Гимнопедии!

Опубликовано

Там где атомы янтаря отражают сами себя,

Там сарабанды смешиваются с Гимнопедиями….

(Контамина де Латура)

Немного необычное название моего блога, но и музыка, названная так, для конца 19 столетия также была необычна! Ее осуждали во времена её создания, но только сейчас она приобрела популярность.

Предлагаю вашему вниманию завораживающее слух произведение в современной обработке, написанное в 1888 году одним из самых парадоксальных французских композиторов..!

Gnossiennes (Гносиниана, или Гимнопедии) Эрик Сати

И немного про самого композитора!

Эрик Сати!

Родился в 1866 году. Он был практически ровесником Малера, Рахманинова, Рихарда Штрауса, однако, имя его стоит особняком в истории музыки.

Он не принадлежит ни к одному художественному течению и направлению. Тем не менее, его искусство сильнейшим образом повлияло на развитие путей музыки XX столетия, сначала во Франции, а потом и во всем мире.

В разные периоды творчества и с разной степенью интенсивности он явился первым урбанистом, дадаистом, кубистом, импрессионистом, экспрессионистом, наконец, одним из первых французских композиторов, использовавших двенадцатитоновые ряды.

И если в музыковедении принято отсчитывать начало нового музыкального столетия с 1910-х годов, то творчество Сати отодвигает эту черту на два десятилетия назад, к 1890-м годам.

Своим творчеством Сати пытался противостоять импрессионизму и вагнеризму. Известно его высказывание: «Глупо защищать Вагнера только потому, что на него нападает Сен-Санс, нужно кричать: Долой Вагнера вместе с Сен-Сансом!» Главными установками композитора были ясность и простота, а его творческая судьба, напротив, была полна сложных метаморфоз и неразрешённых коллизий.

При жизни он стал «живой легендой». Дело в том, что Сати был невероятно эксцентричен. Все его действия были направлены в первую очередь на эпатаж. Его творчество, его стиль жизни и общения не оставляли никого равнодушным: одни видели в нем гения, другие — шарлатана. Современники относили Сати к группе так называемых композиторов — «фантазёров».  Помимо ярко выраженного музыкального таланта он был весьма провокационным литератором и парадоксальным писателем. Чего стоят одни названия его композиций или исполнительские ремарки в них! Иногда они вполне разумны и действительно являются указаниями для исполнителей. В других случаях – это абсолютно абсурдные строки. Например, у него есть пьеса «Траурный марш», где он просто берет II часть из Сонаты Шопена b-moll, транспонирует ее в другую тональность, немного упрощает, и как бы издеваясь, пишет: «Ну а сейчас вы услышите фрагмент из Мазурки Шуберта». Конечно, там нет никакой цитаты, поскольку Шуберт не писал мазурок вообще. В цикле «Жало медузы», состоящем, как ни странно, из семи обезьяньих танцев, мы читаем: «обезьяна грациозно танцует, потом входит в раж (или делает вид). Указание исполнителю: «сиди в тени и веди себя хорошо – обезьяна следит за тобой». Далее по сценарию Сати: «обезьяна думает о чем-то другом». Указание исполнителю: смейся, но так, чтобы никто не увидел».

Первым произведением Сати, ставшим заявкой на будущее, стал фортепианный триптих «Гимнопедии», который он сочинил в 1888 году после ухода из консерватории. Давайте зададимся вопросом: откуда взялось такое странное слово  — «гимнопедии»?

Существует огромное количество версий на этот счёт.

Одна из них гласит, что Гимнопедией назывался праздник в Древней Спарте, справлявшийся в июле на протяжении около десяти дней и состоявший в военной пляске, музыкальных и гимнастических упражнениях. Если мы взглянем на это слово с этимологической точки зрения, то увидим, что сложное слово из греческих корней «гимнопедия» (от hymnos — торжественное воспевание богов и героев, и paideia — воспитание) в итоге обозначает песни, которые пелись во время состязания юношей в силе и ловкости в древней Греции. Если собрать всё вместе, то перевод будет такой: «воспитание гимном».

Ещё одна версия названия произведения Сати  таится в стихотворении поэта Контамина де Латура, который был в то время довольно известен. Сати с ним дружил и вероятно был хорошо знаком с этим стихом.  В одном из стихотворений этого поэта есть такие строки:

Там где атомы янтаря отражают сами себя,

Там сарабанды смешиваются с Гимнопедиями….

Сам же Сати утверждал, что это название пришло к нему после чтения романа Флобера «Саламбо». С моей точки зрения «Гимнопедии» Сати могут быть признаны первой в мире «обстановочной музыкой», прародительницей современного стиля «лаунж».

Жизнь Эрика Сати была совсем непростой. Он дважды поступал в Парижскую консерваторию, и дважды же был отчислен за профнепригодность. Он поступил на службу в армию, но и там ему не понравилось.  Чтобы не служить в полку, Сати простоял с обнаженным туловищем несколько часов на морозе. Результат – бронхит и освобождение от службы.

Внешность его, как и поведение, отличалась крайней эксцентричностью. Среди его чудачеств – гардероб, состоявший из двенадцати совершенно одинаковых серых бархатных костюмов, и утверждение, что он употребляет в пищу продукты только белого цвета: соль, сахар, молотые кости, плесень на фруктах и белую рыбу без кожи. Сати часто менял свой облик, мог выйти в общество одетым, как бродяга, а на следующий день появится безупречным франтом. Вот как он сам себя описывал: «Я горю желанием дать вам мои приметы: волосы и брови темно-коричневые, глаза серые, кромка волос низкая, нос длинный, рот средних размеров, подбородок широкий, лицо овальное…»

Всю свою жизнь Сати испытывал финансовые затруднения. Живя среди бедноты парижского рабочего пригорода, посылая отчаянные письма о помощи самым близким друзьям, он из гордости не допускает их в свое нищенское жилище. Единственным более или менее постоянным местом работы композитора было знаменитое парижское кафе «Чёрный кот» («Le Chat Noir»), что находится на Монмартре. Утверждают, что это кабаре послужило моделью для теперь уже памятника культуры Серебряного века, петербургского артистического кафе «Бродячая собака», где собиралась вся богема того времени. В 80-х годах Сати аккомпанировал чтецам и актёрам (тогда были модны пантомимы), а то и просто наигрывал что-нибудь «для фона». И это очень важно. Сати рассматривал музыку не только как самостоятельное произведение искусства и способ самовыражения творца, но и отводил ей более скромную роль – говоря его же словами, «статической звуковой декорации», что-то вроде обоев или мебели (отсюда пошло и первое, предложенное им название для такого рода музыкального фона: «мебельная музыка»). Он писал, что «мебельная музыка» в ресторанах должна быть частью окружающих звуков, ее задача – смягчение клацаний ножей и вилок по тарелкам и заполнение неловких пауз, время от времени возникающих между людьми. Кстати, именно Эрика Сати можно считать и первым кинокомпозитором в истории человечества. Для фильма Рене Клера «Антракт» музыку написал именно Сати.

Будто рок преследовал этого гениального насмешника и возмутителя спокойствия первой четверти столетия. Он прожил большую часть своей жизни в неизвестности, его знали только те, кто ходил в кабаре «Чёрная кошка».

Среди творческой богемы Сати был аутсайдером. Однако  в 1911 году (композитору уже исполнилось на тот момент 45 лет) жизнь Сати начала меняться в лучшую сторону. У него появились поклонники, среди которых были молодые композиторы Франсис Пуленк и Жорж Орик, но особую роль сыграло знакомство с Жаном Кокто – художником, писателем и драматургом. Они встретились в 1915 году. Кокто был настолько поражён странной и оригинальной личностью композитора, что посоветовал Дягилеву привлечь Сати к постановке балета «в новом духе». Вот что Кокто сам писал о композиторе: «Внешне Сати был похож на заурядного чиновника: бородка, пенсне, котелок и зонтик. Эгоист, фанатик, он не признавал ничего, кроме своей догмы, и рвал и метал, когда что-нибудь противоречило ей». Сам Кокто выступил в роли либреттиста балета «Парад», ставшего самым известным произведением Сати.

Идея балета принадлежала Жану Кокто (1889 — 1963) – лидеру и идеологу европейского авангарда начала XX века. Кокто увлекся «Русскими сезонами» Дягилева с первых дней их существования. Он рисовал афиши, писал статьи для программ русского балета. Для работы над «Парадом» он привлёк к проекту Пабло Пикассо (декорации и костюмы) и Леонида Мясина (хореография). Кокто вспоминал: «Я встретил Пикассо на бульваре Монпарнасс между «Ротондой» и «Куполь», пешеходов было мало. Я предложил ему приехать к Дягилеву для того, чтобы поработать над декорациями. Он согласился и приехал. В работе ему помогали итальянские футуристы». Премьера балета 18 мая 1917 года обернулась скандалом. Кстати специально для эпатажа Кокто и Сати добавили в партитуру балета необычные инструменты, такие как: пишущая машинка, пожарная сирена, револьвер, набор молочных бутылок. Еще в зале началась драка. Весьма уважаемый театральный критик написал разгромную рецензию, назвав Сати «антигармоничным, психованным композитором пишущих машинок и трещоток» (новаторский прием включения в звуковой ряд звука пишущей машинки тогда был принят в штыки). Гийом Аполлинер сочинил текст для программки (заодно запустив в ход новое слово: «сюрреализм»). Девизом постановки стали слова Аполлинера: «Новый дух» («L’Esprit Nouveau»). Написанный по личной просьбе Дягилева и Кокто, манифест искусства будущего проложил путь молодой музыке Франции.

Сати сочинял музыку так:

— писал один фрагмент приблизительно в 5-6 тактов, потом еще такой же, а потом присоединял одно к другому по принципу конструктора. Фрагменты могли быть в разных тональностях, в разных ритмах и даже разных стилях. Именно вследствие такого способа композиции получается такая пестрота стилей. Это в каком-то смысле начало полистилистики как осознанного композитором явления. В то же время Сати стал и прародителем минимализма, задолго до его появления на музыкальной арене.

Большой шум вызвала публикация цикла Сати под необычным названием «Три пьесы в форме Груши», где он в графическом рисунке сочинения угадывается груша. Сати был Аполлинером в музыке. Этот цикл был едкой насмешкой над изысканностью названий и ремарок в импрессионистских пьесах. В своём знаменитом «Вальсе-фуге» Сати объединяет два, казалось бы, вообще несовместимых жанра – легкий салонный вальс и вполне академическую фугу.

Композиторское мышление Сати было нетрадиционным, не клишированным. Сати, опережая будущее, еще в 1913 году написал: «Я родился слишком молодым — в слишком старые времена».

Новаторская музыка Сати привлекла к нему в 1920-м году горстку молодых композиторов, которые собрались в знаменитую «Шестёрку», а Сати стал для них крёстным отцом. Их объединяла любовь к мюзик-холлу, рэгтайму и джазу, приправленная гремучей смесью антивоенного и анархистского духа дадаизма. В «Шестёрку» входили: Луи Дюрей, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк и Жермена Тайфер.

Как когда-то Морис Равель открыл широкой публике композитора Эрика Сати в 1911 году, так и Джон Кейдж во второй половине XX века стал проводником идей Сати. Его музыку Кейдж любил с раннего возраста. Без преувеличения можно сказать, что своим возрождением Сати обязан именно этому американскому композитору. Джон Кейдж считал Сати предшественником всех значимых модернистских течений в искусстве – дадаизма,  сюрреализма, модернизма и даже поп-арта в духе Энди Уорхола и самого Кэйджа. Он назначил Сати в отцы всего современного искусства.

Французский маэстро действительно был знаком с Тристаном Тцара, который основал дадаизм. Он даже писал для дадаистических сборников литературные экзерсисы и принимал участие в спектаклях, вечерах, манифестациях дада, которые проводились, начиная с 1916 года.

Увлечение музыкой Сати началось у Кэйджа, когда он обнаружил пьесу «Vexation», что в переводе означает «горечь обиды», «неприятности», «притеснение», «досада». Пьеса эта при жизни Сати никогда не исполнялась. Она состоит из трёх музыкальных фраз. Главное, что так поразило в этом произведении Кэйдж, было то, что на рукописи было написано рукой Сати: «Исполнять подряд 840 раз». Наконец, в 1963 году Кейдж выступил организатором исполнения этого произведения Сати, длившегося почти восемнадцать часов сорок минут, с участием сменявших друг друга двенадцати пианистов.  Среди действующих лиц были: сам Джон Кейдж, Льюис Ллойд, Дэвид Тюдор, Филипп Корнер, Виола Фарбер, Кристиан Вульф, Роберт Вуд, Макрэй Кук, Джон Кэйл, Дэвид дель Тредичи, Говард Клайн. За вход на этот марафон взималась плата: пять долларов. Слушателям выдавались часы, и чем дольше они проводили время за слушанием произведения Сати, тем больше денег им возвращалось. С тех пор «Vexation» исполнялась неоднократно.

Своеобразие музыки Сати, его новаторские приёмы повлияли на многих композиторов. В итоге, помимо того, что многие его работы фактически подготовили почву для возникновения эмбиента, сам Сати был предшественником таких творческих движений, как минимализм, «музыка повторений» и «Театр абсурда».

Кому понравился этот необычный стиль, предлагаю послушать Trois Gnossiennes (Гимнопедия) еще в джазовой обработке (тоже зачаровывает)

И, наконец, для тех, кто любит слушать классическое исполнение, Гимнопедия первая часть в оркестровом варианте. Так же звучит чудесно!

Может быть сегодня многовато текста, но, на мой взгляд, здесь все прекрасно, и музыка, и сама история жизни композитора!

Хорошего прослушивания!

  • МaŘυşﻻa

    Привет, Викуша! Очень интересный блог получился у тебя. Я никогда раньше не слышала ни о Сати, ни о гимнопедии. Когда только увидела заголовок, то мне он сразу послышался неблагозвучным…) Первая часть сразу же зазвучала в моих ушах по украински… (ты меня поняла) А вторая со словом «педик» ассоциируется. ) Когда уже прочла текст, то все прошло и мне стало интересно очень… Личность Сати очень противоречивая! И необычная. Я бы назвала его настоящим творческим человеком и бунтарем! Ему хотелось новизны и противоречить всему и всем!)) Я могу его понять… Даже в подборе гардероба это выражалось у него. Я сама поэтому часто меняю стили одежды, мне скучно быть одинаковой….) Странно в нем уживались и «попрошайка» и гордец. Тем не менее он мне симпатичен, я бы хотела дружить с такой интересной личностью.)

    Послушала ролики с музыкой… Первый мне понравился, очень ненавязчивая и легкая музыка… ) Второй совершенно не смогла слушать, не легло мне на душу…) Третий в оркестровом варианте тоже вполне можно слушать, по настроению…)
    В общем, все это имеет место быть в музыкальном жанре.

    Спасибо тебе за столь необычную историю жизни такой незаурядной личности, как Сати. Он Бунтарь и Личность.)) Он мне понятен… ))

    • Vika

      Привет, Марусик!)) Я подозревала, что название будет несколько неверно истолковано, но решила его оставить. Я тоже в некотором роде бунтарь!)))) Такие уж мы, часто не можем верно воспринять новую информацию из-за своих каких-то предрассудков и предубеждений! )
      А мне джазовый вариант понравился. Мне кается эта мелодия так же Максу должна понравится.)) Но, не уверена, пусть сам выскажется, если захочет)))

      • МaŘυşﻻa

        Привет, Викуша!) Ну так ты и сама все правильно понимаешь.)) Изменить слово не получится, оно уже используется по назначению.)

        Мне очень понравился блог! А этого Эрика я уже не забуду… Очень незаурядная личность!))

    • Владимир Крутов

      Привет, Маруся))
      Тебе то чего придираться к названию)) Первая половина слова.. это то с кем ты долго дружила в Кафешке))
      Вторая, с кем кофе по утрам пила))))) Просто Викуся пыталась сгладить твои бесцельно прожитые годы.. грустной музыкой))))))

      • МaŘυşﻻa

        Привет, Вова!) Ну в Кафешке было много и приятных людей в свое время. И сейчас тоже.) Викуся мне ничего не сглаживает, я слушаю ту музыку, которая мне нравится.)

        • Владимир Крутов

          Я посмотрел…)) Сейчас Кафешка лучшая за последнее время..))
          Алкоголь уже точно не подают))) А я теперь по филармониям хожу..))
          Но Вы там не расслабляйтесь..)) Поляну держите наготове..)))
          Викуся, надеюсь, простит по старой дружбе, что громкую музыку слушаю у неё)))
          слух уже не тот)))
          Спокойной ночи, Маруся)))
          https://www.youtube.com/watch?v=gs4sDzgVKy8

          • МaŘυşﻻa

            В Кафешке столик накрытый тебя всегда ждет…)
            Спокойной ночи, Вова!)

          • МaŘυşﻻa

            Ну хоть музыку классную послушала перед сном.)) Спасибо, Вова!)

          • Владимир Крутов

            Да ты уже набрала до того.. как я поставил))))

          • МaŘυşﻻa

            Не выдумывай…)) Я слушала и набирала.))

          • Vika

            Да прямо уж))) «Не прощу»(с) )))) Разве можно не радоваться ветру)))))

          • Владимир Крутов

            Блин)) Я просто забыл дописать.. Не прощу и не забуду))))))

  • Владимир Крутов

    Привет, Викуся))
    Глубины души твоей, просто поражают)) Ты уже мне пробки выбила «рифами» (С) .)) Теперь, благодаря тебе, я подобрал музыку с которой попрощаюсь с этим миром..))) Полным бездушных особей, не способных понять простые истины))
    И только небольшой процент может оценить, а главное понять.. до чего всё вокруг прекрасно)) А самое главное, есть выбор во всём)) Можно уходить когда захочется и наоборот)))))
    Но, Иногда мы возвращаемся(С) ))) Викуся, набирайся сил и возвращайся в мир полный неожиданностей))
    Наверняка, ты еще не всех в нем видела..))) А там и я подойду..)) Скоро же Новый год)))))

    ДиСи ставить не буду, чтобы не разбудить сразу..))) Поставлю спокойную классическую .. как ты любишь..))
    https://www.youtube.com/watch?v=UBfsS1EGyWc

    • МaŘυşﻻa

      Да…. хорошо, когда есть выбор.) И хорошо, когда есть разные комнаты, где можно посидеть и музыку послушать…)

      • Владимир Крутов

        Истину глаголишь (С) )) И чем больше таких мест, тем тем приятней вид из окна))))

        • МaŘυşﻻa

          А мне никогда не надоедает мой вид из окна….)) Красивый он у меня… ))))

    • Vika

      Моцарта все знают, и его музыку. А вот Эрика Саити мало кто знает, но музыку его слышали многие)))
      Это его идея написания мебельной музыки, то есть фоновой музыки для кафе, магазинов и тд)))
      По крайней мере я расширила твой музыкальный кругозор!)))
      Привет, Вова!)))

      • Владимир Крутов

        Вот про магазины… это ты зря напомнила..)) В воскресенье дома сидела..)) А мы проиграли….
        Стыдно, Викуся.. должно быть )) Я же напоминал)))))

        • Vika

          Мне надо было посидеть дома. Сейчас писанины много. Так что претензии не ко мне)))))
          Надеюсь очень, что я скоро исправлюсь. У нас тут неподалеку открылся громадный торговый центр. Вот я мечтаю там потеряться на выходных. Ты скажи, когда важная игра, я именно тогда и пойду)))

          • Владимир Крутов

            Да мы столько не выиграем..)))) Если он большой))))))))

          • Vika

            Надо постараться, Вова)))) Уж хочется по магазину побродить подольше)))))

          • Владимир Крутов

            Первого баскет с Барселоной у них..)) Но играют поздно..)) Боюсь.. ради нашей победы тебе придется закрыться где-то.. и держаться до последнего))))))
            Надеюсь, в большом центре есть спокойные места где дам не тревожат))))))

          • Vika

            Договорились! Так и сделаем!)) Споки, Вова!)

  • МaŘυşﻻa

    Ну ладно, вы пообщайтесь, родственнички, а я пойду отдыхать.))
    До встречи, бунтари!))))

    https://www.youtube.com/watch?v=n2k37jFXeQU&list=RDn2k37jFXeQU&start_radio=1

    • Vika

      Спокушки, Марусик! Я тоже ухожу. Завтра с первой пары и до вечера… А потом надо дописать то, что я никак не могу дописать…

      • МaŘυşﻻa

        Споки, Викуша!) Допишешь… Я до сих пор не могу просто бланки заполнить и подпись поставить на документах.)) Завтра займусь этим… вечно отвлекаюсь на что то другое.)

  • Владимир Крутов

    Ну я пошел..))
    Вообще, есть музыка разная..)) Как и люди..) Но по настоящему запоминается не всё и все..))
    А только то, что хочется сьаянить и не раз)))
    Спокойной ночи, классический уголок.. )))
    https://www.youtube.com/watch?v=St6jyEFe5WM

    • МaŘυşﻻa

      Классно! Я помню, ты уже ставил этот ролик…)

      • Владимир Крутов

        Это не ролик))) Это гимн целому счастливому поколению людей))
        Которые жили в кайф..)) А не ждали… что там придумают в какой мир и кому куда идти..))
        Искренне завидую тому поколению.. )))
        Такой музыки уже не будет…))))

        • МaŘυşﻻa

          Жаль, что музыки такой не будет уже, это да….) А жить можно и сейчас в кайф…. Главное, понять, в чем он заключается.) Ведь у каждого свои кайфы…. )

          • Владимир Крутов

            Так сейчас у всех кайфы разные..)) Но при этом, они кайфуют под эту музыку)))
            Да и какие люди, такие и кайфы)) Тебе вообще его ловить рано, ты еще не всё покрасила и накрутила)) Пей Буратино)))))))))
            https://www.youtube.com/watch?v=Urk_lx9Fg4U

          • МaŘυşﻻa

            Нет у меня Буратино, я уже кефирчик выпила.))
            И спать отправилась.))

          • Владимир Крутов

            Ты его уже часа три пьешь)))) Маруся.. дело твоё)) Но за руль завтра не садись)))))
            Спокойной ночи)))

          • МaŘυşﻻa

            А он все никак не заканчивается… )))

            Споки, Вова!)) ( дубль два)

  • кострома

    Я смог прослушать классический вариант-и понравилось,и вполне понятно.
    В джазовой обработке не зашло совершенно.

    Но было интересно!
    Вика привет большой тебе!!!

    • МaŘυşﻻa

      Привет, Максик!) Вот мне тоже не зашло.) Не смогла даже прослушать.))

    • Vika

      Ну вот! Получается, только мне понравилось!))) То вы все не на той волне!))))) Ну и ладно))) Дело такое, личное))))
      Привет, Макс!))

  • кострома

    Не по теме.Свежее из моей подписки

    https://www.youtube.com/watch?v=RiFr6BFqtmg

  • Vika