Кафешка 141

От «Соляриса» до «Сияния»: 10 экранизаций культовых книг, разгромленных их авторами.

В вечный как мир спор «что лучше, фильм или книга?» нередко вступают авторы и режиссеры.

Писатели не всегда согласны с тем, какой предстала их книга на экране, даже ежели фильм прославил литературное произведение.

Кому-то не нравится выбор актеров, кто-то не согласен с трактовкой сюжета, а иногда автор и кинокомпания не могут договориться о деньгах.

«Мэри Поппинс», Памела Трэверс vs Уолт Дисней.

(Абсолютно культовая британская писательница была разочарована тем, как Уолт Дисней обошелся с ее книгой.

В фильме ей решительно не понравилось все — начиная с музыки и анимированных пингвинов и заканчивая Джули Эндрюс в роли волшебной няни.

По мнению Памелы, жизнерадостная и супер — милая Мэри Поппинс из фильма ничуть не походила на строгую няню из книги.

Дисней был так напуган критикой писательницы во время съемок, что не пригласил ее на премьеру.

Однако же она пришла самостоятельно и проплакала большую часть сеанса.

«Думаю, Диснею не стоило браться за этот фильм. Он дал мне примерно 20 обещаний по поводу съемок и ни одно из них не выполнил», — вспоминала позже Памела.)

«Сияние», Стивен Кинг vs Стэнли Кубрик.

(«Сияние» авторства абсолютно легендарного режиссера Стэнли Кубрика уже в течение практически 40 лет входит во все списки лучших фильмов ужасов.

Однако же Стивен Кинг назвал эту картину худшей экранизацией своих романов.

По мнению писателя, Кубрик понятия не имел о том, как снимать ужасы. Как отметил Кинг, кино получилось холодным, статичным и не смогло раскрыть характеры персонажей.

В книге Джек Торренс некоторое время все же старается обуздать свое безумие, в то время как на экране герой Джека Николсона сразу же производит впечатление сумасшедшего.

Также писатель обвинил режиссера в том, что главная героиня, Венди, в фильме предстала «какой-то вопящей идиоткой».

В 1997 году Стив лично написал сценарий к трехсерийному фильму, где воплотил свое видение «Сияния».

Правда, в отличие от экранизации Кубрика, мини-сериальчик, в отличие от постановки авторства Стэнли, не вызвал такой же бурной реакции у кинокритиков.)

«Заводной апельсин», Энтони Берджесс vs Стэнли Кубрик.

(Стэнли не включил в сценарий «Заводного апельсина» финальную, 21-ю главу романа, в которой происходит моральное преображение героя.

В результате история, по мнению Энтони Берджесса, утратила первоначальный смысл и фильм стал гимном насилию.

Писатель признался, что сел за роман после того, как его беременная супруга была до полусмерти избита дезертирами и в результате этого потеряла ребенка.

Посему после выхода кинокартины он заявил, что желал бы никогда не создавать «Заводной апельсин».

Кроме того, Энтони был невероятно расстроен тем, что популярность фильма сделала его автором одной книги, которую он считал довольно серой и посредственной.)

«Завтрак у Тиффани», Трумен Капоте vs Блейк Эдвардс.

(Трумен был невероятно недоволен кастингом Блейка Эдвардса.

По его мнению, Одри Хепберн совершенно не подходила на роль Холли Голайтли — он мечтал, чтобы главную героиню сыграла лучшая девушка всех времен и народов — Мэрилин Монро.

Актриса, собственно говоря, собиралась принять предложение, но ее отговорила Паула Страсберг, личный преподаватель актерского мастерства Мэрилин.

В 1968 году в интервью журналу Playboy писатель отметил, что книга была горькой и печальной, а Холли Голайтли — реальной личностью с сильным и жестким характером.

«Фильм стал ужасной «валентинкой» для Нью-Йорка», — охарактеризовал драматург получившуюся мелодраму.

Кроме того, мистер Капоте хотел сыграть главную мужскую роль, но его отговорил продюсер фильма Мартин Джуроу, отметив, что в центре внимания будет Голайтли.

Парадоксально, но для жутко нелюбимой писателем актерской пары Одри Хепберн — Джордж Пеппард роли в «Завтраке у Тиффани» стали одними из самых ярких за всю кинокарьеру.)

«Пролетая над гнездом кукушки», Кен Кизи vs Милош Форман.

(Кен считал, что Милош Форман и Джек Николсон неверно расставили акценты в экранизации его книги.

В романе основной рассказ идет от лица Вождя Бромдена, но в кино этой линии нет и потому теряется главный, по мнению писателя, персонаж.

Работа Милоша — одна из трех картин в истории кинематографа, которая получила все пять основных наград Киноакадемии, но на мистера Кизи успех не произвел ровным счетом никакого впечатления.

После того как Голливуд не принял его сценарий и снял фильм по-своему, писатель наотрез отказался смотреть готовую ленту.

В интервью Чаку Паланику он отметил, что всегда ненавидел экранизацию, — журналист ссылается на эти слова в предисловии к изданию романа в 2007 году.

По легенде, Кен однажды наткнулся на фильм Милоша, переключая телевизионные каналы, однако продолжил листать программы далее.)

«Солярис», Станислав Лем vs Андрей Тарковский.

(Станислав писал, что Андрей Тарковский снял не «Солярис», а «Преступление и наказание».

Писатель посмотрел только 20-минутный фрагмент киноленты, однако же довольно — таки хорошо знал сценарий, поскольку получил его точную копию.

Больше всего автора возмутило то, что Тарковский ввел в сюжет родителей Криса Кельвина и даже некую тетю.

Для Лема появление матери выстроилось в ассоциативную цепочку Мать — Россия — Родина — Земля.

В результате в фильме, по мнению Лема, настоящим домом для героев остается родная планета, а космос становится враждебным пространством, хотя в книге все было наоборот.

«В тот момент мы напоминали двух лошадей, которые тянут экипаж в разные стороны», — говорил Станислав о соотношении романа и экранизации.)

«Американский психопат», Брет Истон Эллис vs Мэри Хэррон.

(Брет Истон Эллис был уверен, что история богача с Уолл-стрит, становившегося по ночам серийным убийцей, не может быть экранизирована.

В романе «Американский психопат» остается неясным, был ли Патрик Бэйтмен маньяком на самом деле или вся история происходила в его расстроенном воображении.

По мнению Эллиса, фильм Мэри Хэррон «неплох», но сцены убийств заранее превращают бред Бэйтмана в действительность и зритель в отличие от читателя не может сам решить, насколько реально происходящее.

Эллис считал, что любая экранизация вторична по отношению к первоисточнику.

Тем не менее такое отношение к кинопродукции ни на секунду не помешало ему написать сценарий по мотивам «Американского психопата» для клипа Канье Уэста, который рэпер выпустил в поддержку альбома Yeezus в 2013 году.)

«Чарли и шоколадная фабрика», Роальд Даль vs Мэл Стюарт.

(Причиной ненависти Роальда Даля, автора книги «Чарли и шоколадная фабрика», к экранизации 1971 года стало название — в прокате фильм был озаглавлен «Вилли Вонка и шоколадная фабрика».

Писатель подчеркнул, что его история была о мальчике Чарли, а не об эксцентричном владельце сказочной фабрики.

Роальд написал сценарий к фильму, но не допускал  и микромысли о том, что лента может быть переименована.

Кроме того, писатель был не согласен с кастингом — по его мнению, роль чутка поехавшего рассудком шоколадного магната должен был сыграть вовсе не Джин Уайлдер, а великий ирландский комик Спайк Миллиган.

До экранизации Тима Бертона с Джонни Деппом в главной роли писатель, к сожалению, не дожил.)

«Мое глупое сердце», Джером Сэлинджер vs Марк Робсон.

(Киноверсия рассказа «Лапа-растяпа» (сборник «Девять историй»), выпущенная под названием «Мое глупое сердце», — единственная авторизованная писателем экранизация его культовых произведений.

Однако же команда сценаристов студии MGM, в которую входили совладелец компании Сэмюэл Голдвин и авторы сценария «Касабланки» Джулиус и Филип Эпштейны, превратила мрачный рассказ Сэлинджера о фальшивых ценностях американского среднего класса в любовную историю со счастливым концом.

По словам самого писателя, он был обижен и расстроен тем, как Голливуд поступил с его произведением, и потому больше никогда не давал разрешения на экранизацию своих книг.)

«Форрест Гамп», Уинстон Грум vs Роберт Земекис.

(Завоевавший шесть «Оскаров» фильм авторства легендарного режиссера Роберта Земекиса привел в неописуемую ярость Уинстона Грума.

Прежде всего, автор книги был возмущен тем, что Земекис смягчил острые политические вопросы, которые Грум поднимал в романе.

С другой стороны, выяснилось, что кинокомпания Paramount Pictures вела двойную бухгалтерию, из-за чего Уинстон лишился своей законной доли в кассовых сборах киноленты.

В результате всего этого следующий роман о Форресте Гампе мистер Грум начал с фразы «Никогда и никому не позволяйте снимать кино о вашей жизни».)

Статью подготовил Алихан.

Дружище!

Пиши скорей в комментариях ниже: какое из этих противостояний впечатлило тебя более всего?

Жду с нетерпением.

А теперь я предлагаю тебе прогуляться со мною по прелестнейшему Макао.

Ты готов к дороге?