Путешествия с Алиханом Джибути

Государство в Восточной Африке, в районе Африканского рога. На востоке омывается водами Аденского залива. Официальные языки — Французский язык, Арабский язык. Президент страны — Исмаил Омар Гелле. Столица страны — город Джибути. Джибути — крутяк для отдыха: Ассаль (Кратерное озеро в центре Джибути. Озеро лежит на 155 м ниже уровня моря в Афарской низменности, это самая низкая точка Африки. Солёность озера составляет 35%, на глубине 20 м — 40%, что делает его одним из самых солёных озёр в мире наряду с Мёртвым морем и озером Эльтон. Озеро окружено плотным засолённым слоем почвы. Соль добывается и караванами отправляется в Эфиопию), Аббе (Солёное озеро в Африке. Расположено на северо-востоке Эфиопии и западе Джибути. По озеру проходит на границе между Джибути и Эфиопией. Площадь зеркала составляет около 320 км². Оно имеет максимальную глубину 37 метров), Национальный парк День лес, Остров Мауча. Интересность: В середине двадцатого века Джибути носила название Французское Сомали. Будьте основательно готовы: Джибути — одна из самых засушливых стран мира, в среднем за год здесь выпадает около 85 мм осадков. Основной тип местности в Джибути — пустыни и полупустыни, из-за чего пейзажи этой страны иногда сравнивают с безжизненными панорамами Марса. Ещё факт: Единственное полезное ископаемое в недрах этой страны — известняк. Эй, работники шахт и обработчики камней! Мы нашли «Донбасс — известняк»! Не, был бы реально доход огромный — не шучу. Мне в это с адским трудом верится, но решать Вам: Многие джибутийцы, проживающие в отдалённых деревнях, слышали о белых людях лишь в легендах, и не все в них вообще верят. Туристам европейской внешности появляться там опасно, так как местные вполне могут принять их за злых духов. Если желаете чего — то вкусить в Джибути, то запомните: Кухня страны состоит в основном из экзотической смеси французской и эфиопской кулинарии. Демография: Плотность населения в Джибути составляет лишь 18 человек на квадратный километр. Интересный факт: Четыре пятых всей производимой в Джибути продукции идёт на продажу в Сомали. Ещё одна интересная вещь: На каменистых, изобилующих солью землях Джибути практически ничего не растёт, редкая растительность сосредоточена в основном на высокогорьях и вокруг оазисов. Политический факт: В Джибути существует более двух десятков различных политических партий, что, возможно, является одной из причин не самой стабильной политической обстановки в стране. Ещё интересность: Национальная валюта страны — франк Джибути. Ну вот и всё.  Редактор номера журнала — Алихан. (Государственный флаг Республики Джибути принят 27 июня 1977 года. Цвета флага олицетворяют море и небо (синий), землю (зелёный) и мир (белый). Зелёный и синий также цвета двух главных групп населения — афары и песа (племена Джибути). Красная звезда — память о борьбе за независимость и символ единства.) (Логотип сборной Джибути по футболу. Сбо́рная Джибути́ по футбо́лу — национальная футбольная сборная, представляющая Джибути в международных матчах по футболу. Считается одной из самых слабых во всем мире. Не участвовала ни разу на чемпионатах мира и кубках Африки. Участвует с 1994 года регулярно в кубке КЕСАФА для стран Центральной и Восточной Африки.) 

(В первых веках н. э. территория нынешней Джибути заселялась кочевыми племенами, говорившими на кушитских языках — афар и исса. В V—VI веках входила в состав государства Аксум. В VII веке оказалась под властью арабских султанов. Среди местного населения распространился ислам и арабский язык.

В XVI веке, когда на полуострове Сомали шли войны между португальцами и эфиопами с одной стороны и турками и сомалийцами — с другой, территория нынешней Джибути была завоёвана португальцами. В XVII веке вновь установилось господство арабов. Коренное население сохраняло кочевой образ жизни, арабы составляли управляющую и торговую прослойки населения.

В 1862 году французы оформили своё владение нынешней Джибути договором с султаном Адала, по которому Франция получила территорию, населённую афарами, и якорную стоянку в Обоке. В 1881 году были учреждены французские акционерные компании по развитию территории в районе Обока. Было начато строительство современного города Джибути. Территория, именовавшаяся как Обок, в 1896 году получила официальное название Французский Берег Сомали (с 1967 года — Французская территория афаров и исса). В 1889 году русскими подданными-поселенцами была предпринята попытка колонизации части территории Французского Берега Сомали. После того, как полномочия основателя колонии и планы России не подтвердились, французский флот изгнал колонистов.

В 1946 году колония Французское Сомали получила статус «заморской территории» Франции.

В 1977 году после референдума предоставлена независимость, страна стала называться Республика Джибути. В 1981 введена однопартийная система (Народное объединение за прогресс).

Политическая жизнь в Джибути как во времена пребывания под колониальным протекторатом, так и после обретения независимости в 1977 году, определялась в значительной степени борьбой между крупнейшими населяющими страну этносами — афар и исса. В период действия колониального мандата в администрации господствовали афар, а после обретения страной независимости — исса. В 1979 всплеск недовольства среди афаров, начало партизанской войны. В 1991—2000 году в Джибути шла гражданская война, закончившаяся соглашением о разделе полномочий.

В 2008 году между Джибути и Эритреей была краткосрочная война. На верхнем фотоснимке — карта Джибути 1940 года.)

(Хасан Гулед Аптидон, фр. Hassan Gouled Aptidon, сомал. Xasan Guuleed Abtidoon, араб. حسن جولد أبتيدون‎ (15 октября 1916 — 21 ноября 2006) — первый президент Джибути. Родился на территории нынешнего Сомали. Представитель народности Исса. Выступал за независимость Джибути от Франции и против его присоединения к Сомали. После выборов 1958, на которых партия Республиканский союз, выступавшая за объединение с Сомали, потерпела поражение, Аптидон стал вице-председателем Правительственного совета, а в апреле 1959 был избран представлять Джибути в Национальном собрании Франции. В 1963—1967 он был министром образования, а в мае 1977 стал премьер-министром страны, уже 27 июня получившей независимость, после чего Аптидон стал президентом, до июля также оставаясь премьер-министром.

В 1981 году Аптидон провозгласил однопартийный режим, став во главе единственной партии Народное движение за прогресс, и переизбирался на пост президента как единственный кандидат. Несмотря на жёсткие методы управления в политической жизни, экономика Джибути росла. В 1991 году в стране произошла гражданская война с оппозиционными силами, и в сентябре 1992 года Аптидон провёл референдум, одобривший многопартийное устройство страны с не более чем четырьмя политическими силами. Тем не менее, его партия получила все места в парламенте, а сам Аптидон был в следующем году переизбран на очередной шестилетний срок, получив 60,7 %.

В 1990-е  годы в экономике Джибути начался резкий спад, что подвигло Аптидона к решению назвать своим преемником на президентском посту своего племянника Исмаила Омара Гелле, который был избран в 1999. Впрочем, Аптидон оставался влиятельной политической фигурой и главным советником племянника до самой кончины.)

(Джибути начала участвовать в Олимпийских играх с 1984 года и с тех пор не пропустила ни одной летней Олимпиады. При этом на Олимпиаде в Афинах спортсмены Джибути были заявлены для участия, но не вышли на старт. Всего на Олимпийских играх страну представляли 16 мужчин и 2 женщины, принимавшие участие в соревнованиях по дзюдо, лёгкой атлетике и парусному спорту. Наиболее многочисленная делегация от Джибути участвовала в Олимпийских играх 1992 года (8 ). В зимних Олимпиадах Джибути никогда не участвовала.

Единственная олимпийская медаль была завоёвана в 1988 году на Олимпиаде в южнокорейском Сеуле. Легкоатлет Ахмед Салах прибежал третьим в марафонском забеге.

Национальный олимпийский комитет Джибути (его официальную эмблему Вы можете видеть на верхнем фотоснимке) образован в 1983 году, признан МОК в 1984 году.)

(История почты и почтовых марок Джибути, государства на северо-востоке Африки в районе Африканского рога со столицей в городе Джибути, включает период французского колониального управления этой территорией, в разное время называвшейся Джибути (1893—1902 годы), Французским Берегом Сомали (1902—1967 годы.), Французской Территорией Афаров и Исса (1967—1977 годы.), и период независимости Джибути (с 1977 года.)

Республика Джибути входит во Всемирный почтовый союз (с 1978 года.) Первые почтовые марки Джибути появились в 1894 году. До этого там были в обращении почтовые марки Обока с надпечатками и без них, после перевода французской администрации из Обока в Джибути. В 1902 году почтовые марки Джибути сменили почтовые марки Французского Берега Сомали с надписью фр. Côte française des Somalis. В июле 1967 года название территории было изменено на French Territory of the Afars and Issas (Французская Территория Афаров и Исса), и 21 августа 1967 года были выпущены первые почтовые марки, на которых было указано новое название. Джибути обрела независимость от Франции под именем Республика Джибути 27 июня 1977 года. В этот же день были эмитированы первые почтовые марки новой республики. На верхнем фотоснимке — беззубцовая почтовая марка Джибути также с надписью для французского протектората берега Сомали (1894 год.) (Франкотип Французского Берега Сомали (1963 год.)

Республика Джибути разделена на 11 округов. Округами управляют комиссары республики (префекты), которые одновременно являются ещё и мэрами окружных центров.

Алайли (Alaili Dadda); Али-Сабих (Ali Sabieh District); Ас Эйла (As Eyla District); Балге (Balha District); Дикиль (Dikhil District); Джибути (Djibouti District); Дорра (Dorra District); Обок (Obock District); Ранда (Randa District); Таджура (Tadjourah District); Йобоки (Yoboki District). 

(Росси́йско-джибути́йские отноше́ния — двусторонние отношения между Россией и Джибути.

Дипломатические отношения между СССР и Джибути были установлены 3 апреля 1978 года. В январе 1992 года правительство Джибути признало Российскую Федерацию в качестве правопреемницы СССР.

Между странами подписаны Соглашение о воздушном сообщении (1982 год), Соглашение о сотрудничестве в области информации (1987 год), Торговое соглашение (1990 год) и Соглашение о культурном и научном сотрудничестве (1995 год). В учебных заведениях СССР и России получили образование более 50 граждан Джибути. Россия неоднократно оказывала гуманитарную помощь Джибути в связи со стихийными бедствиями.

Послом России в Джибути является Сергей Николаевич Кузнецов (представлен на верхнем фотоснимке.) Посол Джибути в России — Рашад Фара.)

(Транспорт в Джибути — наиболее развитая отрасль экономики. Морской порт Джибути — государственное предприятие с пропускной способностью 1,5 млн.т сухих грузов и 2 млн.т жидкого топлива в год. С 2000 года порт сдан в 20-летнюю концессию арабскому эмирату Дубаю. С 2006 года функционирует новый глубоководный порт в Дорале с контейнерным терминалом мощностью 1,2 млн контейнеров в год и зоной свободной торговли.

Протяженность автомобильных дорог — свыше 3000 км, в том числе с твёрдым покрытием — около 1,3 тыс. км.

В стране имеется 13 аэропортов, из них 3 — с ВПП с твёрдым покрытием[2].

Общая длина железнодорожной сети составляет 781 км. В конце 1990-х годов транспорт общего пользования, прежде всего железнодорожный, был приватизирован. Концессионная документация была подготовлена и введена в действие консультационной фирмой Louis Berger при содействии двух фирм из Швеции.

Железная дорога Джибути — Аддис-Абеба (джибутийский участок — 100 км) находится в ведении совместной джибутийско-эфиопской компании. Строительство джибутийского участка дороги с шириной колеи 1000 мм завершено в 1900 году. В локомотивном парке главным образом тепловозы. С 1998 года в связи с закрытием для Эфиопии эритрейских морских портов из-за конфликта между двумя странами, грузоперевозки по маршруту Аддис-Абеба-Джибути- Аддис-Абеба возросли в 4-5 раз(Транспорт в Джибути — наиболее развитая отрасль экономики. Морской порт Джибути — государственное предприятие с пропускной способностью 1,5 млн.т сухих грузов и 2 млн.т жидкого топлива в год. С 2000 года порт сдан в 20-летнюю концессию арабскому эмирату Дубаю. С 2006 года функционирует новый глубоководный порт в Дорале с контейнерным терминалом мощностью 1,2 млн контейнеров в год и зоной свободной торговли.

Протяженность автомобильных дорог — свыше 3000 км, в том числе с твёрдым покрытием — около 1,3 тыс. км.

В стране имеется 13 аэропортов, из них 3 — с ВПП с твёрдым покрытием.

Общая длина железнодорожной сети составляет 781 км. В конце 1990-х годов транспорт общего пользования, прежде всего железнодорожный, был приватизирован. Концессионная документация была подготовлена и введена в действие консультационной фирмой Louis Berger при содействии двух фирм из Швеции.

Железная дорога Джибути — Аддис-Абеба (джибутийский участок — 100 км) находится в ведении совместной джибутийско-эфиопской компании. Строительство джибутийского участка дороги с шириной колеи 1000 мм завершено в 1900 году. В локомотивном парке главным образом тепловозы. С 1998 года в связи с закрытием для Эфиопии эритрейских морских портов из-за конфликта между двумя странами, грузоперевозки по маршруту Аддис-Абеба-Джибути- Аддис-Абеба возросли…….. в 4-5 раз.)

(Численность населения Джибути составляет 818 тыс. человек (оценка на июль 2009 год). Около 2/3 населения страны живёт в столице. Годовой прирост — 1,9 %  (оценка на 2009 год.)

Младенческая смертность — 98 на 1000 ( в 2009 году.)

Средняя продолжительность жизни — 43 года (в 2009 году)

Заражённость вирусом иммунодефицита (ВИЧ) — 3,1 % (оценка на 2007 год.)

Грамотность населения старше 15 лет — 68 % (оценка на 2003 год).

Этнический состав: исса и другие сомалийские племена — 60 %, афар — 35 %, другие (французы, арабы, итальянцы, греки) — 5 %. Младенческая смертность — 98 на 1000 ( в 2009 году.) (Джибути — одна из наименее развитых стран Африки (по классификации ООН). Экономика ориентирована прежде всего на сферу портовых, банковских и транспортных услуг. Заметное развитие в последние годы получили туризм и телекоммуникации. Основное направление сельского хозяйства — кочевое и полукочевое животноводство. Сельское хозяйство дает 2,8 % ВВП. Наличие пастбищ (11 % территорий) способствует развитию живодноводства. Поголовье коз (507 000), овец (470 000), верблюдов (60 000).

Земледелие практически отсутствует. Площадь обрабатываемых земель — примерно 1 %. Большой ущерб сельскому хозяйству наносят частые засухи. Разразившаяся с 1982 года засуха привела к тому, что к 1985 году 85 % джибутийских кочевников потеряли от 50 до 60 % голов скота. Ежегодно Джибути ввозит около 90 % потребляемых продуктов питания. Развито рыболовство, добыча жемчуга, кораллов, губок, выпаривание соли из морской воды. Промышленность в Джибути развита слабо. В основном предприятия пищевой промышленности и заводы по обработке сельскохозяйственного сырья. Строится ряд крупных предприятий, в том числе нефтеперегонный и цементный заводы. Государственный сектор включает в себя электростанции, нефтяную компанию, транспорт (частично) и связь, завод минеральных удобрений и молокозавод.)

(Франк Джибути — денежная единица Республики Джибути.

Один Франк Джибути равен 100 сантимам. Международное обозначение — DJF.

В денежном обращении находятся банкноты номиналом в 1000, 2000, 5000 и 10 000 франков. Монеты: 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 и 500 франков.  В обороте находятся банкноты номиналом в 1000, 2000, 5000 и 10 000 франков различных годов выпуска. Банкноты серии 1979 года (кроме 500 франков) остаются законным платёжным средством, изымаются из обращения по мере износа и заменяются банкнотами современной серии.) (Джибути (фр. Ville de Djibouti; араб. جيبوتي‎) — столица Республики Джибути (с 1977 года). Является самостоятельной административной единицей наряду с регионами Джибути. Население — 475 332 жителей (2009 год). Город основан в 1888 году, с 1892 года административный центр колонии Французский Берег Сомали, с 1981 года Джибути — свободный порт. Город находится на побережье Аденского залива. Климат Джибути чрезвычайно жаркий, похож на климат Хартума и является тропическим пустынным. Для него характерны небольшие сезонные колебания температуры. Зима умеренно жаркая, с небольшим количеством осадков. Лето в городе исключительно жаркое — самая высокая температура, которая была зафиксирована в городе, составила……. +54 °C. Средняя температура января +25 °C, июля +36 °C. Осадков выпадает очень мало — всего 160 мм, все в осенне-зимний период. Порт на южном берегу залива Таджура Индийского океана — транзит грузов, идущих через Суэцкий канал, вывоз в основном кож и шкур, а также кофе из Эфиопии, ввоз нефти и нефтепродуктов, готовых промышленных изделий (обслуживает также свыше 1/2 внешнеторговых операций Эфиопии). Транспортный узел. Международный аэропорт. Судоверфь.)

Ну вот и всё.  Редактор номера журнала — Алихан.