Путешествия с Алиханом Гагаузия

Автономное территориальное образование на юге Молдавии. Создано из населённых пунктов, в которых более 50% жителей составляли гагаузы, а также из тех, где большинство жителей по результатам референдумов добровольно соглашалось войти в автономию. Официальные языки — Гагаузский язык, Молдавский язык, Русский язык. Башкан страны (букв. «глава») — название высшего должностного лица в Гагаузии. Должность утверждена 14-й статьёй закона о юридическом статусе Гагаузии № 344-XIII от 23 декабря 1994 года. Ему подчиняются все органы государственной власти в Гагаузии. ) — Ирина Влах. Столица страны — город Комрат. Урок истории: 27 ноября 2013 года Народное собрание Гагаузии приняло решение о проведении 2 февраля 2014 плебисцита относительно будущего автономии. Это решение было принято накануне Вильнюсского саммита Восточного партнерства, где Молдавия парафировала соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. По законодательству Молдавии, только Центральная избирательная комиссия Республики Молдова имеет право организовывать местные референдумы, поэтому постановление Народного собрания Гагаузии о референдуме было приостановлено решением суда в Кишиневе. В ответ власти Гагаузии приняли закон о создании собственного Конституционного суда, чтобы юридически оформить независимость от молдавской судебной системы. Генеральная прокуратура Кишинева открыла уголовные дела по факту подготовки «незаконного референдума». 3 января 2014 года суд Комрата признал незаконным постановление Народного собрания Гагаузии «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение». Народное собрание Гагаузии приняло решение не признавать решения Комратского суда , апелляции подано не было. Одним словом — надули друг — другу губки на базе целого государства. Штука о гагаузском языке:Язык имеет ряд балканских черт, в частности, наличие гласной среднего ряда «ä/э», близкой болгарской «ъ» и молдавской «ă/э»». Последнее, впрочем, относится к центральному диалекту, так как в южном сохраняется исконная тюркская фонема: gecä ~ gece «ночь». Сингармонизм (от греч. συν- — с, вместе и ἁρμονία — созвучие, гармония) последовательно соблюдается, несмотря на отсутствие такового в соседних языках. О большом воздействии тюрских языков на гагаузский язык свидетельствует ярко следующее словосочетание — Gagauzya Milli Marşı (Национальный Гимн Гагаузии), а также слово «народ» — «халкым». Фактик о гагаузском флаге:Является официальным символом территориально-автономного образования Гагаузии Республики Молдова. Государственный флаг автономии отражает его демократические начала, символизирует прошлое, настоящее и будущее гагаузского народа, подтверждает исторические традиции равноправия, дружбы и солидарности всех граждан, проживающих в Гагаузии. (Флаг Гагаузии.) (Комратский государственный университет.)

(Филателист из Республики Ирландия Найл Мерфи обнаружил поддельные почтовые марки из Гагаузии.

Найл многие годы посвятил коллекционированию молдавских марок. В 2005 году появился его сайт MoldovaStamps, который сегодня по праву может считаться крупнейшим каталогом филателистической продукции Молдовы.

В интервью для Newsmaker.md Найл рассказал, как молдавские преступники обогащаются на коллекционерах.

На сайте MoldovaStamps есть и марки Гагаузии. Но их «можно отнести к фантастическим маркам стран, которых не существовало», сообщает новостной портал Gagauzinfo.MD.

«Это не почтовые марки, коллекционеры называют их «золушками от филателии». Например, печатаются марки от имени «Гагаузии» — для людей, которые плохо разбираются в географии, но рады купить красочную бумажку лишь потому, что там изображен Майкл Джексон. У меня на сайте встречаются марки «Гагаузии» с американскими поп-звездами и даже динозаврами», — сказал ирландец.

Парень особливо подчеркнул, что эти почтовые марки цитата: «никакой ценности не представляют» и он включает их в каталог лишь затем, чтобы цитата: «предупредить настоящих коллекционеров о подделках».)

(АТО Гагаузия состоит из 4-х анклавов различного размера, три из которых имеют общую границу с Украиной. АТО находится в Буджакской степи, это часть южно-молдавской холмистой равнины, поверхность которой составляет чередование равнин и оврагов. Весь рельеф Гагаузии — это степи и небольшие возвышенности. Есть 4 пересыхающих в летний сезон реки, русла которых понижаются в южном направлении. Из-за того что запасы пресной воды в Гагаузии весьма ограничены, её степная территория характеризуется низким уровнем облесения, и, как следствие, наличием признаков сильной эрозии почвы. Также здесь весьма часты сильные и умеренные летние засухи (2003, 2007 годы.)

(В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения:

XIII век (1259—1320 годы) — период христианизации тюркоязычных предков гагаузов на Балканском полуострове, оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка, который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий, святой Илья, святитель Николай, святой Симеон, святой Наум или святитель Спиридон.

XIV век (1320—1347 годы) — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля (Karvunum Terra) находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна.

XIV век (1347—1400 годы) — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича (сына Балыка), а после него c 1386 года Иванко (сын Добрича). Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии.

XIV—XIX века (1400—1812 годы) — гагаузы внутри Османской империи, в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «провинция народа уз».

По статистике численности населения внутри Османской Империи, датируемой 1597 годом, в городе Варна проживали:

тюрки христиане — 582 дома,
тюрки мусульмане — 410 домов,
греки — 120 домов,
копты — 31 дом.

Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы.

В конце XVIII и начале XIX века, в связи с ослабеванием Османской империи, территория Балканского полуострова фактически впала в анархию. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы, терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии, часть крестьян, в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии.

Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно.

XIX—XX век (1812—1917) — эмигрировавшие гагаузы в Российской империи на территории Бессарабии.

XX век:

Январь 1906 года — в Бессарабии провозглашена независимая Комратская Республика, которая просуществовала 5 дней.
1918—1940 годы — гагаузы оказались на территории Румынии вследствие объединения Бессарабии с Румынией.
1940—1941 годы — СССР по пакту Риббентропа-Молотова отходит Бессарабия (вошла в Аккерманскую область, с 7 декабря 1940 года переименована в Измаильскую область) с частью компактно поживающего гагаузского населения.

В августе 1940 года из Молдавской АССР формируется Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР.) Большая часть гагаузов находилось на её территории

1941—1944 годы — период Второй мировой войны. Территория Бессарабии входила в состав Румынии.
1944 год — 1990 год — гагаузы в МССР.
19.08.1990 года — 23.12.1994 года — период непризнанной Республики Гагаузия.
с 23.12.1994 года — по настоящее время большинство гагаузов проживает на территории Автономного территориального образования Гагаузия внутри Молдовы. Меньшая часть гагаузов до сих пор проживает на территории современной Болгарии в районе Южной Добруджи, но молодое поколение разговаривает преимущественно на болгарском языке. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называет гагаузов отуреченными болгарами и отмечает, что «они э, но в дни храмовых праздников совершают курбаны — род языческих жертвоприношений»[7]. Описывая же этнический состав населения болгарского города Варны, ЭСБЭ сообщает:

Варна принадлежит к числу приморских городов Болгарии, в которых живёт много греков; последние составляют более ⅓ всего числа жителей города, причём к ним причисляют себя и так называемые гагаузы — потомки, как полагают, древних куманов, исповедующие православие, но говорящие на турецком языке.

После поражения Османской империи в войне с Россией 1877—1878 годов Болгария получила право административной автономии в составе Османской империи.

В 1871 году в болгарской газете «Отечество» (№ 85) Градешлиев пишет, что большая часть населения Варны составляют гагаузы.
В 1876 году Иречек пишет, что по всему району, прилегающему к Варне, количество дееспособных мужчин платящих налоги 21 359 человек, и большинство из них гагаузы.

Статистика населения гагаузов в Варне после 1878 года (статистика Градешлиева):

1880 год — 12 000 чел.
1905 год — 10 175 чел.
1910 год — 9329 чел.
1920 год — 3669 чел.

По переписи 1897 года в Бессарабской губернии гагаузы составляли 2,9 % населения.

В 1990 году в местах компактного проживания гагаузов на территории Бессарабии была провозглашена Республика Гагаузия, которая спустя четыре года мирно реинтегрировалась. 23 декабря 1994 года в составе Молдавии была образована автономия — Автономно-территориальное образование Гагаузия. Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский (центральный) и вулканештский (южный).

Были выявлены основные различия между центральным и южным диалектами. В области фонетики:

1. Степень употребляемости гласных переднего ряда ä и е.

В центральном диалекте гласный ä закономерно выступает в конечном открытом слоге имен и глагольных форм (например: gecä ‘ночь’) и в аффиксах под ударением после основ с гласными переднего ряда (köklär ‘корни’, evdän evä ‘из дома в дом’, gidän ‘уходящий’, gidärdi ‘он уходил’ и т. п.) В южном говоре гласному ä в указанных случаях соответствует гласный е (maale, gece, hergele / kökler, evden eve, giden, giderdi.)

2. Варианты личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. Bän [b’an] // sän [s’an] в центральном диалекте и ben // sen в южном диалекте.

3. Употребление долгих гласных ää и ее в конце слова. В комратско-чадырском диалекте употребляется долгая гласная ää, например: gezmää ‘ходить’, gülmää ‘смеяться’, gözçääz ‘глазок’, köpää ‘собака’ (дат.п., вин.п. в результате выпадения согласного k между гласными), a в вулкэнештском диалекте в этой же позиции — долгая гласная ее: gezmee, gülmee, gözçeez, köpee.

4. Степень влияния согласного у (йот) и аффрикаты с (дже) на предшествующие широкие гласные а и е.

В комратском и чадыр-лунгском говорах гласные а, е перед среднеязычным спирантом у (йот) и аффрикатой с (дже) сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо (Ср.: burdêim — burdayım ‘я здесь’, sobıêi — sobayı ‘печка’ (вин.п.), alıcek — alacak ‘он возьмет’, gidicek (gicek) — gidecek ‘он пойдет’ и т. п.

5. Выпадение конечного r в аффиксе множественного числа в южном говоре и его сохранение в центральном диалекте: Например: Kızla(r) topladıla(r) çiçek da ördüle(r) feneţ. ‘Девушки собрали цветы и сплели венок’.

6. Выпадение согласного h в начале слова.

Согласный h, звучащий в гагаузском языке как легкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратско-чадырском. Например: (h)ava ‘погода’, (h)ayvan ‘животное’, (h)asta ‘больной’ и т. п.

В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков.

В советский период развивалась и гагаузская культура. Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974 год), «Узун керван» (Длинный караван, 1985 год), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990 год) и многие — многие другие.

До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена письменность для гагаузского языка на основе русской графики. В настоящее время официально используется алфавит на основе латиницы. Дабы лучше воспринимать гагаузский язык на слух, можно посмотреть мультфильм «Зима в «Простоквашино» (https://www.youtube.com/watch?v=JYpHVKowJOs — данное видео было любезно озвучено и дублировано коллективом Гагаузского радио.)

(Гагаузская музыка в основном одноголосна, ей свойственно метроритмическое разнообразие. Широко распространены диатонические семиступенные лады с преобладанием натуральных мажора и минора, ангемитоника с переменной тоникой. В заключительных каденциях часто используется альтерация, что сближает некоторые гагаузские мелодии с молдавскими. Основные формы бытования: песенная музыка эпоса; танцевальная музыка, исполняемая как соло, так и ансамблем; инструментальные наигрыши и пьесы.

Вокальная музыка разделяется на две группы: «маани» (частушки) — четверостишия семидольного размера, диапазон мелодии — в пределах кварты, квинты; «тюркю» (песни), отличающиеся большим жанровым разнообразием (лирические, эпические, лирико-бытовые, свадебные, баллады, плачи, сиротские и т. д.), их мелодии нередко являются вариантами напевов, известных в фольклоре народов Балканского полуострова; нередко в основе их ладовой структуры лежит пентатоника. Среди танцев — «Кадынджа», «Аар оюн», «Хору», «Фырли кундак»; среди обрядовых мелодий — «Гелин хавасы» (мелодия невесты), «Ааламак хавасы» (плач), (и целый ряд других мелодий, посвящённых обряду невесты.)

В инструментарий входят: струнные — скрипки, кауш (трёхструнный смычковый); духовые — свирель, кавал, гайда (вид волынки); различные виды самозвучащих. Со второй половины XX века широко применяется гармонь, которая оказывает большое влияние на дальнейшее развитие гагаузской музыки. С 1990-х годов используется синтезатор, широко применяются ударные. Поскольку гагаузы являются выходцами из Болгарии, в мелодиях самых ранних гагаузских песен использовались болгарские музыкальные мотивы. После переселения гагаузов в Бессарабию в музыке стали использоваться молдавские мотивы. Она стала более динамичной; появилось много веселых композиций специально для танцев, которые исполняются на свадьбах. В 1990-х годах на гагаузскую музыку оказала влияние поп-музыка, стали появляться музыкальные композиции в этом жанре. Со второй половины 2000-х годов производятся студийные записи новых песен на современный лад с опорой на музыкальные мотивы старых гагаузских песен с широким применением гармони. Текст первых гагаузских песен свидетельствовал о суровых семейных обычаях, которых придерживались гагаузы, основанных на обычаях мусульман. Так, в песне «Tudorka» поётся о женском рабстве: «Тодор продаёт свою жену в рабство, чтобы выручить деньги на прокормление своих детей». В книге болгарского исследователя Александра Манова «Происхождение гагаузов» (1938) приведено около десяти народных песен гагаузов Болгарии, содержание которых свидетельствует о том, что они были заимствованы у турок, поскольку в них содержится не характерное для гагаузов отрицательное отношение к другим христианским народам. В книге польского учёного Владимира Зайончковского «Язык и фольклор гагаузов из Болгарии» (1966) приведено более 80 песен с различными сюжетами, в основном лирические. Анализ содержания, формы и лексики также свидетельствует о значительном турецком влиянии.

В последующем в песнях отражались различные стороны семейной жизни людей: вопросы регламентации брака и семейных отношений, система субординации в семье, положение женщины, вопросы нравственности, имущественные вопросы (раздел наследства). В текстах лирических песен, как, например, в «Uzun kavak vardan», акцент сменился на крымские горы, запах роз и мучения. Отражается круг вопросов, связанных с семейной обрядностью, например: выбор возлюбленного, сватовство, возраст вступления в брак, роль родителей при выборе брачного партнёра, нормы морали и поведения молодёжи предбрачного возраста. Наиболее распространёнными являются песни с сюжетом о свекрови-клеветнице («Petrana», «İvançu», «Tudorka» и др.) Также широко распространён сюжет о сестре-отравительнице, решившейся на отчаянный поступок из-за отказа брата выдать её замуж за любимого. После окончания Великой Отечественной войны, Голода 1946—1947 годов и мобилизации в трудовые армии 1942—1946 годов, которые коснулись гагаузов, в народном творчестве появилось много лирических песен с воспоминаниями о пережитом (например, «Kaldırma türküsü».) Для гагаузского песенного фольклора характерен трилингвизм, куда входят некоторые песни на болгарском и молдавском языках. Позже под влиянием русского фольклора появились застольные песни и баллады на великом и могучем русском языке. Среди народных исполнителей гагаузских песен середины XX века: С. П. Лазарев, П. Д. Колса, Е. Н. Димова, М. М. Мечкарь. Первые образцы фольклора записал в начале XX в. В. А. Мошков. После установления советской власти в Бессарабии (в 1940 году) народные мелодии записывали Н. Г. Киоса, О. С. Тарасенко, Д. Гагауз, Н. Казанжи, М. М. Колса. Самодеятельный композитор — Д. Таносоглу, первый профессиональный композитор — М. М. Колса. Гагаузский фольклор использует в своих произведениях композитор и певец Н. Г. Киоса. В 1990-х годах песни переиздавали и исполняли ансамбли «Виктория», Kristal, Kazayak. С начала 2000-х годов появились солирующие певцы, например: Пётр Петкович, Людмила Тукан, Виталий Манжул, Ольга Семеновна Домущу (1959- 2007 годы.)

(Гагаузы в национальной одежде. В конце XIX века гагаузские женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок (чемьберь) поверх тонкого белого платочка (мода.) В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет (лифт.) Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс (кушак), шляпа — летом, каракулевая меховая шапка (калпак) — зимой. У пастухов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины (мешин) мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины (кюрк), иногда декорированная красной или зелёной строчкой.)

(Национальная еда гагаузов. Важное место в их питании занимал хлеб, делавшийся из пресного и дрожжевого теста. Хлебные лепёшки считаются одним из древних хлебных продуктов. Из квашеного теста изготовляли пирожки (karmyarik), внутри которых находилась брынза, капуста, творог, обжаренные в масле. Также были популярны слоёные пироги из пресного теста с начинкой из брынзы и творога (pidä/pide, kivirma, plaçinta, kirdä.)

Из мясных блюд выделяется kaurma — обжаренное мясо баранины или свинины с потрохами, приправленное укропом, петрушкой и другими травами. Из свиных или куриных голов и ножек варился холодец paça (пача.) Под общим названием manca (манджа) известны соусы с различными основами — луковый соус, соус со щавелем, соус со сливками, соус из яиц с брынзой, и другие.) (Для гагаузов Молдавии было долгое время характерно преобладание моноэтничных браков: из 100 браков, заключенных в 1970 году, моноэтничными были 73, а из 100 браков, заключенных в 2003 году такими являлись 77. В 2003 году гагаузские мужчины Молдавии чаще вступали в брак с женщинами своей национальности (78 %), реже с молдаванками (9 %), болгарками (5 %), русскими (4 %) и украинками (3 %.) Для прекрасных гагаузских женщин Молдавии в 2003 году эти показатели составили соответственно: 75 %, 8 %, 5 %, 4 % и 5 %. Для гагаузов Кишинева характерны, напротив, преимущественно национально-смешанные браки, на которые в 2000 году пришлось 97 % всех браков гагаузов обоего пола.) (А это — очень старая гагаузская традиция: устанавливать распятия на дорогах. Сейчас, говорят, их устанавливают удачливые гастабайтеры. Приезжают домой, заказывают такое вот крашеное жестяное распятие, а потом едут обратно — в Турцию, Россию или в Западную Европу — зарабатывать. Вообще же, предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, были тенгрианами (обозначение доисламской и добуддистской религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, в которой присутствует культ Тенгри — обожествлённого неба, а также одного из современных направлений в неоязычестве, поддерживаемое такими деятелями фолк-хистори как Мурад Аджиев (с 1994 года публикуется под псевдонимом Мурад Аджи; 9 декабря 1944, Москва — 7 марта 2018, там же.) В казахской литературе (С. Акатай) принят термин «тенгризм».) Христианизация (греческое православие) части балканских тюрок шла медленно и болезненно. До переселения в Бессарабию, гагаузы на Балканах придерживались болгарской и греческой православной церкви. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов из территории южной Добруджи на территорию Бессарабии, гагаузы на новой территории вместе с остальными переселенцами перешли в лоно русской православной церкви. Большинство гагаузов Молдавии в настоящее время исповедует православие. Также широко распространены протестантские общины: баптисты и пятидесятники. Другая часть гагаузов исповедует ислам суннитского толка.) (Центральный парк Комрата, православный собор Святого Иоанна Предтечи.)

(Официальный флаг города Комрат.)  (Официальный герб Комрата.) (Самый первый комратский герб.) (Центральный парк Комрата, фонтан.) (Многоквартирный жилой дом в Комрате.) (Комратская гостиница «Алтын палас».) (Торговый центр «Комрат-Сити».) (Центральная площадь Комрата.)  (Дом культуры в Комрате.)

Вот и всё. Редактор номера журнала — Алихан.