшие в Кабо-Верде, были вынуждены эмигрировать в Гвинею-Бисау (это привело к увеличению доли мулатов в населении Кабо-Верде с 63 % до 71 %).

В январе 1981 года было провозглашено преобразование на территории Кабо-Верде Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) в Африканскую партию независимости Кабо-Верде (ПАИКВ), которая отказалась от создания единого с Гвинеей-Бисау государства.

После 15 лет однопартийного правления ПАИКВ в начале 1990 года объявила курс на создание в Кабо-Верде правового демократического государства на основе политического плюрализма. На первых многопартийных выборах, которые состоялись 13 января 1991 года, победу одержала оппозиционная партия Движение за демократию (МПД, от порт.Movimento para Democracia), президентом страны был избран независимый кандидат Антониу Машкареньяш Монтейру. Была разработана и принята новая конституция, вступившая в силу 25 сентября 1992 года. Она установила новый государственный флаг страны. В отличие от прежнего флага панафриканских цветов на флаге была отражена идея «атлантической нации», не связанной с африканским континентом.
Новый флаг коррелирует с флагом Европейского союза (использование в качестве нового флага Кабо-Верде синего полотнища с окружностью из жёлтых пятиконечных звезд) и с флагом США (белые и красная продольные полосы). Расположение 10-ти жёлтых 5-конечных звёзд на белых и красной полосах символизирует положение Кабо-Верде на важнейших трансатлантических воздушных и морских трассах. В статье 8 (Национальные символы) конституции Республики Кабо-Верде содержится следующее описание флага:

«2. Национальный флаг состоит из пяти прямоугольников, расположенных по длине.
а).Верхний и нижний прямоугольники синего цвета, занимают верхний — половину площади полотнища флага и нижний — четверть.
b) Отделяя два синих прямоугольника, имеется три пояса, каждый из которых занимает площадь в одну двенадцатую часть флага.
c) Смежные с синими прямоугольниками пояса белого цвета и между ними — красного цвета.
d) На пяти прямоугольниках есть десять пятиконечных звёзд, которые направлены одной вершиной вверх в положении на 90 градусов, расположенные в круге, центр которого расположен на пересечении средней линии второй вертикальной четверти полотнища, считая от древка, и средней линии второй горизонтальной четверти, считая от нижнего края. Ближайшая к этому краю звезда вписана в воображаемую окружность, центр которой находится на средней линии нижнего синего пояса». Африканская партия независимости Кабо-Верде создана 20 января 1981 года путём преобразования на территории Республики Кабо-Верде Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде.

Эмблема и флаг партии описаны в статусе партии, принятом на VIII съезде ПАИКВ, состоявшемся в городе Прая 20 сентября 1997 года:

«Статья 3. Символы.
1. Символами ПАИКВ являются её эмблема и её флаг.
… 3. Флагом является прямоугольное полотнище, разделённое на два поля:
a. три вертикальных полосы, равных по площади, слева направо — зелёная, красная и жёлтая;
b. главное белое поле, имеющее в середине чёрную пятиконечную звезду. Акроним партии PAICV расположен под звездой.») (Должностной флаг губернатора португальской колонии.) (Проект флага португальской заморской провинции Кабо-Верде, 1965 год.) (Флаг Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде с 1961 года;
Государственный флаг Республики Гвинея-Бисау c 1973 года;
фактический (неофициальный) флаг автономной Республики Кабо-Верде в период с 19 декабря 1974 года по 4 июля 1975 года.) (Флаг Республики Кабо-Верде (1975 — 1992 — годы.) (Эмблема Африканской партии независимости Кабо-Верде.) (Флаг Африканской партии независимости Кабо-Верде.)

(Гимн Кабо-Верде (Песнь свободы, порт. Cântico da Liberdade) утвержден в 1996 г. как национальный гимн. До этого государство имело такой же гимн как Гвинея-Бисау (Esta é a Nossa Pátria Bem Amada). Композитор гимна — Адалберту Игину Тавариш Силва (Adalberto Higino Tavares Silva), текст на португальском языке сочинил Амилкар Спенсер Лопиш (Amílcar Spencer Lopes).
Текст гимна:

Canta, irmão
Canta, meu irmão
Que a liberdade é hino
E o homem a certeza.

Com dignidade, enterra a semente
No pó da ilha nua;
No despenhadeiro da vida
A esperança é do tamanho do mar
Que nos abraça,
Sentinela de mares e ventos
Perseverante
Entre estrelas e o Atlântico
Entoa o Cântico da Liberdade.

Canta, irmão
Canta, meu irmão
Que a liberdade é hino
E o homem a certeza.

Буквальный перевод слов гимна на русский язык:

Пой, брат,
пой, мой брат,
ту [песню], что Свободе – гимн,
а человеку – уверенность.

С достоинством посей семя
в пыли голого острова.
В жизненных неурядицах
надежда столь же велика,
как море, что обнимает нас.
Недремлющий страж морей и ветров
между звëздами и Атлантическим океаном,
напевай песнь Свободы.

Пой, брат,
пой, мой брат,
ту [песню], что Свободе – гимн,
а человеку – уверенность.)

(Эскудо Кабо-Верде (порт. Cabo Verde Escudo) — денежная единица Кабо-Верде, в обращении с 1 июля 1977 года, заменил колониальный эскудо Островов Зелёного Мыса, остававшийся национальной валютой с момента обретения страной независимости 5 июля 1975, обмен осуществлялся в отношении 1:1. Международное обозначение — CVE.

В денежном обращении находятся банкноты номиналом в 200, 500, 1000, 2000 и 5000 эскудо, а также монеты достоинством 1, 5, 10, 20, 50 и 100 эскудо. Все надписи на монетах и банкнотах (за исключением названий биологических видов) выполнены на португальском языке.

Один эскудо формально равен 100 сентаво, однако монеты, номинированные в сентаво, в настоящее время не выпускаются, а выпущенные ранее не являются законным средством платежа. Первые монеты независимого Кабо-Верде номиналом 20, 50 сентаво и 1, 2,5, 10, 20 и 50 эскудо были введены в обращение в 1977 году вместе с банкнотами I серии и оставались законным средством платежа до 1995 года, хотя монеты в сентаво исчезли из обращения вследствие инфляции гораздо раньше.

Изображения на аверсе и реверсе повёрнуты относительно друг друга на 180°. Серия монет номиналом 1, 5, 10, 20, 50 и 100 эскудо, находящихся в настоящее время в обращении, была выпущена в 1994 году. Интересно, что все монеты, кроме 1 эскудо, были выпущены с тремя различными вариантами реверса: в рамках серий «Птицы», «Растения» и «Парусники».

Изображения на аверсе и реверсе ориентированы соосно друг другу. Монета номиналом в 100 эскудо имеет форму 10-гранника, остальные монеты — круглые. Банк Кабо-Верде периодически выпускает памятные монеты из недрагоценных (сталь, плакированная бронзой; медно-никелевый сплав; биметалл) и драгоценных (серебро 900, 925 и 999 пробы; золото 750, 900, 917 и 999 пробы) металлов номиналом 1, 10, 25, 50, 100, 200, 250, 1000 и 2500 эскудо. Памятные монеты являются законным средством платежа и должны приниматься во все расчёты по номиналу. Выпуск первых банкнот независимого государства номиналом 100, 500 и 1000 эскудо, приуроченный к годовщине создания Банка Кабо-Верде, состоялся в 1977 году.

На лицевой стороне банкнот был изображён портрет деятеля национально-освободительного движения Кабо-Верде и Гвинеи-Бисау Амилкара Кабрала и орнамент национальной одежды (порт. pano d’obra) из посёлка Таррафал, номинал, название центрального банка, государственный герб, серийные номера (вида A 1 {\displaystyle {\tfrac {A}{\text{1}}}} {\displaystyle {\tfrac {A}{\text{1}}}}123456), подписи министра финансов Амару да Луша (порт. Amaro Alexandre da Luz) и председателя Банка Кабо-Верде Корентину Сантуша (порт. Corentino Virgílio Santos),

На оборотной стороне, помимо основного изображения, размещён номинал, название центрального банка и предупреждение о подделке (порт. A lei pune o contrafactor — «Закон предусматривает наказание за подделку»).

Водяной знак — портрет Амилкара Кабрала.

Банкноты были отпечатаны в Великобритании фирмой Bradbury Wilkinson and Company. В 1989 году была выпущена серия банкнот, на лицевой стороне которых также был изображён портрет Амилкара Кабрала и орнамент одежды. Кроме того, на лицевой стороне изображены: номинал, название центрального банка, серийные номера (вида AB 123456), подписи министра финансов Педру Пиреша (порт. Pedro Verona Rodrigues Pires) и председателя Банка Кабо-Верде Амару да Луша (порт. Amaro Alexandre da Luz), початок кукурузы и дата выпуска.

На оборотной стороне, помимо основного изображения, размещён номинал, название центрального банка, изображение початка кукурузы и государственного герба, предупреждение о подделке.

Водяной знак — портрет Амилкара Кабрала.

Банкноты были отпечатаны в Великобритании фирмой Thomas de la Rue. В феврале 1990 года на партийном съезде ПАИКВ одобрила введение в стране многопартийной системы. Была отменена статья конституции о монополии партии, её руководящей и направляющей роли в государстве и обществе. В июле 1990 года бессменный руководитель партии Аристидиш Перейра был снят с должности Генерального секретаря ЦК, а на первых же многопартийных парламентских выборах 13 января 1991 года ПАИКВ проиграла, заняв лишь 23 из 79 мест в Национальной ассамблее. В феврале президентом избран Антониу Машкареньяш Монтейру, кандидат от победившей на парламентских выборах партии «Движение за демократию», идеология которой строилась на «антиафриканизме» и теории «атлантической нации», в связи с чем вскоре был изменён государственный герб и флаг.

Изменения не могли не коснуться и национальной валюты: уже в 1992 году была произведена модификация наиболее «ходовых» номиналов в 200, 500 и 1000 эскудо: с банкнот исчез портрет «иконы» прежнего режима Амилкара Кабрала (однако остался в виде водяного знака) и появился новый государственный герб, в остальном оформление осталось тем же самым.

Банкноты 1992 года подписаны министром финансов и планирования Жозе Вейгой (порт. José Tomás Wahnon Veiga) и председателем Банка Кабо-Верде Освалду Секейрой (порт. Oswaldo Miguel Sequeira), 2002 года — администратором Жуаном Лопешем (порт. João de Andrade Lopes) и председателем Банка Олаву Коррея (порт. Olavo Avelino Garcia Correia).

Банкноты были отпечатаны в Великобритании фирмой Thomas de la Rue. С 1999 года Банк Кабо Верде начал выпуск первых в Африке банкнот с вертикально ориентированным изображением на обеих сторонах. Новые банкноты отличаются более современным дизайном и улучшенной защитой от подделок. Общим элементом оформления банкнот серии является орнамент из окружностей. Банкноты этой серии продолжают оставаться законным средством платежа, изымаются из обращения по мере износа.

На лицевой стороне изображены: номинал, название центрального банка, серийные номера (вида AB 123456), дата выпуска и подписи администраторов Жуану Лопеша (порт. João de Andrade Lopes, 200 эскудо), Мануэла Фредерику (порт. Manuel Pinto Frederico, 500 и 1000 эскудо) или Васко Марты (порт. Vasco Marta, 2000 и 5000 эскудо) и председателей Банка Кабо-Верде Карлуша де Бургу (порт. Carlos Augusto de Burgo, 200, 500 и 1000 эскудо), Освалду Секейры (порт. Oswaldo Miguel Sequeira, 2000 эскудо) или Олаву Коррея (порт. Olavo Avelino Garcia Correia, 5000 эскудо).

На оборотной стороне, помимо основного изображения, размещён номинал, название центрального банка, изображение и государственного герба, предупреждение о подделке.

Водяной знак — портрет Амилкара Кабрала (200 эскудо) или основное изображение с лицевой стороны банкноты и номинал (500-5000 эскудо).

Банкноты номиналом 200 и 5000 эскудо отпечатаны в Великобритании фирмой Thomas de la Rue, 500 и 1000 эскудо — фирмой François Charles Oberthur Fiduciaire во Франции, об изготовителе банкнот номиналом 2000 эскудо данные отсутствуют. В 2014 году последовал новый выпуск банкнот с улучшенной защитой от подделок. Банкнота номиналом 200 эскудо стала первой в истории Кабо-Верде, отпечатанной на полимерной основе.

На лицевой стороне банкнот изображены деятели Кабо-Верде, номинал, название центрального банка, серийные номера (вида AB 123456), дата выпуска, подписи администратора Мануэла Фредерику (порт. Manuel Pinto Frederico) и председателя Банка Кабо-Верде Карлуша де Бургу (порт. Carlos Augusto de Burgo) и предупреждение о подделке. Также на банкнотах этого выпуска впервые появились метки для слепых и слабовидящих людей.

На оборотной стороне размещены сюжетные композиции, связанные с соответствующими деятелями, номинал и название центрального банка.

Водяной знак — изображение портрета соответствующего деятеля.

Банкноты были отпечатаны в Великобритании фирмой Thomas de la Rue. Курс эскудо привязан к евро в соотношении 110,265:1. На верхнем фотоснимке — банкнота номиналом в 2000 эскудо 2014 года.) (Монеты образца 1994 года.)

 

(Эскудо Островов Зелёного Мыса (порт. Escudo) — денежная единица Островов Зелёного Мыса (Кабо — Верде) в 1914—1977 годах. Первые бумажные деньги в португальской колонии были выпущены в 1842—1843 годах, их с разрешения губернатора колонии выпускал арендатор К. Назолини.

В 1865 году на острове Сантьягу был открыт филиал Национального заморского банка. В 1897 году начат выпуск банкнот.

Декретом правительства Португалии от 18 сентября 1913 года № 141 с 1 января 1914 года на португальские колонии (Кабо-Верде, Португальская Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Ангола и Мозамбик) было распространено действие декрета от 22 мая 1911 года о введении вместо реала новой денежной единицы — эскудо (1000 реалов = 1 эскудо).

Выпуск новых банкнот был начат в 1914 году, монет — в 1930 году. Банкноты и монеты в реалах продолжали использоваться в обращении и постепенно заменялись денежными знаками в эскудо и сентаво.

1 июля в Кабо-Верде введена национальная денежная единица — эскудо Кабо-Верде, обмен производился 1:1. Выпускались банкноты номиналом в 4, 5, 10, 20, 50 сентаво, 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 эскудо. Чеканились монеты номиналом в 5, 10, 20, 50 сентаво и 1, 21⁄2, 5, 10 эскудо. На верхнем фотоснимке — монета номиналом в 21⁄2 эскудо 1967 года.) (В административном отношении Кабо-Верде делится на 22 муниципалитета (порт. concelhos), которые включают 32 общины (порт. freguesias, букв. «гражданский приход»)

(Республика Кабо — Верде — одна из самых католических стран Африки.  Христианство распространилось здесь с середины XVII века.

89 % населения страны — римокатолики;

2,5 % — протестанты (Церковь Назарянина);
4,5 % жителей придерживаются традиционных африканских верований;
2 % — мусульмане;
1,68 % — Свидетели Иеговы (0,38 % — возвещатели),
менее 1 % — члены прочих религиозных объединений (мормоны и др.) Согласно Конституции, Республика Кабо — Верде является демократическим государством, которое гарантирует уважение к достоинству человеческой личности и признает права человека в качестве основы любого человеческого сообщества. Часть 2 ст. 1 Конституции провозглашает, что все граждане равны перед законом без различия социального происхождения или экономического положения, расы, пола, религ. принадлежности, политических или идеологических убеждений; гос-во обязано обеспечивать гражданам полное осуществление всех основных свобод. Данные принципы равенства подтверждаются и в ст. 22. Ст. 27, касающаяся права граждан на свободу (The Right to Liberty), оговаривает неприкосновенность данного права и гарантирует свободу мысли и слова, религии и культов, а также проч. свободы, прописанные в Конституции, законах и актах международного права. Никто не обязан публично декларировать свои идеологические, религ. и политические взгляды. В ст. 35 утверждается, что никакой иностранец не может быть выдан др. гос-ву по политическим или религ. причинам. Ст. 42 категорически запрещает использование компьютерных записей и индивидуальных данных, касающихся политических, философских или религ. убеждений граждан. Свобода слова и информации подтверждается в ст. 45, где говорится, что каждый человек имеет право на свободу слова и свободу выражения мнения, никто не может быть подвергнут преследованиям из-за политических, философских, религ. или иных убеждений. Семейные отношения затрагиваются в Конституции в ст. 44; законную силу имеет любой брак, заключенный по гражданским законам или по обряду любой конфессии. Всем религ. орг-циям, согласно 2-й и 3-й части ст. 47 Конституции, предоставляется право на эфирное время. Ст. 48 посвящена вопросам свободы совести, религии и культа. В части 1 говорится, что свободы совести, религии и культа неприкосновенны. Каждый имеет право индивидуально и коллективно исповедовать любую религию или не исповедовать таковую, иметь религ. убеждения по своему выбору, принимать участие в богослужении и выражать свою веру свободно и распространять свои религ. убеждения, при условии что это не ставит под угрозу общее благо и не нарушает прав др. лиц. В части 2 данной статьи говорится, что никто не может подвергаться дискриминации, преследованию или лишению прав, а также не может получать льготы или иммунитет по причине религ. веры, убеждений или практики. В части 3 указано, что церкви и др. религ. общины отделены от гос-ва и должны быть независимы в плане организации, деятельность их должна быть свободной, они могут быть партнерами в деле социального и духовного развития народа. В части 4 провозглашена свобода религ. обучения, часть 5 гарантирует возможность религ. окормления граждан в больницах и тюрьмах, а также в вооруженных силах. Часть 6 ст. 48 оговаривает в согласии с законом право церквей на использование в своих целях средств массовой информации, при этом католикам предоставлено право на бесплатное телевещание.

Государство гарантирует охрану мест отправления культа, а также религиозных обрядов, религиозных символов и эмблем; кощунственные действия по отношению к ним (например, высмеивание или имитация) запрещены. В части 3 ст. 49 гарантируется семьям право воспитывать своих детей в соответствии с этическими и социальными принципами, в согласии с их религ., идеологическими, философскими и др. убеждениями. В части 5 данной статьи заявляется, что гос. образование не должно быть религиозным, гос-во не может требовать исполнения определенных директив в сфере образования, культуры и религии (часть 6). Ст. 61 декларирует независимость профсоюзов и профессиональных объединений от органов управления, гос-ва, политических партий, церкви и религ. орг-ций. Ст. 125, затрагивающая вопрос об отношениях между партиями и религ. конфессиями, оговаривает, что политические партии не вправе брать названия, к-рые прямо или косвенно отождествляются с к.-л. частью национальной территории, с к.-л. церковью, религией или религ. доктриной. Ст. 297 определяет, что объявление военного или чрезвычайного положения не должно затрагивать основные права граждан, в т. ч. их право на свободу совести и религ. вероисповедания. На верхнем фотоснимке — церковь Богоматери Розария в городе Рибейра-Гранди. Построена в 1495 году.) (Сборная Кабо-Верде по футболу представляет Республику Кабо-Верде в международных матчах и турнирах по футболу. Управляющая организация — Кабо-вердианская федерация футбола. Кабо-вердианская федерация футбола была основана в 1982 году. Сборная всегда относилась к числу самых слабых сборных Африки и мира. Однако в последние годы очевиден прогресс футбола в стране — отдельные игроки стали выступать за средние клубы высших дивизионов таких стран, как Испания, Великобритания, Португалия, а в 2013 году сборная впервые в своей истории прошла финальный этап кубка Африки по футболу и прошла в стадию плей-офф Кубка африканских наций. Команда проводила домашние матчи на «Эштадиу да Варзеа» (порт. Estádio da Várzea), который расположен в столице Кабо-Верде. Стадион был открыт в 2006 году и вмещает 8 000 человек. В 2014 году был открыт новый Национальный стадион там же в Прае, который вмещает 15 000 человек. Стоимость строительства составила около 12 млн евро.)   (Официальный герб сборной Кабо — Верде по футболу.) (Спортсмены Кабо-Верде принимали участие в 5 летних Олимпийских играх. Дебютировали на летних Олимпийских играх в Атланте. С тех пор участвовали во всех летних играх. В зимних Олимпийских играх не участвовали. Спортсмены Кабо-Верде никогда не завоёвывали олимпийских медалей. )

(Обучение в Кабо — Верде ведётся на португальском языке.

Начальное образование: дети с 7 лет первые 4 года проходят обязательное обучение, следующие 2 года — по желанию. На острове Боавишта работает 3 начальных школы; Сал имеет 2 начальные школы; Сан-Николау — 6 начальных школ и 1 лицей; Сан-Висенте — 1 школа навигации и 7 начальных школ; на Майу лишь 1 школа; Сантьяго имеет 22 школы, Фогу — 7 и Брава — 6 начальных школ. В 2000 году начальные школы посещали 98 тысяч учеников, а средние — 33 тысяч.
Среднее образование: два цикла по 3 года каждый. Лицей, дающий среднее образование, находится в Прае и Сан-Висенте.
Высшее образование: до 1994 года в Кабо Верде не существовало высших учебных заведений. В 1994—1999 годах были образованы педагогический, экономический и несколько технических институтов. С начала 2000-х началось их слияние в университеты (основные кампусы находятся в Прае). Многие жители страны получают высшее образование за рубежом: на Кубе, в Португалии, Бразилии, России, США и Франции. В 2000 году в местных вузах учились 1200 и за рубежом — 2500 студентов.

С 1990-х годов до 2011 года система начального образования Кабо-Верде (и частично — общая система образования) полностью финансировалась певицей Сезарией Эворой.)

(Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011, Сан-Висенте) — певица с Островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Пела на кабо-вердианском креольском. Акустическое обрамление голосу составляли рояль, гавайская гитара, аккордеон, скрипки и кларнет.

На сцену Эвора неизменно выходила босиком — это символическая дань бедности, в которой жили (и почти половина продолжают жить) её земляки на Островах Зелёного Мыса. Певица ходила босиком и в жизни, на протяжении многих лет. Она обувалась лишь в сандалии во время поездок по странам с умеренным климатом. С 1958 года, то есть с 17-летнего возраста Сезария Эвора работала в музыкальных барах Минделу. Первоначально исполняла песни в стиле «морна» (порт. morna) — жанр, традиционный для Островов Зелёного Мыса, а также «фаду» (порт. fado), африканские песни и коладера.

Свой первый сольный альбом певица записала в 43 года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис. Там же в Лиссабоне, в ресторане «Enclave» (где собирался клуб лиссабонских кабовердцев), её услышал Жозе да Силва, француз с кабо-вердианскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica».

В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году.

Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В последующие годы певица неоднократно выступала в России с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Барнауле, Екатеринбурге, Перми, Твери, Архангельске, Уфе, Тюмени, Ярославле, Самаре, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске, Нижнем Новгороде, Томске, Владивостоке, Хабаровске, Волгограде и Казани.

В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры.

17 декабря 2011 года Сезария Эвора скончалась в Кабо-Верде в возрасте 70 лет. Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия. Сезария Эвора является двукратной обладательницей французской музыкальной награды — «Виктуар де ля мюзик» (в 2000 году за альбом Café Atlantico и в 2004 году за альбом Voz d’Amor).
Пять раз она была номинирована на «Grammy» (альбом «Cesária» в 1995 году, альбом «Cabo Verde» в 1997 году, альбом «Miss Perfumado» в 1999, альбом «Café Atlantico» в 2000 году, альбом «Café Atlantico» в 2001 году), один раз стала лауреатом этой премии (за альбом «Voz d’Amor» в 2004 году.)  (Памятник Сезарии в аэропорту Кабо-Верде.)

(Вооруженные силы Республики Кабо — Верде были сформированы в 1967 году на основе Народных вооружённых революционных сил Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде и насчитывают 1000 чел. сухопутных мотопехотных подразделений, 100 чел. — в авиации, 100 чел. береговой охраны и морского патрулирования.

В 2003 году учреждено спецподразделение военной полиции (более 100 чел.) для обеспечения безопасности объектов государственного значения.

Создано антитеррористическое подразделение быстрого реагирования, которое несёт охрану международного аэропорта на о. Сал, а также специального ведомства по вопросам национальной безопасности — «Служба информации Республики».

Действует служба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Внутренний порядок обеспечивают подразделения полиции (880 чел). Полиция подразделяется на муниципальную, уголовную и транспортную. Военные расходы в 2016 составили 0,6 % ВВП.

Воинская служба в стране — обязательная.) (Профессионального театра в Кабо-Верде нет. Существуют лишь любительские театральные труппы «Молодёжь на марше», «Канизаде», «Корда Каоберди», «Рамонда», труппа Португальского культурного центра и др. Труппа «Молодёжь на марше» с успехом гастролировала в Бельгии, Нидерландах, Португалии, Франции, в странах Африки и Латинской Америки. В 1995 году в городе Минделу был проведён первый театральный фестиваль «Минделакт», получивший в 1997 году статус международного.

В конце 1980-х годов началось развитие национального кинематографа. Первый фильм — совместная работа кинематографистов Республики Кабо Верде и СССР — документальная лента «Песни земли и моря» (снята в 1989 году), а в 1999 году на острове Сал состоялся первый кинофестиваль. Были представлены работы режиссёров из Анголы, Кабо-Верде, Португалии и Сенегала. На верхнем фотоснимке — кинотеатр «Eden-Park» на острове Сан Висенте.)

(В 2009 году в США был снят замечательный фильм под названием «Белый воротничок» (англ. White Collar). Так вот. Действия первых 2 серий 4 сезона этого фильма полностью происходят на Кабо-Верде.) (Амилкар Кабрал (порт. Amílcar Cabral, псевдоним — Абель Джасси (порт. Abel Djassi), 12 сентября 1924 — 20 января 1973) — политический деятель Португальской Гвинеи и Кабо-Верде, один из основателей ПАИГК и её генеральный секретарь. Родился 12 сентября 1924 года в городе Бафата (Португальская Гвинея). Отец его, Васко Кабрал, был чиновником и плантатором. Имя сыну дал в честь Гамилькара Барки, отца карфагенского полководца Ганнибала. Васко Жувенал Кабрал получил образование в Португалии и в 1911 году переехал в Португальскую Гвинею в поисках работы. Там он встретил Иву Пиньел Эвора — мать Амилкара, родившуюся в г. Прая. Вообще Кабралы, как и все жители Кабо-Верде, относились к привилегированному слою в колонии и юридически приравнивались к португальцам. Амилкар провёл детство и отрочество на Островах Зелёного Мыса — родине родителей.

Окончил лицей на о. Сан-Висенте и Высший агрономический институт (англ.) в Лиссабоне (Португалия.) Кабрал, с уважением относившийся к португальской культуре, говорил: «Португальский язык — это лучшее, что оставили нам португальцы». Увлекался произведениями Жоржи Амаду, Пабло Неруды. Писал очерки о кабо-вердианской литературе. Два года проработал в Португалии, в 1952 году вернулся в Гвинею, чтобы работать агрономом. Работа на экспериментальной ферме Pessube предусматривала частые командировки в разные уголки страны, которые позволили Кабралу ближе ознакомиться с реалиями португальского колониального господства. Об этом периоде он впоследствии вспоминал так: «Я был агрономом и работал под началом европейца, о котором каждому было известно, что он один из самых глупых людей в Гвинее. Я мог бы с закрытыми глазами научить его тому, как надо работать, но он был господином. Это незначительный факт, но он многому учит. Данный пример имеет первостепенное значение при определении того, как зародилась первоначальная идея борьбы».

Ещё в 1948 году подключился к национально-освободительной борьбе против португальских колонизаторов, вступив в контакт со студентами-революционерами не только из Гвинеи-Бисау, но и из других португальских колоний в Африке — Анголы, Конго, Мозамбика: Агостиньо Нето, Вириату да Крушем, Марио де Андраде, Марселину душ Сантушем и другими. Живя в Лиссабоне, познакомился с португалкой Аной-Марией, которая стала его первой женой (впоследствии, однако, супруги развелись из-за политических разногласий). Вместе с ними Кабрал принял участие в основании «Дома студентов португальской империи», а потом «Дома Африки» в Лиссабоне.

По инициативе А. Кабрала, А. Нето, М. де Андраде, а также поэта с острова Сан-Томе Франсишко-Жозе Тенреейру в Лиссабоне в 1951 году был создан Центр африканских исследований. Был знаком также с будущим лидером ангольской оппозиционной группировки УНИТА Жонасом Савимби. Впоследствии в Париже познакомился с известным кубинским художником Вифредо Ламом. В студенческих кружках происходило его знакомство с революционными идеями. В 1953 году Кабрал и Г. Лабери создали в городе Бисау тайную организацию — Движение за национальную независимость Гвинеи, которое объединило революционно настроенную интеллигенцию и городских рабочих из числа асимиладуш. В 1955 году португальский губернатор добился высылки Кабрала из Гвинеи, разрешив ему не чаще раза в год посещать страну, чтобы проведать семью.

19 сентября 1956 года, во время одного из таких визитов, вернувшийся из Анголы Амилкар Кабрал вместе со своим сводным братом Луишем Кабралом (Luís Cabral), Ариштидешом Перейрой (Aristides Pereira), Фернанду Фортешем (Fernando Fortes), Жулио Алмейдой (Júlio Almeida) и Элизем Турпином (Elisée Turpin) создали в Бисау подпольную Африканскую партию независимости (порт. Partido Africano da Independência, PAI), штаб-квартира и учебный центр которой находились в городе Конакри, столице соседней Республики Гвинея, бывшей уже с 1958 года независимым государством.

В 1960 году партия получила новое название — Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК.) Её целью было объявлено достижение независимости португальской Гвинеи и островов Кабо-Верде, создание из них единого государства, обеспечение его экономического и социального развития, укрепление национальной независимости и демократического строя, создание социалистического общества, свободного от эксплуатации. Руководство ПАИГК состояло из креолов — уроженцев Кабо-Верде. Массовую базу партии составлял народ баланте. Другой основной этнос Гвинеи, фульбе, преимущественно поддерживал португальцев.

Четыре года спустя бойцы ПАИГК совершили нападение на военные казармы в городе Тит на юге Гвинеи-Бисау, начав таким образом вооружённую борьбу — партизанскую войну против португальских колонизаторов. На первом этапе войны базы партизан были расположены в соседней Республике Гвинее. С января 1963 года Кабрал являлся председателем Военного совета революционных народных вооружённых сил (ФАРП.) К 1967 году ПАИГК контролировал до 80 % территории страны. Это были крупнейшие военные неудачи португальцев в борьбе с африканскими движениями. Кабрал требовал от бойцов не верить колдунам, помогать мирному населению. В начале 1970 года во контролем ПАИГК оказалась большая часть Гвинеи. Фактически португальцы удерживали только два крупнейших города колонии — Бисау и Бафата — и их окрестности. В новых — военных условиях — постепенно сошло на нет влияние первого председателя ПАИГК Рафаэла Барбозы. Стало бесспорным лидерство Амилкара Кабрала.

В это время Кабрал выступал не только как талантливый организатор, но и как пропагандист и представитель гвинейского народа за рубежом — выступал с докладами о национально-освободительной борьбе в Африке на международных конференциях и в ООН. 1970 году его вместе с Агостиньо Нето (президентом МПЛА) и Марселино душ Сантушем (вице-президентом ФРЕЛИМО) принимал Папа Римский Павел VI. Встречался с лидерами движения неприсоединения: Иосипом Броз Тито, Гамалем Абдель Насером, Джавахарлалом Неру.

В декабре 1972 года вместе с секретарем Президиума Верховного Совета Михаилом Георгадзе прилетел в Крым на празднование 50-й годовщины создания СССР. Представлял ПАИГК на 23-м и 24-м съездах КПСС. После ряда неудачных покушений Кабрал был убит. Около 23 часов 20 января 1973 года, возвращаясь домой после официального приёма в посольстве Польши в Конакри (Гвинея), Кабрал с женой и несколькими членами исполкома и ЦК ПАИГК был задержан группой заговорщиков. При задержании Кабрал был убит выстрелом в затылок, а остальных его спутников переправили из Конакри в Португальскую Гвинею, в город Бисау. Об этом сообщил командующий народной армии Гвинейской Республики Тумани, Сангаре.

Существует несколько версий убийства Амилкара Кабрала. По официальной версии лица, задержавшие и застрелившие Кабрала, были выпускниками возглавляемого им Учебного центра, оказавшиеся агентами португальской разведки. По другой версии, причина убийства была в соперничестве в борьбе за власть в партии. Правозащитники Гвинеи (Конакри) обвиняют в причастности к смерти Амилкара Кабрала бывшего лидера страны Секу Туре, который якобы завидовал популярности убитого лидера. По всей вероятности, совпали все три фактора — операция португальской агентуры во главе с Мамаду Туре, внутрипартийный заговор во главе с Иносенсио Кани, двойственное отношение гвинейского президента Секу Туре.

Гвинейские военные арестовали около ста офицеров и партизан-солдат ПАИГК, обвинив их в причастности к заговору с целью убийства Кабрала и попытке захватить власть в движении, и расстреляли их.

Убийство Кабрала не остановило антиколониального движения. В 1973 году Португальская Гвинея стала независимым государством Гвинея-Бисау, первым лидером которого стал сводный брат Амилкара Луиш де Альмейда Кабрал. Принято считать, что войну в Гвинее Португалия проиграла. Неудачи в Гвинее заставили португальских военных свергнуть фашистский режим в метрополии и признать независимость колоний. Кабрал являлся революционным теоретиком, автором многих работ по проблемам национально-освободительного движения, почётным доктором Института Африки АН СССР (удостоился сего звания в 1971 году.) Его перу принадлежат также поэтические произведения. К концу 1980-х было опубликовано 10 стихотворений Кабрала. Одни исследователи (Мануэл Феррейра) относят их к литературе Кабо-Верде. Другие считают Амилкара основоположником письменной поэзии Гвинеи Бисау. Из поэмы Амилкара Кабрала 1946 г.: «Мой мятежный клич облетел дальние страны, пересёк моря и океаны и заставил трепетать моё сердце» (напечатано в журнале «Возвес» в 1974 г.).

Хотя Кабрал считал себя скорее практиком, чем теоретиком, он постоянно занимался разработкой вопросов тактики и стратегии, целей и средств антиколониальной борьбы. Свои мысли высказывал в статьях и речах. Важное место в антиколониальной борьбе, по мнению Кабрала, занимала культура, поэтому вопросам культуры он уделял большое внимание. Культура колонизированного и угнетённого народа должна противопоставляться культуре колонизатора.

Несмотря на привлечение марксистской методологии, взгляды Кабрала типичны для африканских социалистов. Африканское общество он считал изначально бесклассовым. Примером для него была традиционная община народа баланте. Кабрал отрицательно относился к революционным концепциям Че Гевары о фокизме. По мнению Амилкара, для революции необходимы определённые условия. Оригинальной является теория Кабрала о «классовом самоубийстве». Согласно концепции лидера гвинейской революции, вследствие отсутствия сознательного рабочего класса национально-освободительною борьбу в Африке должна возглавить национальная буржуазия. Потом она может либо стать эксплуататором народа либо, совершив классовое самоубийство, слиться с ним. Такие взгляды объясняются неразвитостью капиталистических отношении в Португальской Гвинеи. Кабрал считал, что в эпоху монополистического капитализма и империализма главными действующими лицами мировой истории становятся освободительные движения «третьего мира». Настоящие общественные преобразования приходят только с завоеванием коренными народами контроля над производительными силами, тогда как формальная политическая независимость приводит к продолжению колониализма, только в измененном виде — в виде неоколониализма. Политическая независимость — не цель освободительной борьбы, но один из моментов процесса борьбы. Если история — это развитие производительных сил, говорил Кабрал, колонизируемый может вернуть себе историю, только завладев средствами производства. Потенциал для революции — в формировании антиимпериалистического союза различных социальных групп, включая крестьянство и мелкую буржуазию. После получения независимости этот союз может распасться, и с этого монолита выделится национальная буржуазия, «средняя класс» и т. д. Произойдет это или нет, будет зависеть от поведения низших слоев мелкой буржуазии и интеллигенции. Рабочий класс, в частности промышленный пролетариат, в силу своей малочисленности не мог играть решающей роли в национально-освободительной борьбе в колониях. Задачу передового отряда, выступавшего во главе преимущественно сельских масс, выполнял союз национальной мелкой буржуазии и интеллигенции. Этот союз оформлялся в виде революционной партии.

На первом этапе борьбы кадры для революционной партии надо искать среди слоев с противоречивой классовой позицией, не уверенных в своем месте в обществе. Это могут быть бывшие крестьяне, а сейчас городские наёмные работники. Поскольку эти трудовые мигранты видят эксплуатацию воочию, они скорее крестьян осознают её реальность и делают соответствующие политические выводы (хотя объективно их могут эксплуатировать не так жестоко, как крестьян). Кабрал был убежден, что ключом к успешной социальной революции на периферии капиталистического мира является роль, которую должно сыграть мелкобуржуазное руководство национального движения после завоевания независимости. В тот момент, когда приходит национальное освобождение и революционная мелкая буржуазия получает власть, народ возвращается к истории, и наружу снова вырываются внутренние социальные противоречия, затушеванные во время вооруженной борьбы против колониализма. Когда эти противоречия проявятся, революционная мелкая буржуазия оказывается перед выбором: либо стать национальной буржуазией, или продолжить революцию и осуществить своё историческое призвание — осуществить социальную революцию. Кабрал настаивал на том, что чтобы осуществить своё историческое призвание, мелкая буржуазия должна совершить «классовое самоубийство», вместо следования своим непосредственным вещественным интересам прислушиваться к революционному сознанию. По причине отсутствия или немногочисленности настоящего рабочего класса мелкая буржуазия должна в интересах общества пожертвовать своим состоянием и привилегиями, отождествив себя с трудящимися массами. Вероятность самоубийства зависит от глубины проникновения революционных идей в среду мелкой буржуазии, а также от места, которое будет занимать революционная фракция этого класса после обретения независимости. Неспособность совершить классовой самоубийство означает воспроизведение эксплуатационных отношений в новой конфигурация: пару колонизатор-колонизируемый сменит пара национальная буржуазия-пролетариат. Посредством классового самоубийства буржуазии борьба за национальное освобождение перерастает в борьбу за освобождение социальное. Именем Амилкара Кабрала названа площадь в Москве и футбольный кубок в Африке, международный аэропорт на острове Сал (Кабо-Верде), университет в Бисау, центр культуры в Боа-Виста (Бразилия), улица в Сен-Дени (Франция), молодёжная организация в Гвинее-Бисау «Африканская молодёжь Амилкара Кабрала», партизанские отряды в Уганде, боровшиеся против режима Мильтона Оботе, так называемые «комитеты Амилкара Кабрала» в Анголе, выступавшие против правительства Агостиньо Нето слева. Памятник национальному герою установлен на его родине в г. Бафата. Амилкар Кабрал стал прототипом Кэндала, главного героя повестей советского журналиста-международника Евгения Коршунова «Гроза над лагуной», «Под белым крестом», «Рассвет в дебрях буша», писателя из Мали Сейду Диарры «Золотой нож». Памяти Кабрала посвешено стихотворение португальского поэта Руя Синнати «Пусть свершится неизбежное» (1976). Для Синатти его герой — человек португальской культуры, символ борьбы за свободу всех португальских колонии:
Мой португалец, побеждающий моря,
Тимор напрасно тебя ожидал,
Боролся он тщетно, но не оступился,
Пусть твоя жизнь послужит примером!
Пусть твою смерть прославят на все времена!
(По книге Е. А. Ряузовой «Запад и восток в творчестве португалоязычных писателей синтез культур» — М., 2010. — С. 184)

В Гвинее (совместно с Румынией) был снят в 1977 документальный фильм «Амилкар Кабрал — борец за свободу».

Взгляды и личность Амилкара Кабрала являются предметом обсуждения в фильме французского режиссёра Криса Маркера «Sans Soleil». На верхнем фотоснимке — почтовая марка ГДР 1978 года с изображением Амилкара Кабрала.)

(Промышленность в Кабо-Верде развита слабо (16 % от ВВП страны). Концентрация основных предприятий на островах Сантьягу, Сан Висенте, Сал (около 80 %).

Основные предприятия: рыбоконсервные заводы, судоремонтная верфь, пивной завод, швейные и обувные фабрики, завод стройматериалов, фабрики по обработке декоративного камня, авто-, мото-, велопредприятия.

Горнодобывающая промышленность: добыча соли на островах Сал и Майу, пуццолана (используется для производства цемента) на острове Майу, глины, базальта.

Производство электроэнергии —  469 млн кВт·ч. На верхнем фотоснимке — добыча морской соли на острове Майу.)

(Рыбаки Сан-Николау с уловом тунца.)

(Протяжённость автодорог в Республике Кабо — Верде — 1350 км, в том числе 932 км асфальтированных по оценке на 2013 год. Морские порты: Минделу, Прая и Таррафал. Морской торговый флот — 13 кораблей (оценка 2009 года.)Осуществляются перевозки внутри архипелага, а также в Западную Африку, Европу и Америку. Грузооборот портов (по состоянию на 2000 год) — 450 тыс. т. Между соседними островами ходят паромы и катера.

В 2013 году в стране было 9 аэропортов, в том числе 2 международных: аэропорт им. Амилкара Кабрала на о. Сал (международные рейсы с 1973 года) и в столице страны — прекрасном городе Прая (с 1999 года), обеспечивающие воздушное сообщение со странами Африки, Европы, Северной и Южной Америки. В 2000 году перевезено 140 тыс. пассажиров и 20 млн ткм грузов). Авиалинии местных компаний ТАКВ (Transportes Aéreos de Cabo Verde) и Halcyonair (англ. Halcyonair) соединяют между собой почти все острова архипелага (кроме Брава).

Регулярное автобусное сообщение на островах отсутствует. Самый дешёвый способ передвижения на островах — 12-местные маршрутные такси (порт. aluguer) (называемые в народе «Carrinhos»), плата за проезд в них чуть больше 1 USD. У маршрутных такси есть пункты отправления и прибытия, по пути они останавливаются везде, но не имеют чёткого расписания и отправляются, как только заполнятся все свободные места. Другой вид транспорта, иногда единственный — такси.

Железнодорожного сообщения в стране вообще нет. На верхнем фотоснимке — Boeing 757-200 авиаперевозчика «Cabo Verde Airlines» в аэропорту немецкого Мюнхена.) (Маршрутные такси Кабо-Верде.)

(По данным переписи населения в 2006 году население государства составило 434 263 человек, а в июле 2017 года — 560 899 человек. 71 % населения — мулаты (смешанного африкано-европейского происхождения), 28 % — африканцы (манджак, баланте, банту и другие народности), 1 % — европейцы.

Кроме португальского языка, используется множество диалектов от смешения португальского и африканских языков; самые распространённые — креольский диалект криулу (смесь старопортугальского и африканского языка суахили) и кабувердьяну. Выходцы из западной Африки широко распространили на островах французский язык.

53,3 % населения — городские жители (2000). Самый населённый остров — Сантьягу. Крупные города: Минделу (62,97 тыс. чел.), Сан-Филипи (6 тыс. чел.) (оценка на 2000 год.)

Покупательная способность в 2002 составила 1,4 тыс. долл. США (высокий для африканских стран уровень). 44 % населения находится за чертой бедности.

Продолжается процесс эмиграции населения. По данным национальных статистических управлений за 2004—2006 годы кабо-вердианская диаспора в Португалии, Франции, Испании, Люксембурге, Италии, Нидерландах составляет 81 304 человека (4,7 %), также существуют диаспоры в США и странах Африки: (Анголе, Габоне, Гвинее-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Сенегале и Мозамбике) общей численностью 700 тыс. чел. Наиболее массовый характер эмиграция приняла в 1970-е годы (10-18 тыс. человек в год). (26 января 1936 года в кабо — вердинской деревне Таррафал (порт. Tarrafal) на острове Сантьягу была образована известная португальская тюрьма для политических заключенных, просуществовавшая до 25 апреля 1974 года. Первый комендант — Мануэль душ Рейс, тюремный врач — Эшмиральду Пайш Прата. Тарраффал являлся главным лагерем для политических противников Португалии. Сюда свозились политические преступники и революционеры изо всех африканских колоний Португалии. Местоположение лагеря отличалось особенно жёстким климатом. Постоянные ветра вызывали у заключённых жуткую головную боль. Обычной была практика применения пыток. Карцер для нарушителей режима располагался через стену от кухонной печи. Температура в нём повышалась порой до 70-80 градусов Цельсия, при этом размеры карцера позволяли только сидеть. В лагере находилось несколько локальных участков, обитатели которых ничего не знали про другие части лагеря. Из лагеря практически невозможно было бежать. Несмотря на то, что снаружи его ограда выглядит очень невысокой, изнутри она весьма высока, окружена глубоким рвом с водой, подходы ко рву были опоясаны колючей проволокой, по которой пропускался электрический ток.

В настоящее время на территории тюрьмы расположен учебный центр вооружённых сил страны. Часть концлагеря открыта для посещения, как музей.)

Ну вот и всё на сегодня.Редактор  номера журнала — Алихан.