Путешествия с Алиханом Фолклендские острова

Опубликовано

Архипелаг в юго-западной части Атлантического океана. Фактически, Фолклендские острова являются британской заморской территорией и важным перевалочным пунктом на пути из Атлантического океана в Тихий, позволяющим контролировать Южную Атлантику. Права Великобритании на острова оспариваются Аргентиной, рассматривающей их частью провинции Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики. Официальный язык —Английский язык. Королева страны — Елизавета 2. Столица страны — город Стэнли. Исторический фактик: Фолклендские острова получили своё название от Фолклендского прохода — пролива между двумя главными островами архипелага. Название для пролива было выбрано англичанином Джоном Стронгом в 1690 году в знак уважения к его патрону Энтони Кэри, 5-му виконту Фолклендскому. Позднее это название было расширено на всю группу островов. Испанское название, Islas Malvinas, происходит от французского названия, Îles Malouines, данного Луи Антуаном де Бугенвилем в 1764 году в честь первых известных поселенцев-островитян, моряков и рыбаков из бретонского порта Сен-Мало во Франции. Поскольку спор о принадлежности островов окончательно не разрешён, использование многих испанских имен на Фолклендских островах считается оскорбительным. В частности, это касается названий, связанных с вторжением аргентинских войск на Фолклендские острова в 1982 году. Командующий британскими войсками в Фолклендском конфликте генерал сэр Джереми Мур не позволил использовать название «Мальвинские острова» в документе о капитуляции аргентинской стороны, отвергая его как пропагандистский термин. История гимна Фолклендских островов: «Песня Фолкленды» — неофициальный гимн Фолклендских островов («Боже, храни Королеву» — официальный гимн). Она была написана в 1930-е годы Кристофером Ланхеме, учителем — Гэмпшир, во время работы на Западном Фолкленде. Зоология: Фолклендская лисица, или же варра, или фолклендский волк (лат. Dusicyon australis) — единственное аборигенное наземное млекопитающее Фолклендских островов. Все сведения об этом виде основаны на немногочисленных музейных экспонатах и сообщениях путешественников, посещавших Фолкленды. Фолклендская лисица имела высоту в холке шестьдесят сантиметров, рыжевато-коричневый мех, чёрные уши, белый кончик хвоста и светлое брюхо. Череп у неё был широкий, уши маленькие. Умела лаять, как собака. Питалась она, предположительно, гнездящимися на земле птицами, насекомыми и личинками, а также растениями и падалью, выброшенной морем. Поскольку она была единственным наземным хищником на островах, с добычей пищи у неё, вероятно, не возникало трудностей. Этот вид был открыт английским капитаном Джоном Стронгом в 1692; официально был описан в 1792 году. В 1833, когда Чарльз Дарвин посетил Фолклендские острова, Canis antarcticus (как тогда называли фолклендскую лисицу) был здесь довольно обычен, однако уже тогда Дарвин предсказал исчезновение вида, численность которого неуклонно сокращалась из-за бесконтрольного отстрела трапперами. Густой, пушистый мех фолклендской лисицы пользовался большим спросом. С 1860-х, когда на острова прибыли шотландские колонисты, лисиц стали массово отстреливать и травить ядами, как угрозу для овечьих стад. Последняя фолклендская лисица была убита в 1876 году на Западном Фолкленде. (Флаг Фолкле́ндских острово́в является официальным флагом британской заморской территории. Флаг представляет собой Blue Ensign с гербом Фолклендских островов. С момента получения островами собственного флага он не изменялся значительно. Главные изменения всегда касались лишь национального герба, расположенного в правой части.) (Флаг Фолкле́ндских острово́в (1876-1925 годы.) (Флаг Фолкле́ндских острово́в (1925-1948 годы.) (Флаг Фолкле́ндских острово́в (29 сентября 1948 года — 25 января 1999 года.) (Торговый флаг Фолкле́ндских острово́в до 1999 года.) (Торговый флаг Фолкле́ндских острово́в с 1999 года.) (Официальный флаг британского губернатора Фолкле́ндских острово́в (в данный момент сэра Колина Робертса.) (Аргентинская Республика считает Фолклендские острова частью своей провинции Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики (исп. Provincia de Tierra del Fuego, Antártida e Islas del Atlántico Sur) и соответственно официальным флагом Фолклендских островов по мнению южноамериканцев является флаг этой провинции (его можно увидеть на верхнем фотоснимке.)

(Фунт Фолклендских островов (англ. Falkland Islands pound) — официальная денежная единица (параллельно с вечно великим фунтом стерлингов) британской заморской территории Фолклендские острова. Выпуск банкнот в фолклендских фунтах начат правительством островов в 1899 году. В 1974 году начат выпуск фолклендских монет. Установлено твёрдое соотношение: фолклендский фунт = фунту стерлингов. Законным платёжным средством на территории островов являются также монеты Великобритании. Банкноты Банка Англии, шотландских и североирландских банков формально не являются законным платёжным средством, но используются в обращении. Деньги для Фолклендов правительство Великобритании начало печатать еще в самом начале 1899 года (!!!!!!!!!!!), но в обращение они были запущены перед самым началом Первой мировой войны.

Первоначально фолклендский фунт, как и фунт стерлингов, был равен 20 шиллингам и 240 пенсам, с 14 февраля 1971 года — 100 пенсам. Кстати: в правой и левой части банкнот фолклендского фунта изображены моржи и пингвинчики, которые являются символом природы островов.)

(История почты и почтовых марок Фолклендских островов охватывает ранний (домарочный), классический (почтовых марок XIX — начала XX века) и современный периоды развития почтовой связи на Фолклендских (аргентинцы кличут их Мальвинскими) островах. В ранний, домарочный, период доставка почты зависела от редких заходов судов, переправлявших почту с помощью бразильских пакетботов через Монтевидео. Самые ранние известные письма датируются 28 января 1827 года.

В период с 1852 по 1880 год на острова примерно раз в два месяца заходила шхуна (либо правительственное судно, либо судно подрядчика.)

До 17 июля 1861 года письма необходимо было оплачивать по доставке на судно, после 1868 года известна предоплаченная франкатура, выпущенная местными чиновниками, выполнявшими функции почтмейстера.

Начиная с 1861 года, в почтовом отделении на корреспонденции начали ставить штемпель с текстом «Фолклендские острова. Уплачено». Применялись штемпели двух типов:

Штемпель прямоугольной формы, небольшого размера, был в обращении с 1861 года по 1877 год. Оттиски этого штемпеля наносились чёрной краской.
Штемпель круглой формы, большего размера, применялся с 1877 года до июня 1878 года. Оттиски этого штемпеля были красного цвета.

В 1880 году перевозка почты стала обязательной для любого судна, заходящего в Стэнли, а регулярное почтовое обслуживание было поручено немецкой компании «Космос»[de], пароходы которой курсировали по маршруту Гамбург — Кальяо (Перу.)

Первое почтовое отделение открылось в городе Стэнли в 1887 году.

В 1900 году контракт на доставку почты выиграла Тихоокеанская пароходная компания[en], которая работала до 1914 года, когда открытие Панамского канала привело к тому, что суда перестали огибать мыс Горн, в связи с чем регулярное почтовое сообщение с Фолклендскими островами прекратилось и было возобновлено лишь в 1927 году. В 2003 году островам был присвоен собственный британский почтовый индекс — FIQQ 1ZZ. Это было сделано в ответ на вечно поступавшее до этого момента жалобы о случаях ошибочной отправки предназначенной для Фолклендских островов корреспонденции в другие места — обычно либо в город Фолкерк в Шотландии, в почтовом индексе которого есть буквы «FK», либо на Фарерские острова. Введение почтового индекса в отношении всех адресов на Фолклендских острова также помогло жителям островов заполнять бланки заказов товаров почтой в Интернете, во многих из которых указание действующего почтового индекса является полем, обязательным для заполнения. Первые почтовые марки — номиналом в 1 пенни, 6 пенсов и 1 шиллинг и с изображением обычного профиля королевы Виктории — появились в обращении 19 июня 1878 года. Марки были с зубцами, но из-за того, что края марочных листов были без зубцовки, порой встречаются марки без перфорации с одной или двух сторон. Первые марки, что необычно для британской колонии, были напечатаны на бумаге без водяных знаков. Дополнительно к первым трём маркам в 1879 году была выпущена ещё одна, номиналом в 4 пенса. Марки с водяными знаками появились в 1883 году. До 1896 года время от времени допечатывались новые номиналы марок этого рисунка.

1 января 1891 года потребность в почтовых марках номиналом в полпенни (½d) привела к разрешению на разрезание марок по диагонали и к соответствующей надпечатке на имеющихся марках номиналом в один пенни. Марки номиналом в ½ пенни прибыли в сентябре, но бисекты оставались в почтовом обращении до 11 января 1892 года, чтобы использовать их имеющийся запас.

В 1904 году были эмитированы новые почтовые марки в целом такого же дизайна, но с изображением Эдуарда VII. То же самое произошло и после 1912 года но, в отношении Георга V. Нехватка краски из-за Первой мировой войны привела к появлению значительных вариаций в цвете выпусков почтовых марок с изображением Георга V в военное время.

В 1913 году впервые увидела свет почтовая марка Фолклендов номиналом в 1 фунт.

До 1930 года было эмитировано 58 почтовых марок. Вместе с надпечатками и новыми тиражами разные в филателистическом смысле марки, выпущенные к 1932 году, составили 126 штук. В 1928 году на марке номиналом в 2 пенса была сделана надпечатка нового номинала в 2½ пенса, ставшая одной из самых редких марок Фолклендов.

В 1929 году появилась первая почтовая марка с художественным сюжетом, на которой на заднем плане портрета Георга V были помещены небольшие изображения кита и пингвинов. За этим выпуском последовал вызвавший много восторгов юбилейный (посвящённый 100-летию образования колонии) выпуск 1933 года: серия из 12 марок с выразительным изображением местных пейзажей и фауны. Полный комплект в наши дни оценивается примерно в 3 тысячи долларов США.

Начиная с 1930-х годов Фолклендские острова участвовали в омнибусных выпусках Британской империи: «Серебряный юбилейный выпуск» 1935 года, «Коронационный выпуск»[en] Георга VI в 1937 году и т. д. Вступление на престол нового короля также означало необходимость в эмиссии новой стандартной серии, увидевшей свет в 1938 году. На марках серии были изображены виды, флора и фауна и корабли. Дизайн марок несколько попроще, чем дизайн марок «живописного» сюжета 1933 года. Последняя стандартная серия Георга VI вышла в 1952 году. Из 14 марок серии шесть были перевыпущены в период между 1955 и 1957 годами с портретом Елизаветы II. Очередная серия стандартных марок появилась лишь в 1960 году. На 15 марках серии были изображены различные местные виды птиц. В 1960-х годах начали регулярно выпускаться коммеморативные почтовые марки. В 1974 году появился первый почтовый блок. Некоторые марки выходили в малых листах.

В 1964 году благодаря «ошибке „Глазго“», когда на ряде марок номиналом в 6 пенсов было напечатано изображение не того корабля, приобрела известность серия из четырёх марок, посвящённых 50-летию сражения у Фолклендских островов.

В связи с введением на Фолклендских островах с 15 февраля 1971 года десятичной монетной системы на стандартном выпуске были надпечатаны новые номиналы в десятичной системе. Длительное противостояние Аргентины и Великобритании вокруг Фолклендских островов, сопровождавшееся «марочными войнами», привело к вооружённому конфликту 1982 года. Захват во время Фолклендской войны Аргентиной Фолклендских островов и предпринятая Великобританией кампания по их возвращению под свою юрисдикцию оставили заметный след в истории почты островов.

Почтовое отделение в городе Порт-Стэнли перешло под контроль аргентинской почты 6 апреля 1982 года, после чего некоторое время фолклендские марки на отправляемой корреспонденции гасились новым календарным штемпелем с текстом: исп. «9409 Islas Malvinas, Republica Argentina» («Мальвинские острова, Республика Аргентина»), затем на оккупированных островах были в обращении почтовые марки Аргентины, которые гасились штемпелем с текстом «Islas Malvinas» («Мальвинские острова».)

Для проведения операции по освобождению островов была направлена тактическая группа, в состав которой входили боевые корабли британских ВМС, вспомогательные суда и суда торгового флота, реквизированные на время боевых действий. Экипажи всех этих кораблей и судов, а также перевозимые на них военнослужащие получали и отсылали почтовые отправления, на которых ставились особые пометки и штампы.

Вначале, с 25 мая по 9 июня 1982 года, почтовая станция британской армии размещалась в (бухте Аякс[en], в окрестностях Сан-Карлоса на острове Западный Фолкленд. Затем, по мере продвижения войск, она переместилась в Тил-Инлет[en]. Почтовая корреспонденция гасилась календарным штемпелем в двойном круге с текстом «Field Post Office No. 141» («Полевая почта № 141».)

Расквартированные на оккупированных островах военнослужащие аргентинской армии не были обеспечены конвертами и использовали служебные конверты Фолклендских островов с надписью: «On Her Majesty’s Service» («На службе Её Величества»), на которых ставился аргентинский штамп с текстом исп. «Correspondencia del Soldado/Sin Cargo» («Письмо военнослужащего/Бесплатно».)

К 16 апреля 1982 года в аргентинские войска поступили старые аэрограммы 1950-х годов. Известны три типа таких аэрограмм: зеленоватого цвета с маркой Аргентины номиналом в 11 песо, розового цвета номиналом в 13 песо и голубого цвета номиналом в 18 песо. В конце мая солдаты получили специально выпущенные номерные голубые аэрограммы двух рисунков с текстом «Servicio Extraordinario». На месте почтовой марки в прямоугольнике написано «Correo Argentino. Franqueo pagado» («Почта Аргентины. Сбор оплачен».)  На конвертах порой ставились штампы военно-морской или военной цензуры, например: «Censura Naval Argentina» («Военно-морская цензура. Аргентина»), «Censura Militar» («Военная цензура».) На корреспонденции, которая не могла быть доставлена военнослужащему в связи с его пленением, ставился штамп «Al remitente» («Отправителю».)

Филателисты, собирающие коллекцию по истории почты Фолклендской войны, выделяют в ней четыре раздела:

почтовые отправления жителей Фолклендских островов;
почтовые отправления аргентинских военнослужащих, принимавших участие во вторжении, и адресованные им почтовые отправления;
почтовые отправления британских военнослужащих, принимавших участие в освобождении островов, и адресованные им почтовые отправления;
почтовые конверты кораблей и судов тактической группы британских ВМС.

После войны на острове разместился британский гарнизон. Хотя письма военнослужащих домой пересылаются бесплатно, их корреспонденция, отправляемая в другие страны, требует оплаты почтового сбора, поэтому почтовые отправления франкируются почтовыми марками Великобритании. По состоянию на 2003 год, почта гасилась почтовым штемпелем с двумя переплетёнными кругами с надписью «Falkland Islands BFPO 655 Post Office» («Фолклендские острова, Почтовая служба британских войск 655, почтовое отделение».) В 1923 году из-за нехватки однопенсовых марок на острове Южная Георгия в почтовом обращении были диагональные бисекты марки номиналом в 2½ пенса выпуска 1912 года. В сезон китобойного промысла 1912—1913 годов в городе Порт-Фостер имели хождение почтовые марки номиналом в полпенни и один пенни, на которых ручным штемпелем была сделана надпечатка текста «Port Foster» («Порт-Фостер».) В административном отношении Фолклендским островам были подчинены группа островов у берегов Антарктиды и британский сектор Антарктиды. В период с 1944 года до 1962 года для вышеуказанных территорий, известных под названием Зависимых территорий Фолклендских островов, выпускались специальные почтовые марки. При этом в 1944 году отдельно выходили также марки для Земли Грейама, острова Южная Георгия, Южных Оркнейских островов и Южных Шетландских островов. В 1962 году из ЗТФО была выделена самостоятельная административная единица — Британская антарктическая территория, продолжившая выпуск собственных марок. В 1963 году специальные почтовые марки начали эмитировать и для острова Южная Георгия. Описание почтовых марок Фолклендских островов можно встретить во всех основных каталогах мира, таких, например, как «Скотт». В британских каталогах «Стэнли Гиббонс» почтовые выпуски Фолклендских островов присутствуют в «красных» томах для марок Великобритании и Содружества наций. Помимо этого, для марок Фолклендских островов и зависимых территорий компанией «Стэнли Гиббонс» издаётся отдельный («жёлтый») том, седьмое издание которого увидело свет в 2016 году. Этой же компанией в 2000 году был опубликован ещё один каталог — в «фиолетовой» серии, в котором была дана расширенная информация о марках Фолклендских островов и зависимых территорий. На верхнем фотоснимке — одна из первых в истории почтовых марок Фолклендских
островов (1891 год) номиналом в полпенни и с портретом королевы Виктории.) (1929 год: марка номиналом в 2½ пенса «Кит и пингвины».) (1933 год: марка в 2 пенса «Порт-Луис».) (1933 год: почтовая марка номиналом в 4 пенса, посвящённая Южной Георгии.) (1937 год: почтовая марка в честь коронации Георга VI, 1 пенни.)

(Фолкленды, 1964 год, 2½ и 6 пенсов (Sc #150 и 151a.) На 6-пенсовой марке, оцениваемой ныне в $17 000[6], ошибочно помещёно изображение HMS Glasgow с миниатюры в 2½ пенса. Ошибка оформления состоит в том, что на марке номиналом в 6 пенсов вместо рисунка крейсера «Кент» изображён крейсер «Глазго», который также запечатлён на другой марке этой серии номиналом в 2½ пенса. Вероятно, был напечатан один лист таких марок (60 штук), при этом известны только 17 экземпляров данной марки. Единственный марочный лист с ошибкой, по-видимому, был послан филателистическому дилеру в США, который ошибку не заметил и распространял марки как обычные.

Одна из марок из коллекции сэра Гавейна Бейли (1934—2003 годы) была продана в 2004 году за 24 000 фунтов стерлингов, другой экземпляр был реализован в мае 2005 года за 29 000 швейцарских франков. В декабре 2006 года ещё одна марка ушла с аукционного молотка за нереальные 30 555 фунтов стерлингов.(в рублях это будет «всего — то» 2541992,67.) (1936 год: Фолкленды (Мальвины) закрашены как часть территории Аргентины.) (1937 год: то же самое, но материковые границы
убраны. Служебная марка с надпечаткой Министерства сельского хозяйства «M. A.» (Sc #OD46) на марке 1937 года выпуска (Sc #446.) (1951 год: антарктический сектор Аргентины. И снова подразумевается, что Фолкленды принадлежат Аргентине.) (1946 год: почтовая марка Зависимых территорий Фолклендских островов.) (1944 год: надпечатка на почтовой марке Фолклендских островов для Земли Грейама.) (То же самое для Южных Шетландских островов.) (Каталог «Стэнли Гиббонс» (красный, 2001 год) для Великобритании и Содружества, на обложке которого в левом верхнем углу можно увидеть марку Фолклендских островов 1933 года, посвящённую 100-летию британской оккупации островов, номиналом в 1 фунт и с портретом короля Георга V.) (Пингвины в заливе Джипси-Коув.)

(Традиционное поселение в сельской местности на Фолклендах (кэмп.) По данным переписи 2016 года население Фолклендских островов составляет 3200 человек. (в 2012 году — 2840, в 2008 году — 3140 человек. По данным переписи 2012 года большая часть населения (94,7 % или 2691 человек) проживают на острове Восточный Фолкленд, 4,5 % или 127 человек — на острове Западный Фолкленд и 0,8 % или 22 человека — на других островах архипелага. В Порт-Стэнли проживает 2120 человек (71,57 % населения архипелага.)

Языком большей части населения является английский, распространен также испанский (на нем разговаривает 12 % жителей.) Около 2 % населения владеет английским неуверенно или вовсе не владеет этим языком. 66 % населения архипелага исповедует христианство, 32 % заявили об отсутствии определенной религии, около 2 % исповедуют другие религии. Большая часть населения (1/2 от общего его числа) является потомками шотландских, английских, чилийских поселенцев, часть является также недавними переселенцами из Великобритании (таких набралось 27 %), острова Святой Елены (10 %), Чили (6 %), Франции, Германии и других государств.) В последние годы правительство принимает меры по развитию островов за счет переселенцев из «новых» стран. Так, перепись 2016 г. зафиксировала 72 чел. из Зимбабве, 53 чел. из Филиппин и 12 чел. из Перу. В результате, население островов стало ещё более «пестрым». Доля цветного населения (африканского, азиатского, индейского происхождения) выросла до 15-20 %.) (Кафедральный собор Крайстчерч, Стэнли.) (Карта экономической зоны Фолклендских островов в Южной Атлантике.)

(Дорожный знак возле столицы Фолклендских островов. На 2007 год дорожная сеть архипелага составляет 786 км, кроме того 50 км находятся в стадии планирования или строительства. Стоит также отметить, что ещё в 1982 году дороги за пределами Порт-Стэнли отсутствовали вовсе. Имеется 2 аэропорта с ВПП с покрытием, один из них — аэропорт Маунт-Плезант (RAF Mount Pleasant), расположенный в 48 км к юго-западу от Порт-Стэнли, используется для международных рейсов, а также функционирует как военная база; второй аэропорт (Port Stanley Airport) находится в пригороде Порт-Стэнли и обслуживает внутренние перелёты населения страны, кроме того, через него осуществляется связь с британскими базами в Антарктике.

В стране имеется 2 морских порта: Порт-Стэнли (находится на острове Восточный Фолкленд) и Фокс-Бей (расположен на острове Западный Фолкленд.) 2 главных острова архипелага соединены регулярными паромными переправами. В 1915—16 годах на Восточном Фолкленде была построена железнодорожная ветка (Camber Railway) длиной около 5,6 км и шириной колеи 610 мм, которая использовалась до 1920-х годов. Система общественного транспорта на архипелаге отсутствует, имеются такси. Движение в стране — левосторонее, не забудьте об этом.) (Крутой спутниковый снимок архипелага.) (Фолклендское нагорье. Уверен на 13000 % в том, что это место — одно из самых красивых на нашей с Вами планете! Ежели считаете также, то ставьте гигантский лайк.)

(В 1982 году вокруг островов вспыхнул англо-аргентинский конфликт. 2 апреля Аргентина провела военную операцию, установив контроль над островами. Однако Великобритания отреагировала на это отправкой к островам крупного военно-морского соединения и сухопутных частей. В ходе боевых действий в мае — июне Великобритания установила блокаду островов, высадила десант, который с боями пробился к Порт-Стэнли и вынудил аргентинские войска на острове капитулировать. Аргентина потерпела поражение, но продолжает оспаривать как название островов, так и территориальную принадлежность. Но ежели Вы полагаете, что аргентинцы претендуют на Фолкленды лишь с 1982 года, то Вы сильно ошибаетесь. Одна из первых попыток захвата островов произошла еще в 1966 году. До 1966 года захват Фолклендов планировался группой Хосе Луиса (Джо) Бакстера (исп. José Luis (Joe) Baxter, 24 мая 1940 — 11 июля 1973) из организации «Такуара». Предполагалось осуществить акцию в стиле Фиделя Кастро — вооружённое вторжение туда, с последующей организацией на островах «Национал-Революционного Аргентинского государства». Достичь архипелага планировали на небольшом корабле «Рио-Сегундо», и будущую операцию решено было назвать «Антонио Риверо», в честь аргентинского патриота, поднявшего восстание рабочих и гаучо против британской оккупации на Мальвинах в 1833 году.

8 сентября 1964 года аргентинец с ирландскими корнями Мигель Фицджеральд на самолёте Cessna-185 прилетел на острова, вывесил аргентинский флаг, после чего вручив представителю местной администрации ультиматум с требованием вернуть острова, улетел обратно. В 1966 году боевики националистического движения «Новая Аргентина» (эти парни с верхнего фотоснимка (исп. Movimiento Nueva Argentina), прилетев на угнанном самолёте авиакомпании Aerolíneas Argentinas, захватили аэропорт столицы спорного архипелага и водрузили здесь аргентинские флаги, провозгласив территорию владением своей страны. Состав группы, по разным источникам, колеблется от 18 до 40 человек. Среди них были студенты, рабочие, журналисты. Аргентинцы были тут же без всяких сюсюканий выдворены с островов морской пехотой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.)

(У фолклендцев есть собственный язык. Фолклендский диалект английского языка (англ. Falkland Islands English) — диалект английского языка, который используют жители Фолклендских (Мальвинских) островов. Ввиду территориальной удалённости островов у их немногочисленного населения (менее 3 тысяч человек по состоянию на 2012 год) выработался и сохраняется собственный диалект. Фолклендский диалект сильнее выражен в сельской местности (то есть, по сути дела, в любом месте за пределами столицы — Стэнли, известной как Camp («лагерь», исп. Campo)). Фолклендский диалект имеет сходство с австралийским английским, новозеландским английским, норфолкским диалектом, а также шотландскими диалектами английского.

Два наиболее значимых слова фолклендского диалекта — «kelper» (что означает «житель Фолклендских островов», от слова «kelp» — вид ламинарий, которые водятся близ островов) и «smoko», что означает «бросить курить» (как в Австралии и Новой Зеландии.)

Слово «yomp» (оно означает длительный переход с полной выкладкой) использовалось британскими военными во время Фолклендской войны, но в настоящее время выходит из употребления.

В последние годы на Фолкленды переселилось определенное число мигрантов с острова Святой Елены (главным образом на низкооплачиваемые работы), которые являются носителями различных диалектов английского языка.) (В фолклендском диалекте имеется значительное количество заимствованных испанских слов (часто измененных или искажённых), особенно в терминологии, связанной с лошадьми. Например, фолклендцы используют слова ‘alizan’, ‘colorao’, ‘negro’, ‘blanco’, ‘gotiao’, ‘picasso’, ‘sarco’, ‘rabincana’ и т. д. для обозначения мастей лошадей, или ‘bosal’, ‘cabresta’, ‘bastos’, ‘cinch’, ‘conjinilla’, ‘meletas’, ‘tientas’, ‘manares’ для различных предметов конского снаряжения.) (В топонимии Фолклендов названия островов, скал, заливов бухт, мысов и других географических объектов в основном имеют английское, французское и испанское происхождение и были даны моряками, осваивавшими острова. Названия внутренних объектов островов, присвоенные после 1833 года, как правило, имеют испанское происхождение и отражают потребности населения в ориентации, делимитации границ и управлении фермерскими хозяйствами. Среди типичных наименований этого периода встречаются такие как ‘Rincon Grande’, ‘Ceritos’, ‘Campito’, ‘Cantera’, ‘Terra Motas’, ‘Malo River’, ‘Brasse Mar’, ‘Dos Lomas’, ‘Torcida Point’, ‘Pioja Point’, ‘Estancia’, ‘Oroqueta’, ‘Piedra Sola’, ‘Laguna Seco’, ‘Manada’, и многие другие.) (Сначала столицей островов был город Порт-Луис, который находится чуть севернее современной столицы страны — прекрасного города Порт-Стэнли. Однако затем было принято решение о перемещении столицы на новое место. Так в 1843 году начались работы по строительству города, а в 1845 году в него были перенесены государственные учреждения. Город был назван в честь лорда Стэнли, который занимал должность Государственного секретаря колоний. Климат Порт-Стэнли весьма необычен — несмотря на расположение в умеренных широтах Южного полушария, в Порт-Стэнли межсезонные колебания составляют всего 8 °C. Средняя температура февраля (самого тёплого месяца) составляет 9,7 °C, а июля (наиболее холодного месяца) 2,0 °C. Климатической зимы и климатического лета в Порт-Стэнли никогда не бывает, таким образом, климат близок к субарктическому морскому, но из-за высоких зимних температур номинально климат является умеренным морским.) (Здание постройки 1887 года в Порт — Стэнли.) (После военного конфликта 1982 года между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Аргентинской Республикой появилась история о пингвинах Фолклендских островов, которые падают на спину от задирания головы на летящие низко самолёты или вертолёты и не в силах подняться обратно на ноги. С течением времени слух обрастал деталями, включая появление новой профессии под названием «переворачиватель пингвинов» — специального военнослужащего, который спасает опрокинутых птиц от умирания. Опасения общественности стали настолько высоки, что в 2001 году группа британских учёных провела долговременное исследование в Антарктиде, в течение которого не зафиксировала ни одного случая падения пингвинов при приближении вертолёта.) (В Антарктиде около входа в канал Лемэра стоит скала с двумя пиками, которая официально на картах обозначена как Una’s Tits. Вроде бы ничего необычного в этом нет, ежели не учитывать то, что в переводе с английского языка такое красноречивое название означает…………….. «груди Уны». Названы они в честь замечательной уроженки Фолклендских островов по имени Уна, которая одно время работала в британской антарктической экспедиции.)(Спущенный на воду в 1934 году немецкий тяжёлый крейсер назвали «Адмирал граф Шпее» в честь погибшего во время Первой Мировой войны в Фолклендском сражении Максимилиана фон Шпее (того парня с верхнего фотоснимка.) По иронии судьбы, сам корабль затонул тоже у берегов Южной Америки и тоже после сражения с английской эскадрой! Надо же!) (Сам многострадальный корабль «Адмирал граф Шпее» на Спитхедском морском параде 1937 года. )

(«Адмирал граф Шпее» в море. 1936 год. Утром 13 декабря 1939 года около 6 часов утра «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров; на «Шпее» обнаружили верхушки мачт в 05:52, в 06:16 с крейсера «Эксетер», поступило донесение: «Полагаю, что это „карманный линкор“». Поначалу английские лёгкие крейсера немцы приняли за эсминцы и командир «Адмирала Шпее» капитан цур зее Ганс Лангсдорф считал, что ведёт бой с крейсером и двумя эсминцами.

В 06:18 первый залп немецкого рейдера лёг между английскими крейсерами, а через четыре минуты открыли огонь орудия «Эксетера». Приняв лёгкие крейсера за эсминцы, командир корабля «Адмирал граф Шпее» приказал сосредоточить огонь артиллерии главного калибра только на тяжёлом крейсере. Этот огонь оказался весьма точным: в течение следующих двадцати минут «Эксетер» получает несколько попаданий, в результате чего у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями. Перейдя в кормовую боевую рубку, командир английского корабля приказывает дать по немецкому линкору торпедный залп, и в это самое мгновение корабль сотрясают ещё два тяжёлых попадания. Окутанный дымом, осевший на нос и накренившийся на борт, «Эксетер» в 07:40 выходит из боя.

Тем временем лёгкие крейсера, обстреливаемые только вспомогательной артиллерией линкора, проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда в 07:16 рейдер повернул к югу, намереваясь добить «Эксетер», лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес», ринувшись на помощь своему собрату, стреляли так точно и эффективно, что двумя снарядами вывели из строя систему управления артиллерийским огнём на «Адмирале графе Шпее». И хотя эти действия не остались безнаказанными — один 280-мм немецкий снаряд вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снёс его мачту, — оба англичанина продолжали как тени следовать за отходящим к западу «карманным» линкором. В полночь, когда «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес», разделившись, поспешили перекрыть оба выхода из устья Ла-Платы. На следующую ночь к ним присоединился тяжёлый крейсер «Кумберлэнд» — это было всё, что Харвуд смог противопоставить германскому рейдеру.

Хотя повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, он нуждался в ремонте, которого нельзя было сделать за трёхдневный срок, предоставленный правительством Уругвая согласно нормам международного права, к тому же, к концу подходили боеприпасы. Понимая его затруднительное положение, английская агентура в Монтевидео усиленно распространяла слухи: «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает сильная английская эскадра, в составе которой находятся линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял». Уверовав в неминуемую гибель своего корабля, Лангсдорф послал запрос в Берлин, откуда был получен едва ли не личный приказ фюрера: боя не принимать, корабль уничтожить. 17 декабря 1939 года Лангсдорф приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована в нейтральной Аргентине. Командир застрелился 20 декабря в Буэнос-Айресе.

«Шпее» затонул в нейтральных водах на мелком месте — так, что над волнами возвышались его обгоревшие надстройки. Англичане снарядили специальную экспедицию, предполагая снять с него всё, что уцелело из приборов, в частности, радар, а также образцы вооружения (105-мм зенитки и автоматы.) Удалось выполнить только часть программы, поскольку вскоре после начала работ разыгрался шторм, и операцию пришлось прекратить. Оставшуюся груду железа начиная с 1942 года постепенно разобрали на лом. Правда, работать на илистом дне оказалось крайне неудобно, и некоторые части последнего «карманного линкора» до сих пор ржавеют на месте гибели с координатами 34°58′25″ ю. ш. 56°18′01″ з. д.HGЯO. В 2004 году (как раз когда я родился) из воды были подняты некоторые остатки корабля. До своей гибели в гавани уругвайского Монтевидео «карманный линкор» нанёс серьёзный ущерб англичанам, успев познакомить с Посейдоном (потопить) одиннадцать торговых судов.) (Европейцы начали активно колонизировать Фолклендские острова в 18 и 19 веках, и многие поселенцы занимались китобойным промыслом. Для топления китовьего сала и получения ворвани требуется большое количество топлива, которым в те времена обычно служила древесина, однако на Фолклендах очень мало деревьев. Китобои решили эту проблему с помощью обитающих здесь же пингвинов — оказалось, что они очень хорошо горят благодаря наличию толстого слоя подкожного жира, а поймать их не составляло совершенно никакого труда.

Редактор номера журнала — Алихан.

 

 

  • DonVik

    Фолклендские острова. Южная Атлантика
    https://youtu.be/q5n3oqAeOic

    • МÃ❤Řυşﻻa

      Спасибо, Виктор Иванович!) Мне понравился ролик.)

    • Алихан

      Как всегда отличная вышла работа. Огромное Вам спасибо. Заходите почаще, буду этому очень рад.

  • кострома

    Спасибо,было интересно.В основном слышал об Фолклендах только в контексте последней войны 82года,и помню репортажи по ТВ.Старушке Англии пришлось изрядно поднапрячься и импровизировать,чтобы выиграть в итоге.Это были золотые месяцы для Хариеров-самолетов с ВВП.
    Кстати-Мальвинские звучит красивее,на мой вкус.

    И конечно-очень жалко лисицу!

    Спасибо Алихан,жду продолжения с нетерпением.

    • Алихан

      Благодарю Вас за отличный отзыв. В следующем путешествии нас ожидает еще более интересная страна. Заходите почаще, буду этому очень рад.

  • Курунзулай

    Привет, Алихан!:) Познавательная статья о Фолклендах. Понравилось освещение темы гибели германского линкора «Адмирал Шпее», я до твоего рассказа ранее не слышал о морских боях второй мировой в тех широтах, полагал что они были гораздо севернее, ближе к основному театру военных действий. И потому как то сложно представить, что в тех водах делал германский боевой корабль подобного класса… Сами Фолклендские ( Мальвинские ) острова до сих пор являются спорной территорией и то и дело возникают моменты, когда в Аргентине начинают раздаваться голоса об их возвращении. Думаю, если могущество Великобритании ослабнет и вместе с тем увеличится сила Аргентины, то возможен сценарий следующей «малой войны» за этот участок земли. А во времена 1982 года тогда этот конфликт был известен под названием «Англо-аргентинский». Как и сейчас, тогда «Старушка Англия» плевать хотела на решение ООН о деколонизации островов. В результате Аргентина высадила на Мальвинские острова десант в составе 11 тысяч человек и 90 танков. Великобритания подготовилась гораздо более основательно, особенно в технике. 2 атомные подводные лодки, около 70 кораблей до 150 вертолётов и самолётов… Боевые действия шли больше трёх недель. Кстати, эксперты осторожно дают оценку в том плане, что Тэтчер могла бы и проиграть ту маленькую войну. Ведь окажись у Аргентинской стороны боеприпасов чуть побольше и других продуктов снабжения войск, то расклад был бы совсем не в пользу англичан, а успей вывести Аргентина свой линкор «Генерал Бельграно» на необходимые позиции, британцам пришлось бы совсем туго:)))) …. Хорошего дня, Алихан! 🙂

    • Анжела

      Ты сам как-то говорил, что боеприпасы личного оружия у обеих сторон были одинаковы ( послевоенного НАТОвского стандарта ). А что мешало аргентинским войскам захватить патроны у англичан?)) Кроме того, что сможет один несчастный линейный корабль небольшого размера ( а он по классификации как раз считается «малым» ), выпуска ещё до второй мировой войны, противопоставить двум современным атомным новейшим подводным лодкам Великобритании? )) Пушки, даже главного калибра сквозь толщу воды не стреляют! Но очень жалко погибших моряков с этого военного корабля…. Я ранее читала, что до сих пор не могут найти точное место гибели этого линкора.( А корабль очень красивый был…

      https://uploads.disquscdn.com/images/509949d9dd0f86e83e0c7b737dedd49488656d67a1731a08e4843b6a8e2af859.jpg Кажется ранее этот корабль, если мне не изменяет память, принадлежал итальянским военно морским силам… https://uploads.disquscdn.com/images/7c7b71bc213b49b6f8ca1027debe0d68a8e5cdb3a739bc5cf039d7efd8b76e6b.jpg А это последние кадры гибели линейного корабля. Идёт спасение уцелевших членов экипажа…

      • Курунзулай

        Угу… Очень смешно.. Особенно если принять во внимание что корабли эти всё таки двух разных классов и разного назначения.:))) Очень понравился момент: Надо было забрать патроны у противника и пользоваться ими… :)))) Вспомнилось сразу: Анализируя действия Советских войск в Афганистане, некоторые личности в военных кругах Великобритании ( !!! ) вдруг пришли к одному занимательному выводу, что танки больше не являются грозной силой на поле боя, и что мол выпуск этих машин надо прекратить, а оставшиеся снять с вооружения. Вероятно к такому «умозаключению» пришли гражданские начальники ( вроде тебя, Анжела ), нанятые для министерства обороны Великобритании. Свой доклад они базировали на той оценке, что мол один моджахед, вооружённый ручным гранатомётом, равен по эффективности бронированному танку. Получалось лучше иметь в окопах роту крестьян с гранатомётами, чем танковый полк в поле… :))) Вот только эти умы совсем не думали о том, что крестьянин не способен в случае атаки своим лбом снести здание или проломить стену, завалить лопатой всю линию окопов противника, протаранить вражескую боевую технику и многое другое на что способен бронированный монстр.. :)))) А самое главное — крестьянина можно и кирпичом убить, а вот уничтожить танк при помощи этого строительного «Чуда-оружия» не представляется возможным. :)))) Потому танки всё таки совершенствуются и не снимаются с вооружения ни одной страной, несмотря на массовый выпуск гранатомётов… :)))

    • Алихан

      Спасибо Вам большое зв отличный отзыв. Заходите почаще, буду этому очень рад.

  • Анжела

    Доброго утра, Алихан!) Огромное спасибо за замечательную статью о Фолклендских островах. Понравился момент о том, что местные пингвины задирают головы, чтоб посмотреть на низколетящие вертолёты и переворачиваются от этого на спину.))) Вероятно при полёте сверхзвуковых истребителей на малых высотах, пингвины свернут себе шею, пытаясь проследить путь этих самолётов.))) Шутка.) Но всё равно — никогда не слышала, что упавший на спину пингвин почти не может самостоятельно подняться на ноги.)) Думаю это тоже только «слух», но ранее я сталкивалась с тем, что некоторые большие жуки, упавшие на спину, действительно не могут потом перевернуться обратно. ) Понравился небольшой обзорчик по почтовым маркам этой страны.) Сразу видно, что редактор журнала путешествий хорошо разбирается в филателии. Я уже не первый раз обращаю на это внимание, сама в детстве собирала марки и календарики.))) Очень познавательный материал, с удовольствием прочитала сегодня утром. К сожалению раньше не было возможности появится на твоей страничке, вчера у Мамы была и вернулась очень поздно, а позавчера на работе целые сутки. С твоего разрешения немножечко дополню твой и без того интересный рассказ:
    https://uploads.disquscdn.com/images/50b5901a52fd16fb4dabbe331e56278ebdab188d963be2c5e42d0021030c0c15.jpg Фолклендские острова — один из немногих крупных участков суши в южной
    части Атлантики. Поверхность островов изобилует каменными россыпями и
    скоплениями валунов, покрыта злаковыми лугами, вересковыми пустошами и
    торфяными болотами. Практически вся территория островов используется как
    пастбище для овец, а сильно изрезанное побережье обеспечивает хорошие
    естественные гавани. Естественная флора и фауна островов достаточно
    скудны, однако здесь в изобилии встречаются различные птицы, а воды
    вокруг населены разнообразными морскими животными и рыбой. На Фолклендах
    достаточно разнообразная фауна, опасность столкновения с
    представителями которой следует учитывать при передвижении по
    архипелагу. Многие даже вполне безобидные животные могут представлять
    серьезную опасность, если они охраняют потомство или загнаны в угол.
    Морские слоны, львы и котики особенно опасны в период размножения,
    поэтому не стоит приближаться к этим животным ближе чем на 6 метров.
    Невозможно не обращать внимания на разницу между нетронутыми островами и
    теми, где успела поорудовать рука человека. https://uploads.disquscdn.com/images/6865703e135f89c76f280c4a67bb06e1313f9c716d5b6600f9ab1dda7802ab98.jpg Надежда на возрождение
    появляется, только если оставить природу в покое. Если смотреть на
    здешние луга и горы, кажется, будто ты шагнул на тысячу лет назад.
    Экосистема девственна. Природа изобильна. Животные не боятся человека,
    но опять таки не знают насколько он опасен для них…. Фолклендские
    острова – одинокий архипелаг в юго-западной части Атлантического океана,
    знаменитый самым большим в мире числом овец на душу населения и очень
    короткой войной – в прямом смысле слова живой пример того, какие чудеса
    творит охрана природы. На крутых уступах скал гнездится более 440 тысяч
    чернобровых альбатросов – самая крупная в мире колония. Внизу у воды
    громко перекликаются хохлатые пингвины. Неуемные полосатые каракары
    высматривают пищу – падаль или зазевавшихся пингвинят. Пожалуй, самые
    яркие истории успеха могут поведать два острова, не тронутые войной:
    Стипл-Джейсон и соседний Гранд-Джейсон. Добрую сотню лет на здешних
    необитаемых землях паслись дикие овцы, пока в 1970 году острова не
    приобрел один британский любитель птиц. Новый хозяин превратил земли в
    частный заповедник, и мало-помалу растительность стала возрождаться. В
    1990-тые острова купил один из первых широко известных управляющих
    хедж-фондами Майкл Стейнхардт, а в 2001 году они с женой Джуди подарили
    острова Обществу охраны дикой природы: теперь ими управляет эта
    природоохранная организация. Тут демонстрирует торжество природы –
    достаточно сказать, что на восьмикилометровом острове Стипл-Джейсон
    водится 48 видов птиц. Правда, негативное влияние человеческой
    деятельности заметно: загрязнение океанских вод, разрушение среды
    обитания, нефтяные пленки, крючки с наживкой, волочащиеся за рыболовными
    судами. Но опаснее всего – климатические изменения. Океан может стать
    прохладнее вокруг островов и потеплеть в более отдаленных зонах,
    разрушая пищевую цепочку, в которую входят морские птицы и
    млекопитающие. Активизировавшаяся разведка нефтяных месторождений возле
    островов грозит возможными утечками нефти – у местных жителей все больше
    стимулов поддерживать охрану природы: им есть что терять. В год сюда
    наведывается больше 60 тысяч туристов – среди источников дохода
    населения экотуризм стоит на втором месте, после рыболовства. https://uploads.disquscdn.com/images/b1c673a5d5d148d110772675f4ec8fb609de2f56f28ac7403b502b74fdbe1b53.jpg В ледяных
    водах Фолклендов обитают южноамериканские морские котики, касатки,
    дельфины Коммерсона, южные белобокие дельфины и киты сейвалы. Известный бесконечными распрями за земли (в них успели
    поучаствовать и Франция, и Испания, и Аргентина, и Великобритания),
    архипелаг не прячет военных шрамов. Последний конфликт, когда в 1982
    году на британские заморские территории вторглась Аргентина (в этой
    стране, предъявляющей на архипелаг свои права, острова называют
    Мальвинскими), был непродолжительным, но ожесточенным. По сей день по
    островам разбросано тысяч двадцать наземных мин, там и сям виднеются
    сгоревшие вертолеты, а Королевские ВВС сохраняют на Восточном Фолкленде
    действующий аэродром. Для туристов, приезжающих на Фолкленды, есть одно
    интересное правило: Не привозить с собой никакой растительности из
    других частей света или стран. Для этого существуют строгие санитарные
    нормы: На острова разрешают ступить только тем, кто прошёл жёсткий
    санитарный контроль и не занесёт на землю Фолклендов ничего
    растительного, даже пыльцы от других видов растений. Связано это с тем,
    что местные власти желают сохранить удивительную, девственную природу
    Фолклендов на последующие годы, и другая растительность не должна
    обосноваться на земле этих островов… https://uploads.disquscdn.com/images/f4071fd512bfce07042a3de797bd97134daa7eecc229e29606836f3ee10d80a2.jpg Замечательного тебе дня, Алихан!) Пиши ещё и почаще, с удовольствием загляну к тебе в следующий раз!)))

    • Алихан

      Я невероятно рад видеть Вас вновь. От всей души благодарю Вас за столь интересные дополнения к моей статье. Следующее государство обещает быть еще более интересным. Искренне желаю Вам замечательного настроения и отличного дня.

      • Анжела

        Доброго вечера, Алихан!) А я только-только с работы приехала. Точнее — привезли, пока машина в ремонте. Мы тут с Митей пытались маленькую дискуссию сделать, но полагаю, ты не в обиде будешь, это я своими картинками ( кот, показывающий язык ), просто подшучиваю над Курунзулаем.)))) Ещё раз спасибо за интересный рассказ.)

        • Алихан

          Не за что, я счастлив знакомить людей с новыми странами. Конечно, я не против. Я очень рад, когда мои статьи широко обсуждаются.

        • МÃ❤Řυşﻻa

          Привет, Анжела!) Дискуссия очень интересная, я с удовольствием почитала тоже.))

          • Анжела

            Здравствуйте, Маруся!) Я немножко подшучиваю над Митей, но он не сильно обижается.) Делаю это скорее для задора. И так тяжело было убедить его снова выйти в сеть. Завтра на дачу поеду на его машине, а там этот проклятый рычаг «механики». Моя машина в ремонте, к сожалению, а я к такой коробке не привыкла, только на автомате. Вот если что-то сломаю, то тогда он сильно обидится!)) Но мне цветочки надо на даче полить, а он всё равно в командировку поедет, ему машина на эти дни не нужна….

          • МÃ❤Řυşﻻa

            На механике тоже иногда полезно ездить, чтобы не забывать азы вождения.) Потом на автомате «летаешь» от счастья….))

  • Лена Москва

    Добрый вечер, Алихан. Спасибо за интересное путешествие на Фолклендские острова. Я тоже слышала о них только в свете последней войны 82 года. А так особо и не задумывалась до этого что это и где. Очень интересно было прочесть и посмотреть про марки в статье. Посмеялась над падающими на спину пингвинами и их «переворачивальщиками». А вот последний абзац расстроил — не представляла себе такого — топить печь пингвинами вместо дров… Да и вообще китобойный промысел с детства, со времен прочтения «Пятнадцатилетнего капитана» Жюль Верна, меня огорчал и коробил. Ну да жизнь такая, суровая.
    В общем отлично и познавательно! Так держать! 🙂
    PS: У нас там страны ещё не закончились случайно? :))

    • Алихан

      Большое Вам спасибо за отличный отзыв, Елена. В следующем путешествии нас ожидает еще более интересное государство. Заходите почаще, буду этому очень рад.