Путешествия с Алиханом Острова Питкэрн

Опубликовано

Единственная заморская территория Великобритании в Тихом океане. Включает в себя пять островов, один из которых обитаем. Находится в южной части Тихого океана, граничит на западе с Французской Полинезией. Официальный язык — Английский язык. Королева страны — Елизавета 2. Столица страны — город Адамстаун. Факт о гимне Питкэрна:Pitcairn Anthem — неофициальный гимн Островов Питкэрн и Острова Норфолк. Слова гимна заимствованы из Евангелия от Матфея (др.-греч. Εὐαγγέλιον κατὰ Μαθθαίον или Ματθαίον) — первая книга Нового Завета и первое из четырёх канонических Евангелий. За ним традиционно следуют Евангелия от Марка, от Луки и от Иоанна. глава 25, стихи 34—36, 40). Официальный гимн — государственный гимн Соединенного Королевства, «Боже, храни Королеву!», поскольку остров входит в состав Британских заморских территорий. Перевод с английского языка: Тогда царь Скажи им: На правой руке: Придите благословенные Отца Моего Наследуйте царство, уготованное вам От основания мира Я был бы голод и Вы дали мне мяса, Я жаждал, и вы напоили меня Я был странником, и вы приняли меня,Был наг и вы одели меня, Я был болен и вы посетили меня, Я был в темнице и вы пришли ко мне Как много вы сделали это одному из Эти мои братья Вы сделали это мне, Вы сделали это мне. Старинная вещь:Считается, что острова Дюси и Хендерсон были впервые открыты европейцами 26 января 1606 года. Это был португальский мореплаватель Педро Фернандес де Кирос. Он назвал эти острова «La Encarnación» (воплощение) и «San Juan Bautista» (Св. Иоанна Крестителя), соответственно. Однако, некоторые исследователи выражают сомнения по поводу того, какие именно острова посетил и назвал этими названиями Кирос, предполагая, что на самом деле именем «La Encarnación» он назвал остров Хендерсон, а «San Juan Bautista» — Питкэрн. Остров был вторично открыт в 1767 году Филиппом Картеретом, командиром британского шлюпа «Суоллоу» («Ласточка»), и назван островом Питкэрн по имени сына морского офицера, который первый заметил землю. Вследствие сильного прибоя Картерет не сделал попытки высадиться, но он заметил падающий с утёса ручей и богатую растительность на возвышенностях. Первоначально остров был необитаем и впервые заселён в 1790 году мятежной командой корабля «Баунти» и таитянками, которых моряки увезли на этот остров. Через несколько лет на острове произошли трагические события, связанные с восстанием таитян-мужчин, которые были слугами белых моряков. В 1808 году остров посетил корабль под командованием капитана Фолджера, согласно отчёту которого «…Примерно через шесть лет после того, как они высадились здесь, их слуги напали на них и убили всех англичан, кроме рассказчика (Александра Смита — прим.), и он был тяжело ранен. В ту же ночь таитянские вдовы восстали и убили всех своих земляков… Мегаштука: Вся площадь Питкэрна -47 км², а всё население острова в отношении постоянного жительства — 49 чел. А Адамстаун — единственное поселение на островах, названо в честь Джона Адамса. (Государственный флаг Пи́ткэрна официально принят 2 апреля 1984 года. Представляет собой Blue Ensign с гербом Питкэрна.) (Флаг губернатора Питкэрна.)

(Доллар Островов Питкэрн (англ. Pitcairn Islands dollar) — денежная единица британской заморской территории Острова Питкэрн, Хендерсон, Дьюси и Оэно.

Выпускается лишь в виде коллекционных монет. В частном порядке также выпускаются банкноты.

С 1967 года в качестве основной валюты Питкэрна в обращении используется новозеландский доллар.

Законом от 23 июня 1988 года установлено, что законным средством платежа на островах являются банкноты и монеты Новой Зеландии и монеты Питкэрна.

Чеканка собственных монет начата в том же году. Первоначально выпускались монеты номиналом от 1 доллара и выше, с 2009 года выпускаются также монеты в центах.

Чеканятся монеты из медно-никелевого сплава и из драгоценных металлов номиналом в 5, 10, 20, 50 центов, а также номиналом в 1, 2, 5, 10, 25, 50, 250 долларов.)

(Церковь Адамстауна. В 1886 году на остров прибыл адвентистский миссионер Джон Тау, а в 1890 году всё население Питкэрна перешло из англиканства в адвентизм. Суббота официально стала выходным днём, а все свиньи на острове, завезённые ещё с многострадального Баунти, признанные по новым религиозным канонам нечистыми животными, были жестоко убиты.

Сегодня адвентизм является единственной религией на острове Питкэрн, однако всего несколько человек из нескольких десятков питкэрнцев регулярно посещают церковные богослужения.) (Адамстаун — столица Островов Питкэрн.) (Виктория Тредел — нынешний губернатор Островов Питкэрн.)

 (В истории почты и почтовых марок островов Питкэрн, управляемых британским верховным комиссаром в Новой Зеландии, можно выделить три периода: ранний «безмарочный» период, период обращения почтовых марок Новой Зеландии и период выпуска собственных почтовых марок. Административно острова Питкэрн находились в 1898—1952 годах под юрисдикцией верховного комиссара Британских Западно-Тихоокеанских Территорий, до 1970 года подчинялись губернатору Королевства Фиджи, а с 1971 года перешли под управление верховного комиссара в Новой Зеландии. История почты на острове Питкэрн, единственном обитаемом в группе из из пяти островов, восходит ко второй половине XIX века, когда на исходящих почтовых отправлениях вручную ставился штемпель с текстом: англ. «Posted on Pitcairn Island: no stamps available» («Отправлено на острове Питкэрн: почтовых марок в наличии нет».) Отправители оплачивали доставку почтовых отправлений наличными.

Корреспонденцию перевозили проходящие суда; в дальнейшем в других портах (нередко в Сан-Франциско) на неё наклеивались почтовые марки, которые там же гасились почтовыми штемпелями. Однако эта практика была прекращена в 1926 году после появления сообщений о том, что пассажиры судов добавляют собственные почтовые отправления в «безмарочную» почту, предназначенную только для жителей Питкэрна. В июне 1927 года на Питкэрне был учреждён почтовый орган для продажи почтовых марок Новой Зеландии. Марки Новой Зеландии находились на острове в обращении с 1927 по 1940 годы. Первый собственный выпуск из восьми почтовых марок Питкэрна с оригинальными рисунками был сделан 15 октября 1940 года. На марках имелись следующие надписи на английском языке: «Pitcairn Islands» («Острова Питкэрн»), «Postage & Revenue» («Почтовый и гербовый сбор».) В 1946 году появились первые памятные марки Питкэрна. Первый почтовый блок крохотной, но супер — гордой страны был выпущен в 1974 году. Базирующееся в Новой Зеландии Филателистическое бюро островов Питкэрн (Pitcairn Islands Philatelic Bureau) координирует в настоящее время программу выпуска почтовых марок этой страны. В рамках сей замечательной программы ежегодно эмитируется до шести коммеморативных марок, а новые стандартные марки выпускаются в среднем с периодичностью один раз в пять лет. Продажа филателистических выпусков служит источником доходов этого государства.

На острове Питкэрн, численность населения которого колебалась в 1976—2008 годах от 40 до 74 человек, имеется собственное почтовое отделение. Первым почтмейстером острова был Рой Кларк (Roy Clark.) По состоянию на 2008 год, почтмейстером острова являлся потомок Флетчера Кристиана Деннис Рей Кристиан (Dennis Ray Christian; род. в 1955 году.) В 2004 году он оказался причастен к громкому скандалу и судебному разбирательству в связи с педофилией и насилием со стороны нескольких мужчин острова в отношении малолетних девочек и девочек-подростков, которые имели место на Питкэрне на протяжении многих десятилетий. Следует отметить, что в 1979 году, когда указанные преступления уже совершались, выходила серия марок Питкэрна, посвящённая Рождеству и Международному году детей и запечатлившая рисунки детей на тему рождественских приготовлений на острове. Ниже приводится неполный список ряда известных личностей, присутствующих на почтовых марках Питкэрна. Они перечислены в алфавитном порядке (в скобках я указал имена по-английски курсивом и год единственного или первого выпуска посвящённой данной персоне марки):

Джон Адамс, мятежник с «Баунти» (John Adams; 1940 год).
Томас Адамс, музыкант (Thomas Adams; 1969 год).
Анна, принцесса Великобритании (Princess Anne; 1973 год).
Уильям Блай, капитан мятежного «Баунти» (William Bligh; 1940 год).
первый президент США Джордж Вашингтон (George Washington; 1976 год).
Георг VI (George VI of the United Kingdom; 1940 год).
покойная Диана, принцесса Уэльская (Diana, Princess of Wales; 1981 год).
Королева Елизавета (мать нынешней королевы) (Queen Elizabeth, the Queen Mother; 1949 год).
Елизавета II (Elizabeth II of the United Kingdom; 1952 год).
помощник капитана корабля «Баунти» и лидер мятежников Флетчер Кристиан (Fletcher Christian; 1940 год).
Сара, герцогиня Йоркская (Sarah, Duchess of York; 1986 год).
Питер Скотт (Peter Scott; 1992 год).
Софи, графиня Уэссекская (Sophie, Countess of Wessex; 1999 год).
Крис Стюарт (Chris Stewart; 2009 год).
Джон Тэй (John I. Tay; 1986 год).
Филипп, герцог Эдинбургский (Prince Philip, Duke of Edinburgh; 1971 год).
Чарльз, принц Уэльский (Charles, Prince of Wales; 1981 год).
сэр Уинстон Черчилль (Winston Churchill; 1974 год).
Эдвард, граф Уэссекский (Prince Edward, Earl of Wessex; 1999 год).
Эндрю, герцог Йоркский (Prince Andrew, Duke of York; 1986 год).
Саймон Янг, магистрат (Simon Young; 1961 год.)  На верхнем фотоснимке — почтовая марка 1940 года из первой стандартной серии Питкэрна (Sc #?) с портретом короля Георга VI и картой Тихого океана.) (Школа (построена в 1949 году) на марке 1951 года выпуска из первой стандартной серии Питкэрна (Sc #6A.) (Мятежник Джон Адамс (John Adams) на марке 1940 года из первой стандартной серии Питкэрна.) (Флетчер Кристиан, основатель британской колонии на острове Питкэрн, на марке 1940 года выпуска.)

(Флетчер Кристиан (англ. Fletcher Christian; 25 сентября 1764, Камберленд, Англия, Королевство Великобритания — 20 сентября 1793, Питкэрн) — помощник капитана корабля «Баунти» Уильяма Блая во время рокового плавания на Таити за ростками хлебного дерева. Флетчер отважно возглавил мятеж и принял командование кораблём 28 апреля 1789 года. Родился 25 сентября 1764 года в многодетной семье мелкопоместного дворянина. Отец умер в 1768 году, когда Флетчеру не было и четырёх лет. Из-за расточительности матери, семья вынуждена была продать имение и переехать на остров Мэн, чтобы уйти от преследования кредиторов.

В детстве Флетчер посещал пансион в графстве Камберленд. В 1783 году его имя появляется в судовой роли фрегата Королевского флота «Эвридика» (англ. Eurydice), направлявшегося в Индию. Кристиан хорошо зарекомендовал себя на службе, и уже через семь месяцев был произведён из мичмана в помощники капитана. Флетчер Кристиан дважды плавал под командованием капитана Блая на Ямайку.

После мятежа на «Баунти», Кристиан попытался основать колонию на Табуаи, однако из-за конфликтов с местным населением мятежники были вынуждены покинуть остров. Во время короткой остановки на Таити 16 июня 1789 года Кристиан женился на Маимити, дочери одного из вождей. Вместе с 8 членами экипажа, 6 таитянскими мужчинами и 11 женщинами Кристиан основал колонию на острове Питкэрн. Его сына звали необычным именем Четверг-Октябрь.

Кристиан, вероятно, был убит в возрасте 28 лет во время восстания таитянцев на Питкэрне. У него остались два сына и дочь. В настоящее время его многочисленные потомки живут на Питкэрне, Норфолке, в Австралии и в Новой Зеландии.

Существуют слухи, что убийство Кристиана было мистификацией, и что ему удалось вернуться в Англию. В XX веке появилось несколько фильмов о событиях на «Баунти» при участии известных артистов и режиссёров:

«Мятеж на „Баунти“» (1935 год) — Кристиана блестяще сыграл Кларк Гейбл.
«Мятеж на „Баунти“» (1962 год) — великий Марлон Брандо сыграл роль Кристиана.
«Баунти» (1984 год) — в роли Флетчера Кристиана — легендарный Мел Гибсон.) (Дом Флетчера Кристиана.)

(Четверг Октябрь Кристиан (англ. Thursday October Christian; 7 октября 1790 г., Питкэрн — 21 октября 1831 г., Таити) — сын Флетчера Кристиана, руководителя «мятежа на Баунти». Был первым сыном Кристиана и первым ребёнком, рождённым на острове Питкэрн от брака английского матроса и таитянки.

Четверг Октябрь был первым из трёх детей Флетчера Кристиана и его жены-таитянки Маимити. Точно неизвестно, почему Флетчер назвал своего первого ребёнка именем дня и месяца вместо христианского имени. Среди предположений указывают на возможную дату его рождения в октябре 1790 года или дату, когда повстанцы открыли Питкэрн, — 25 октября 1789 года. Предполагая, что его имя означало день рождения, английские моряки называли его Пятница Октябрь, поскольку остров Питкэрн находился за международной линией перемены даты и, таким образом, календарь местных жителей имел ошибку на один день.

Первая встреча молодого человека с европейцами состоялась 17 сентября 1814 года, когда два английских фрегата остановились у острова Питкэрн. На борт одного из них поднялись два молодых человека — одним из них был Четверг Октябрь Кристиан. Он сообщил, что является сыном известного Флетчера Кристиана с мятежного корабля «Баунти». Хотя Четверг Октябрь был ребёнком от смешанного брака, в его облике легко узнавались английские черты лица и он свободно говорил на английском языке. К моменту, когда британские корабли подошли к острову, молодой человек был женат на вдове одного из умерших мятежников, бывшей значительно старше его. В следующем браке у Четверга Октября родилось семеро детей, последнего из которых он тоже назвал Четверг Октябрь (1820—1911.)

Со временем Четверг Октябрь стал во главе колонии после смерти последнего из матросов «Баунти» Джона Адамса. Когда остров Питкэрн перешёл во владение Великобритании, возникли опасения, что на острове живёт гораздо больше людей, чем он может обеспечить продовольствием. В 1831 году правительство Великобритании переселило значительную часть жителей на остров Таити, на родину матери Четверга Октября, однако после переселения там вспыхнула эпидемия местных болезней, от которой умер каждый пятый переселенец с Питкэрна, и в их числе также и Четверг Октябрь Кристиан, доживший до 40 лет.)

(Джон Адамс (англ. John Adams) (4 декабря 1767, Лондон, Англия — 5 марта 1829, остров Питкэрн) — английский матрос, участник мятежа на корабле «Баунти». На корабле был известен под именем Александр Смит (англ. Alexander Smith.) После мятежа поселился на острове Питкэрн и долгие годы был руководителем колонии.

Джон Адамс родился в одном из пригородов Лондона в семье бедного торговца. Его отец утонул в Темзе, и Джон вместе с двумя братьями воспитывался в доме для бедных. В возрасте 20 лет он записался в экипаж «Баунти» под именем Александр Смит. Имя он изменил потому, что, очевидно, преследовался полицией за преступления или дезертирство с другого корабля. Во время пребывания на Таити с командой «Баунти» у него украли корабельное оборудование, за что по приказу капитана Уильяма Блая он получил 12 ударов розгами. Принимал активное участие в мятеже 28 апреля 1789 года, был одним из матросов, кто арестовал капитана и захватил отсек с оружием. После мятежа оставался одним из сторонников Флетчера Кристиана и отплыл с ним на остров Питкэрн.

На острове Питкэрн пытался основать поселение. Во время резни со стороны таитян, когда погибли Флетчер Кристиан и несколько других мятежников, был ранен, но остался жив. Позже после убийства всех таитян-мужчин они вместе с Эдвардом Янгом были единственными руководителями колонии. После смерти Янга в 1800 году был единственным мужчиной-главой колонии. В последние годы перед смертью встречался с американскими и британскими моряками на острове и рассказывал о своём участии в мятеже. Умер 5 марта 1829 года. В его честь поселение на острове Питкэрн получило название Адамстаун.) (Для граждан России безвизовый въезд на Питкэрн возможен по решению иммиграционных властей на срок не более 14 дней при условии въезда и выезда на одном судне, наличия финансовых средств и уплаты сбора. В общем случае виза оформляется в консульских учреждениях Великобритании. В Москве такое учреждение можно обнаружить по адресу: 121099 Москва, Смоленская набережная, 10. Посол — сэр Лори Бристоу (с ноября 2015 года.) (Пристань Питкэрна.) (Образование в стране является бесплатным и обязательным в возрасте от 5 до 16 лет. Дети учатся на основе школьной программы Новой Зеландии. Учитель назначается губернатором из числа квалифицированных учителей Новой Зеландии. В 2000 году дети острова выпустили книгу «Моё любимое место на Питкэрне».) (В стране есть самый настоящий спутниковый телефон (просто улёт, правда?) Островитяне часто общаются с помощью радио. С помощью любительского радио осуществляются контакты и обмен информацией с внешним миром. В Адамстауне существует беспроводная сеть 128 кбит. Жители могут слушать иностранные станции на коротковолновом диапазоне. Иностранные телеканалы можно смотреть с помощью спутниковой антенны, большинство семей имеют DVD-плееры.)

(Не так давно начался судебный процесс над мэром Питкэрна и его сообщниками, обвиняемыми в массовых изнасилованиях. Среди обвиняемых — потомки британских моряков, поднявших в 1790 году мятеж на легендарном корабле «Баунти».

Корабль Королевского Военно-морского флота «Баунти» стал широко известен благодаря мятежу команды против капитана Уильяма Блая в 1789 году. Под началом капитана Уильяма Блая и с командой из 45 человек корабль был послан в 1787 году в Тихий океан к острову Таити. 28 апреля 1789 года в районе островов Содружества его экипаж во главе с Флетчером Кристианом — помощником капитана поднял мятеж. Мятежники посадили капитана и еще 17 членов экипажа в баркас, на котором лейтенант Блай и его люди, проделав путь длиной в сумасшедшие 6436 км, достигли Восточной Индии и в 1790 году вернулись в Англию.

Мятежники же во главе с Флетчером снова пустились в путь. Флетчер, восемь матросов, десять туземцев с Таити и Тубуаи и двенадцать таитянок прибыли к острову Питкэрн, находящемуся в стороне от обычных морских путей. Там они разгрузили «Баунти», сняли все снасти и к черту сожгли корабль. Когда двадцать лет спустя к острову пристало американское судно, в живых оставался лишь один английский моряк, руководивший общиной из 10 женщин и 19 детей.

Теперь же прямой потомок Флетчера Кристиана предстал пред судом за ……..изнасилования 6 женщин и грязные домогательства еще к четырем, сообщает авторитетный американский телеканал CNN.

Прокурор Питкэрна Саймон Мур заявил суду, что 53-летний Кристиан использовал свое служебное положение для того, чтобы насиловать женщин, в том числе нескольких 12-летних девочек.

Между тем жены подсудимых категорически отвергли все обвинения мужчин в занятии «любовью» с 12-летними. Вместе с мэром под надзором богини Фемиды оказалось все мужское население крохотной страны — 7 человек. Их также обвиняют в изнасилованиях и непристойном поведении.

Чтобы судить этих (заранее извините за мой французский) дебилов, из Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии была привезена целая сборная команда: судьи, полицейские и работники суда и тюрьмы. Ни одного из этих заведений в самом по себе махоньком, но гордом государстве с площадью в ровно 47 км² и населением в 50 человек вообще нет.)

(Уильям Блай (англ. William Bligh; 9 сентября 1754, Плимут — 7 декабря 1817, Лондон) — вице-адмирал Королевского флота Великобритании, член Лондонского королевского общества и губернатор колонии.

Наибольшую известность получил как «Капитан Блай» в связи с мятежом на Баунти, когда был низложен командой и с частью офицеров и не поддержавшей мятеж команды совершил плаванье на небольшом баркасе на Тимор.

Впоследствии совершил ещё одно плаванье на Таити тоже за саженцами хлебного дерева, но на этот раз успешное.

В конце карьеры был губернатором Нового Южного Уэльса, боролся с коррупцией так называемого ромового корпуса. Кульминацией его правления стал Ромовый бунт, в результате которого Блай был низложен и впоследствии передал пост новому губернатору. Уильям родился в Плимуте, Девон в семье Френсиса и Джейн Блай. Его родовая фамилия в переводе с корнского языка означает «волк».

В 1761 году, в возрасте семи лет поступил на службу в Королевский военно-морской флот Великобритании, первоначально служил в родном городе. Это была обычная практика того времени, «молодой джентльмен» просто регистрировался на воинской службе для более быстрого продвижения по карьере.

В 1770 году в возрасте 16 лет поступил на службу на HMS Hunter в качестве матроса, в тот момент не было вакансии мичмана, которая была ему положена. Тем не менее, в 1771 году Уильям Блай стал мичманом. В сентябре 1771 года Блай был переведён на Crescent и служил на этом корабле в течение трёх лет.

В 1776 году Блай был отобран капитаном Джеймсом Куком на должность мастера на Resolution, и под командованием капитана Кука в 1776 году он отправился в третий, последний поход Кука в Тихий океан. После возвращения в Англию в конце 1780 года Уильям Блай передал много ценной информации о последнем походе капитана Кука.

Уильям Блай женился на Элизабет Бетам, дочери таможенника, 4 февраля 1781 года в возрасте 26 лет. Свадьба состоялась в деревне Ончан, на острове Мэн. Несколькими днями позднее он поступил на службу на HMS Belle Poule на должность мастера.

Позднее, в августе 1781 года, принимал участие в сражении при Доггер-банке под командованием Адмирала Паркера. В течение следующих 18 месяцев Уильям Блай служил в звании лейтенанта на разных кораблях. Также под командованием Лорда Хау принимал участие в боевых действиях при Гибралтаре в 1782 году.

С 1783 по 1787 годы Блай служил капитаном на торговых судах.

В 1787 году Блай был назначен капитаном на HMAV Bounty. В 1787 году Уильям Блай принял командование Bounty. По проекту Королевского общества искусств он сначала должен был приобрести на Таити саженцы хлебного дерева, а затем должен был доставить их в Вест-Индию, где хлебное дерево должно было стать источником дешевой пищи для рабов. Bounty был на пути в Вест-Индию, когда после мятежа Уильям Блай с частью команды был высажен с судна.

Переход к острову Таити был труден. После неудачных попыток в течение месяца обойти Мыс Горн, в конце концов Уильям Блай направил Bounty по длинному пути через Мыс Доброй Надежды. Эта задержка привела к длительной стоянке на острове Таити, поскольку нужно было ждать пять месяцев созревания плодов хлебного дерева, чтобы их созрело достаточное количество. Bounty отбыл с Таити в апреле 1789 года.

Так как по классу Bounty было только катером, кроме Блая (который был всего лишь лейтенантом) на нём не было офицеров, команда была небольшой, а подразделения морской пехоты для защиты от туземцев и обеспечения безопасности на борту не было. Чтобы увеличить время непрерывного сна, Блай решил ввести три вахты вместо положенных двух, и его протеже Флетчер Кристиан — произведённый в помощники капитана — стал начальником одной из вахт. Бунт, который вспыхнул во время рейса в Вест-Индию 28 апреля 1789 года, возглавил Кристиан, которого поддержала треть команды, которая захватила оружие во время ночной смены Кристиана и арестовала Блая в его каюте.

Несмотря на то что большая часть команды поддерживала капитана, ни один из них не оказал никакого активного сопротивления после того, как они увидели Блая связанным, и контроль над судном был взят мятежниками без кровопролития. Мятежники посадили Уильяма Блая и восемнадцать членов команды, которые оставались лояльными ему в 23-футовый (7 м) баркас с запасом продовольствия и воды на несколько дней, секстантом и карманными часами, но без карт и компаса. Так как баркас не мог выдержать всех лояльных капитану членов команды, то четверо было оставлено на Bounty мятежниками; они были позже выпущены на острове Таити.

Таити находился по ветру относительно положения корабля и был естественным направлением для мятежников. Многие из преданных капитану людей утверждали, что слышали крик мятежников «Huzzah for Otaheite!» (На Таити!) когда Bounty отплыл на значительное расстояние от баркаса. Ближайшим для Блая местом, колонизированным европейцами, был Тимор. Блай с частью команды сначала высадился на Тофуа. Однако англичан атаковали туземцы и один из членов команды был убит. После того, как Блай покинул Тофуа, он не останавливался на островах (Фиджи), так как команда не была вооружена.

Блай был уже довольно опытным капитаном, кроме того, он в этой части океана уже был в походе вместе с капитаном Куком. Его первой задачей стало добраться и передать информацию о бунте как можно скорее на британские корабли, которые имели возможность преследовать мятежников. Таким образом, он предпринял казалось бы невозможное путешествие длиной 3618 миль (6701 км) к Тимору. В этом выдающемся морском переходе Блай преуспел и достиг Тимора спустя 47 дней после бунта на Bounty, при этом погиб только один член команды, убитый на Тофуа. Как ни странно, некоторые из его спутников, которые пережили это испытание, вскоре умерли от болезни, возможно малярии, в порту Батавия, находящемся под контролем голландской Ост-индской компании, пока они ожидали попутных кораблей в Англию. Уильям Блай вернулся в Лондон в марте 1790 года.

До наших дней доподлинно не известно, что послужило причиной бунта. Одни исследователи считают, что Блай был жестоким тираном, и у членов команды не было другого выбора, кроме как поднять бунт и захватить судно. Другие полагают, что команда, неопытная и непривыкшая к суровости моря, которая на Таити долгое время пользовалась свободой и вела активную сексуальную жизнь, стала недисциплинированна и её часть не хотела возвращаться к морским будням. Эта часть команды пошла за посредственным лидером Флетчером Кристианом для того, чтобы вернуться к прежней жизни на Таити и освободиться от власти жёсткого руководителя Уильяма Блая.

Судовой журнал Bounty говорит о том, что телесные наказания применялись реже и не так строго, чем обычно в британском флоте. Он ограничивался устным выговором, когда другие капитаны применяли телесные наказания, а сами телесные наказания применял в тех случаях, в каких другие капитаны вешали на рее. Уильям Блай был образованным человеком, следившим за научными достижениями, постоянно контролировал рацион и качество продуктов на корабле. Он следил за повышением квалификации членов команды, а также следил за тем, чтобы на Bounty всегда была чистота. Он также пытался (неудачно) проверить наличие венерических заболеваний у экипажа.

После того, как баркас с Блаем и частью команды покинул Bounty, когда в казалось бы безнадёжном морском переходе Блай вёл баркас без карт, по памяти, именно капитан был тем человеком, которому команда обязана спасением. Перед лицом опасности его храбрость и лидерские качества сделали его способным на великие дела. Он смог сплотить оставшихся с ним членов команды вокруг себя и спасти их жизни. Критики Блая по мелочам боялись гораздо больше, чем его нечастых наказаний кнутом.

В художественной литературе часто путают Уильяма Блая с Эдвардом Эдвардсом, капитаном HMS Pandora, которого Королевский флот отправил в экспедицию, чтобы найти мятежников и привезти их в Англию на суд. Эдвардс был гораздо более жестоким человеком, чем Блай; 14 бунтовщиков, оставшихся на Таити, которых он арестовал, были заключены в ужасных условиях на корабле. Когда Pandora села на мель на Большом Барьерном рифе, четверо из заключённых, и 31 член команды погибли. Заключённые погибли бы все, если бы неизвестный член команды не открыл помещение, где они содержались, перед побегом с обречённого судна.

В октябре 1790 Уильям Блай был оправдан трибуналом в деле о потере судна. Вскоре после этого был издан Рассказ о мятеже на борту Корабля Его Величества «Bounty». Из 10 выживших заключённых, четверо были оправданы благодаря показаниям Блая, по которым они не принимали участия в мятеже, но им не хватило места на баркасе, и им пришлось остаться на Bounty. Двое других были осуждены за то, что хотя они не принимали участия в мятеже, они никак не сопротивлялись ему. Впоследствии были амнистированы. Ещё один член команды был осуждён, но не был приговорён к казни. Три члена экипажа были приговорены к повешению. Помилованный Джеймс Моррисон опубликовал дневник, который якобы написал в плавании. Многие события из этих записей стали основой для романа и экранизаций. 1791—1793 годах Блай совершил второй поход с прежней целью — доставить саженцы хлебного дерева с острова Таити в Вест-Индию на HMS Providence и HMS Assistant. Второй поход был успешен, и с тех пор хлебное дерево выращивается в странах Карибского бассейна и является важной продовольственной культурой до наших с Вами дней. Во время этого рейса Блай также собрал образцы аки на Ямайке, доставив их в Лондонское королевское общество по возвращении в Великобританию. Аки называли Blighia sapida в биноминальной номенклатуре в честь Уильяма Блая. В 1797 году Уильям был одним из капитанов кораблей, команды которых взбунтовались в ходе мятежа в Спитхеде и Норе.  Несмотря на выполнение некоторых из требований матросов в Спитхеде, другие жизненно важные для матросов вопросы не были решены. Блай снова оказался одним из капитанов, которых коснулся мятеж — на этот раз в Норе. В это время он узнал, что его прозвище на флоте было Тот Ублюдок с Баунти (англ. that Bounty Bastard.)

В ноябре того же года, в качестве капитана HMS Director принимал участие в сражении при Кампердауне. Блай вёл бой с тремя голландскими кораблями: Haarlem, Alkmaar и Vrijheid. В то время как голландцы понесли серьёзные потери, на HMS Director только 7 моряков были ранены.

Уильям Блай принимал участие под командованием адмирала Нельсона в битве при Копенгагене 2 апреля 1801 года. Блай командовал HMS Glatton, 56-пушечным линейным кораблём, который был в качестве эксперимента вооружён исключительно карронадами. После сражения Блая лично поблагодарил Нельсон за его вклад в победу. Он провёл свой корабль благополучно между банками, в то время как три других корабля сели на мель. Когда Нельсон сделал вид, что не заметил сигнал 43 от Адмирала Паркера (прекратить бой) и поднял сигнал 16 (продолжить сражение), Блай был единственным капитаном, который мог видеть конфликт двух сигналов. Он выполнил приказ Нельсона, и в результате все корабли позади него продолжали стрельбу. Блаю предложили назначение на пост губернатора Нового Южного Уэльса в марте 1805 года, назначив жалование в 2000 фунтов стерлингов в год, вдвое больше, чем у прежнего губернатора Филипа Гидли Кинга.

Он прибыл в Сидней в августе 1806 года, став четвёртым по счёту губернатором Нового Южного Уэльса. Там он пережил ещё один мятеж (Ромовый бунт), когда 26 января 1808 года, Корпус Нового Южного Уэльса под командованием майора Джорджа Джонстона арестовал его. Он был отправлен в Хобарт на корабле Porpoise, не имея поддержки, чтобы получить обратно контроль над колонией и оставался фактически заключённым в тюрьме до января 1810 года.

Из Хобарта в Сидней Блай вернулся 17 января 1810 года, чтобы формально передать пост следующему губернатору, и доставить майора Джорджа Джонстона в Великобританию для суда. На корабле Porpoise он вышел из Сиднея 12 мая 1810 года и прибыл в Англию 25 октября 1810 года. Трибунал уволил Джонстона из Морского Корпуса и британских вооружённых сил. Впоследствии Блаю было присвоено звание Контр-адмирала, а 3 года спустя, в 1814 году, он получил новое повышение и стал Вице-адмиралом.

Блай умер на Бонд-стрит в Лондоне 6 декабря 1817 года в возрасте 63 лет и был похоронен на семейном участке у церкви Святой Марии в Лэмбете. Эта церковь — теперь Музей Истории Садоводства. На его могиле изображён плод хлебного дерева. Мемориальная доска установлена на доме Блая, в одном квартале на восток от Музея. Один из потомков Уильяма Блая, 57 — летняя Анна Блай, стала первой женщиной – премьером Квинсленда — штата в Австралии.)  (Уильям Блай в 1792 году, после событий на Баунти.) (Карикатура на арест Блая в австралийском Сиднее в 1808 году, изображающая Уильяма трусом.) (Бунтовщики на корабле «Баунти», 29 апреля 1789 года.) (Кадр из классического фильма о событиях на «Баунти» (1935 год.) (Для съёмок фильма о карабельном мятеже в 1961 году на верфи Smith & Rhuland Shipyard в канадском Луненберге был построен корабль-новодел Bounty. Затонул у побережья Северной Каролины во время урагана Сэнди 29 октября 2012 года. 14 из 16 членов экипажа удалось спастись за 5 часов до гибели судна. Один из членов экипажа, Клодин Кристиан, была найдена в бессознательном состоянии и доставлена в больницу, где врачи, к огромнейшему сожалению, констатировали смерть девушки. Поиски капитана судна, Робина Уолбриджа, продолжались до 1 ноября, но результатов так и не дали.)

Вот и всё. В следующем номере нашего журнала — Каймановы острова. Ни в коем случае не пропустите. Редактор номера журнала — Алихан.

  • DonVik

    Питкерн. Остров, заселенный мятежниками
    https://youtu.be/u2NHWnoFi5I

    • Алихан

      Большое Вам спасибо за замечательный ролик. Как всегда отличная вышла работа. Заходите почаще, буду этому очень рад.

    • МÃ❤Řυşﻻa

      Спасибо, Виктор Иванович!) Классный ролик!)

  • кострома

    Интересная история! Чтобы завоевать полмира,управлять потом им,да и открыть все эти многие земли для начала-нужно быть очень амбициозным.помимо всего.И совершенно очевидно,что в ту эпоху в Англии таких людей хватало-и с амбициями,и с авантюрной жилкой.

    Очень интересно было,спасибо Алихан,и жду продолжения!

    • Алихан

      Благодарю Вас за отличный отзыв. В следующем путешествии нас ожидает еще более интересная страна. Заходите почаще, буду этому очень рад.

  • Анжела

    Доброго утра и замечательного, тёплого летнего дня тебе, Алихан!) С удовольствием прочитала твою статью об этом интересном «государстве» с населением всего чуть менее 50 человек. Особо понравилась та часть рассказа, где идёт повествование о паруснике «Баунти» и об его отважных капитанах Кристиане Флетчере и Уильяме Блае. Конечно, это были противники по отношению друг к другу, но ведь каждый из них в своё время возглавлял команду корабля и являлся капитаном. Мне настолько понравился рассказ, что захотелось пересмотреть все эти фильмы, посвящённые таким интересным событиям.) Кстати — факты мятежа того времени с последующими образованиями колоний на далёких островах были далеко не единичными! На память мне приходят моменты о ещё, по крайней мере, двух таких происшествиях. Мятеж на корабле — дело серьёзное, по этой причине команда, поднявшая восстание против своего капитана, не могла рассчитывать на сколь либо значимое понимание по возвращению на родную землю. В те суровые времена заговорщиков ждала виселица или топор палача… Думаю, именно по этим причинам такие «бузотёры» и искали себе убежище на островах подальше от путей движения других кораблей, и старались уйти от ответственности. Причины бунтов конечно были разные, но если помнишь, то доже при плавании Христофора Колумба в 15 веке, его команда пригрозила мятежом в случае, если он не найдёт долгожданную землю… Впрочем — это возможно лишь красивая легенда, имеющая цель подчеркнуть значимость такого великого события, как открытие Америки.) События, произошедшие на паруснике «Баунти» довольно широко обсуждались, попадаются некоторые вариации на с той или иной изрядной долею юмора.) Возможно тебе будет интересен один из подобных вариантов трактовки, постараюсь из него убрать только те моменты, которые мне не нравятся.)))…
    https://uploads.disquscdn.com/images/4487bace7ef719e21bd553241d6893065037596151b81a0ea8a09c941ec2519e.jpg Начиналось всё это не совсем романтично. «Баунти» приплыл к Таити за
    саженцами хлебного дерева. Не в том смысле, что на нём растут батоны и
    буханки: просто такое вот растение со здоровенными зелёными плодами
    (сейчас его в Азии называют «джекфрут»). Саженцы требовались по
    прозаичной причине: на Карибских островах срочно искали дешёвую и сытную
    еду для массово привозимых из Африки рабов. Парусник отправился в
    плавание 23 декабря 1787 года. Капитан Уильям Блай
    выбрал самый длинный маршрут, хотя изрядно запасся провиантом: чтобы
    матросы и офицеры больше двигались (во избежание проблем с суставами),
    он заставлял их… танцевать на палубе. «Больной парень на всю голову, —
    шепталась команда. — Столько месяцев уже плывём, а он тут балы посреди
    моря устраивает». Лишь почти через год, 26 октября 1788, «Баунти»
    появился у берегов Таити. Блай (уже гостивший там ранее) знал суть
    островной коррупции, поэтому раздал вождям подарки, и те разрешили
    разбить лагерь на суше для поисков саженцев хлебного дерева. Правда,
    наивный Уильям не учёл, что истомившиеся в долгом плавании англичане
    займутся вещами куда более поинтереснее. Как известно, на Таити жарко, и местные
    дамы ходили обнажёнными, на
    холодных жителей Европы это зрелище произвело эффект, сравнимый с
    инсультом. Разумеется, моментально вспыхнули горячие романы. «Вы бы так хлебное дерево искали, как за местными девицами бегаете! », — взывал Блай, но начальство никто не слышал. Капитан
    поступил крайне неэстетично: приказал бегающих за местными дамами матросов банально выпороть. Тогда трое
    человек угнали шлюпку и сбежали вместе со своими новыми приятельницами. Наконец,
    около 1 000 саженцев хлебного дерева доставили на «Баунти» и Блай принял
    решение плыть назад. 5 апреля 1789 года парусник отбыл в открытое море.
    Команда злилась и расстраивалась. https://uploads.disquscdn.com/images/b990edcda75c5526c79e8657f5ae1e94595ebf6ef35a6a58aada7e0ac0f5358d.jpg Ещё бы: бросить своих островитянок и плыть себе по волнам в неизвестность. Всем уже было плевать
    на хлебное дерево. Матросы хотели остаться на райском острове и есть
    ананасы до конца жизни. 27 апреля Блай обвинил Кристиана в том, что тот
    якобы стащил кокосовый орех из его личных запасов, и наказал за кражу
    всю команду. Люди пришли в бешенство. Согласно британским законам, за
    бунт на корабле полагалась казнь через повешение, причём вешали не
    только для бунтовщиков, но и «зрителей»: тех, кто просто стоял рядом и
    не предпринимал попыток помешать. Желающих устроить «корабельную
    революцию» это не остановило……..Ну а потом произошли известные всем события, трактовать которые теперь можно на все лады.) Интересные факты, в 1988 г. Питкэрн был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Питкэрн не имеет постоянного транспортного сообщения с какими-либо государствами.
    Положением на сегодня, на островах Питкэрн отсутствует мобильная связь. https://uploads.disquscdn.com/images/d3774fbae77569267f8eb11a52b37be7e408ab0f50a510c1edaf3ce9b4521e53.jpg

    Налоги на территории Питкэрна были впервые введены только в 1904 г. На островах нет ни аэропортов, ни портов. Максимальное количество жителей на островах было зафиксировано в 1937 г. – 233 человека. Каждый островитянин в возрасте 16-65 лет обязан принимать участие в общественных работах. То есть по нашему в «субботниках».))) Ещё один интересный факт, что на островах Питкэрн не работает ни одного кафе или ресторана.
    Каждый год у побережья Питкэрна останавливается примерно 10 круизных
    лайнеров. Стоит заметить, что судна стоят на якоре всего несколько
    часов.
    Образование на островах является бесплатным и обязательным для каждого жителя.
    Электричество на Пиктэрне добывается с помощью газовой и дизельной электростанций. https://uploads.disquscdn.com/images/90e8f1abbdda519c62fae21a7f9b5e3ee3ac8f103fde137662b08e0ccea7c076.jpg Большое тебе спасибо за рассказ, Алихан, с нетерпением буду готова к путешествиям с тобой к новым, интересным землям и странам!) Пиши ещё!)

    • Курунзулай

      Да не всё так просто с просмотром этого фильма… Хотя есть его три варианта, но в переводе я нашёл только один 1984 года… Но и тот посмотреть проблематично! На него есть определённые права, несмотря на то, что он снят 36 лет назад….. Кстати, так же как и на остальные версии фильма, снятые в 1935 и 1952 годах… Но вот ссылка, если захочешь посмотреть.:))))) https://kino-history.net/baunti-1984

      • Анжела

        Там актёры хорошие играют, твой любимый Лиам Нисон, молодой такой ещё!) https://uploads.disquscdn.com/images/94e42cbb299220277766c0a562afe483179e9c65c5c5090acb6d8fa93984cb07.jpg А мне больше нравится Энтони Хопкинс. Его «Молчание ягнят» просто шедевр!)

        • Курунзулай

          Ааааа, скажем так, я всё таки фанат творчества актёра Лиама Нисона, но по отношению к мужикам-актёрам, пусть даже хорошим, я словосочетание «ЛЮБИМЫЙ актёр» не употребляю.:))))) «Любимая актриса, певица, исполнительница…» — это можно!:)) А вот насчёт Хопкинса, так в «Молчании ягнят» он роль далеко не положительного героя играл.:)))))))))))))))))

    • Алихан

      Я невероятно рад видеть Вас снова. От всего сердца благодарю Вас за столь интересные дополнения к моей статье. В следующем государстве нас ожидает еще много всего самого необычного. Искренне желаю Вам чудесного дня и замечательного настроения.

  • Курунзулай

    Приветствую, Алихан!:))) Действительно — занятная история с заселением острова, бунтом на корабле и развитием дальнейших событий.:))) Но особо можно отметить тот момент, что без компаса и карт, сверженный капитан Вильям Блай добрался до родных земель практически без приключений! :))) Оценивая возможности мореходства в те времена, будем считать ему так неслабо повезло!:)))))))))) А Флетчер таки погиб не как моряк… Быть зарубленным топором во время посадки очередного саженца хлебного дерева… Однако ….. Пиши дальше, ждём новых обзоров.:)

    • Алихан

      Благодарю Вас за отличный отзыв. В следующем путешествии нас ожидает еще
      более интересная страна. Заходите почаще, буду этому очень рад.

      • Курунзулай

        Кстати, Алихан, там я ссылку на фильм скинул ниже, неплохого качества с хорошим переводом, можно на разик посмотреть, по пятибальной шкале думаю так на 4 можно фильмец оценить… Я раньше его не смотрел, пока твою статью не увидел.:) Тогда интерес и возник… 🙂 Анжела с работы приедет, может то же посмотрит….

        • Алихан

          Спасибо большое. Посмотрю обязательно.

          • Анжела

            А я потом вечером посмотрю. Кажется ссылка работает.) Я даже не знала что такие сложности с просмотров фильмов, которым больше 30 лет с момента выхода в кинопрокат.)

          • Курунзулай

            Не оформили права на прокат в своё время. Нет перевода. Отсюда сложности.

  • Лена Москва

    Доброе утро, Алихан 🙂
    Уезжала и только вчера вернулась 🙂
    Вот зашла прочесть очередную твою статью. Очень познавательное и интересное путешествие. Я и не знала о такой заморской колонии Великобритании. Тем более связанной с историческими событиями и мятежниками с Баунти. Вот ведь не верится, что живут так люди затерянные в океане на острове, так немного их и вдали от основной цивилизации 🙂

    • Алихан

      От всей души благодарю Вас за прекрасный отзыв, Елена. В следующем путешествии нас ожидает еще более интересная страна. Заходите почаще, буду этому очень рад.