Путешествия с Алиханом Пуэрто — Рико

Государство в Карибском море на острове Пуэрто-Рико из группы Больших Антильских островов и ряда примыкающих малых островов. Официальные языки — Испанский язык, Английский язык. Президент страны — Дональд Джон Трамп. Столица страны — город Сан-Хуан. В Пуэрто — Рико крутяк: Порта — Дель — Соль, Камуи Ривер Парк Киев, Плаза — Дель — Меркадо — де — Понсе, Ла Фортализа (Дворец в Сан — Хуане), Порта Кариб, Кросета дель Вигиа, США Кастан Хаус, Капитолий Пуэрто-Рико (Находится в столице Пуэрто-Рико. В нём проводит свои заседания законодательная ассамблея — легислатура Пуэрто-Рико, состоящая из Палаты Представителей и Сената Пуэрто-Рико), Кладбище Марии Магдалины в Сан — Хуане (Кладбище колониальной эпохи, расположенное в старой части города Сан-Хуан, Пуэрто-Рико. Это место последнего упокоения многих видных уроженцев и жителей Пуэрто-Рико. Строительство началось в 1863 году под эгидой Игнасио Маскаро. Кладбище находится за стенами форта Сан-Фелипе дель Морро крепости, одной из самых известных достопримечательностей острова. Средняя высота стены составляет 40 футов и шириной от 15 до 20 футов. Кладбище названо в честь Святой Марии Магдалины де Пацци. ) Интересный факт: В Пуэрто-Рико располагается река Камай — одна из самых больших подземных рек в мире. Ещё факт о Пуэрто — Рико: Уроженец острова Карлос Де Леон является первым боксёром, который дважды смог выиграть титул чемпиона мира в первом тяжёлом весе. Он также является единственным в истории профессионального бокса, четырёхкратный чемпион мира в первом тяжёлом весе. Космический факт: в Пуэрто — Рико расположена обсерватория Аресибо. Поверхность рефлектора состоит из 38 778 перфорированных алюминевых панелей, каждая размером около 1×2 м, поддерживаемых сетью стальных тросов. Эта конструкция прозрачна для солнечных лучей, она висит на высоте нескольких метров над землёй, под рефлектор можно войти и въехать на машине. На земле под рефлектором произрастает тенелюбивая растительность. Маленький урок истории: Когда испанские первооткрыватели под предводительством Колумба высадились на один из островов Западного полушария, они назвали его Сан-Хуан в честь Иоанна Крестителя. Административным центром острова вскоре стал населённый пункт Пуэрто-Рико («богатый порт»). Но после картографы перепутали названия острова и города, поэтому в настоящее время государство называется Пуэрто-Рико, а его столица — Сан-Хуан. История герба Пуэрто — Рико: он был дарован стране испанской монархией в 1511 г. и является старейшим в Новом Свете, так как Пуэрто-Рико стало первым государством Америки, получившим герб. В 1976 г. правительство страны приняло его повторно. Зелёный фон щита символизирует растительность острова. Факт о флаге Пуэрто — Рико: Современный флаг Пуэрто-Рико был создан в 1895 году на основе кубинского флага, с обратной заменой цвета треугольника и полос, и использовался как флаг пуэрто-риканской секции Кубинской революционной партии, боровшейся за освобождение от испанского господства Кубы и Пуэрто-Рико. Интересность: гос. Гимн Пуэрто — Рико носит название «Пуэрториканка». Современный текст гимна написан Мануэлем Фернандесом Хункосом в 1903 году. Музыка — Феликс Астол Артес.

Ну вот и все факты!!!!!!!!!!!!! Редактор номера журнала — Алихан.

(История почты и почтовых марок Пуэрто-Рико охватывает развитие почтовой связи в Пуэрто-Рико, начиная с совместного выпуска Пуэрто-Рико и Кубой почтовых марок в 1856 году, и включает период колониальной зависимости этого острова в Вест-Индии от Испании (до 1898 года) и период владения США (с 1898 года). Вслед за выпуском почтовых марок последовали почтовые карточки и телеграфные марки, на смену которым пришли почтовые марки США (с 1900 года), которые находятся в почтовом обращении на острове и сегодня, поскольку его территория обслуживается Почтовой службой США. История почты Пуэрто-Рико начинается в начале XIX века, когда остров находился во владении Испании. К огромнейшему сожалению, о том времени сведений практически не сохранилось из-за случившегося в здании островного главпочтамта в 1890 году пожара, уничтожившего все архивы, а также из-за того, что при эвакуации испанцев с острова в 1898 году были вывезены архивы за период с 1890 по 1898 год и также исчезли.

В 1889 году, во время испано-американской войны, США вторглись в Пуэрто-Рико и отобрали власть у испанцев. 15 марта 1899 года была создана самостоятельная почтовая служба под руководством США. Однако в соответствии с законом Форакера (Foraker Act) 1900 года почта Пуэрто-Рико перестала отдельным подчинённым США ведомством и влилась в почтовую систему США.

В настоящее время на острове в почтовом обращении находятся почтовые марки США. Первыми почтовыми марками Пуэрто-Рико были совместные выпуски с Кубой, но они, в целом, не были в обращении в Пуэрто-Рико до 1856 года. Первые собственные почтовые марки Пуэрто-Рико увидели свет в 1873 году. Они представляли собой марки Кубы с надпечаткой контрольной надписи (автографа) губернатора Пуэрто-Рико. Марки, аналогичные первому выпуску, выходили вплоть до 1876 года. В период 1877—1898 годов в почтовом обращении на острове были почтовые марки с названием испанской колонии и портретом короля. В 1893 году была издана коммеморативная марка в честь 400-летия прибытия Колумба в Пуэрто-Рико в 1493 году. В то время остров ещё был испанским владением. Это единственная пуэрто-риканская почтовая марка колониальной эпохи, на которой нет изображения испанского короля.

В целом на марках этого периода встречаются надписи на испанском языке: «Pto-Rico» и «Puerto-Rico» («Пуэрто-Рико»), «Correos» («Почта».) В 1898 году после американской оккупации на первых, временных выпусках делалась надпечатка «Habilitado» («Разрешено».)

В 1899 году на почтовых марках США были сделаны надпечатки англизированного названия «PORTO RICO» («Пуэрто-Рико»), а позднее, в 1900 году, — «PUERTO RICO».

Начиная с 1900 года на смену маркам с надпечаткой пришли регулярные почтовые марки США. Всего за период с 1873 по 1900 год было эмитировано 180 почтовых марок Пуэрто-Рико. В 1898 году для Пуэрто-Рико были выпущены военно-налоговые марки. В общей сложности было эмитировано 15 подобных марок, на которых присутствовала надпись «Impuesto de Guerra» («Военный налог».) Для Пуэрто-Рико были изданы три доплатных марки.

В период 1871—1881 годов для Пуэрто-Рико был эмитирован ряд телеграфных марок.

С 1882 года для оплаты телеграфных сборов использовались почтовые марки, которые обычно гасились проколом.

В 1886—1889 годах для муниципалитетов Пуэрто-Рико были выпущены несколько марок с надписью «TELEGRAFOS» («Телеграф») в рамках охвата телеграфной сетью новых населённых пунктов. Неясно, были ли это гербовые марки налога на телеграммы или оплаты сбора за отправку телеграфного сообщения, но известно не менее двадцати различных территорий, где были выпущены такие марки. После успешной высадки войск США в заливе Гуаника на оккупированной территории генералом Уилсоном, назначенным её губернатором, была учреждена почтовая служба. Для её нужд в августе — сентябре 1898 года в пуэрто-риканских городах Понсе и Гуаяма в почтовом обращении находились местные выпуски. Марки номиналом 5 центов были напечатаны вручную (в Понсе) и типографским способом (в Гуаяме).

Выпуск Понсе представляет собой оттиск ручного штампа фиолетового цвета, который наносился на конверты. Точное число таких провизориев неизвестно, но, возможно, не превышает ста. Текст на марке: «Postages 5 cts. Correos» («Почта» на английском и испанском языке и номинал).

Выпуск Гуаямы представляет собой беззубцовую марку. Известны 4 её разновидности. Текст на марке: исп. «Correos 5 cts. Goamo» («Почта 5 центов Гоамо»). Всего было выпущено около 500 штук. Почтовые карточки для Пуэрто-Рико были напечатаны в Испании и присланы в колонию в 1878 году.

Впервые в распоряжении жителей Пуэрто-Рико появились маркированные конверты после установления власти США.

Аналогично почтовым маркам на почтовых карточках и маркированных конвертах США также были сделаны надпечатки слов «PORTO RICO», а затем — «PUERTO RICO» («Пуэрто-Рико»). На верхнем фотоснимке — почтовая марка Пуэрто-Рико, 1896 год.)

(Прибытие Колумба в Пуэрто-Рико, испанский выпуск (1893 год.) (Телеграфные марки Пуэрто-Рико, выпуск 1872 года.) (Угловой квартблок гербовых марок Пуэрто-Рико, выпуск 1894—1895 годов.) (Знойные пуэрториканочки отличаются очень привлекательной внешностью. Это Вам с радостью подтвердит Ингрид Ривера / Ingrid Rivera (род.8 октября 1983 года в Лукильо, Пуэрто-Рико) — пуэрториканская королева красоты. Имеет титул «Мисс Пуэрто-Рико-2008», а также является бывшей «Мисс Мундо Пуэрто-Рико», которая получила звание «Мисс Карибского бассейна» («Miss World Caribbean 2005), заняв второе место на конкурсе «Мисс мира» в 2005 году. Ингрид участвовала в «Мисс Вселенная 2008», но не продвинулись дальше полуфинала. Ставь лайк, если сходишь с ума от Ингрид. Я уж точно обезумел.)

(Сборная Пуэрто-Рико по футболу — национальная футбольная сборная, представляющая Пуэрто-Рико на международных матчах по футболу.

Контролируется Федерацией пуэрто-риканского футбола.

Первый матч, в своей истории, сборная Пуэрто-Рико провела 12 ноября 1940 года против сборной Кубы, который закончился со счетом 1-1.

Первую победу сборная одержала в 1970 году над сборной Багамских островов, со счетом 3-0.

В 1972 году сборная Пуэрто-Рико также одержала победу в товарищеском матче над сборной Панамы, со счетом 1-0.

В 80-х и 90-х года сборной удалось одержать еще несколько побед над сборными Багамских островов, Доминиканской Республики и Мартиники.

В 1993 году сборная выступала в Карибском кубке. В турнире футболисты из Пуэрто-Рико установили рекорд, одержав 4 победы подряд, не пропустив при этом ни одного мяча.

Однако ФИФА турнир не был признан официальным, и все матчи носили характер товарищеских. В период с 1995 по 2007 года сборная Пуэрто-Рико не одержала ни одной победы, и лишь 4 раза смогла сыграть вничью. За этот период команда сильно опустилась в рейтинге ФИФА и к 2007 году занимала лишь 202 место.

В 2008 году сборной удалось обыграть одного из грандов карибского футбола, сборную Тринидада и Тобаго, а также впервые с 1994 года обыграли сборную Доминиканской Республики в первом раунде квалификационного турнира ЧМ-2010 КОНКАКАФ.

Во втором раунде сборная проиграла в первом матче сборной Гондураса со счетом 0-4, однако ответный матч закончился со счетом 2-2.

После окончания выступления команды в отборочном турнире, Федерация футбола Пуэрто-Рико объявило о том, что сборная примет участие в предстоящих Центральноамериканских и Карибских играх, а также в Карибском кубке в 2010 году.

Федерации футбола Пуэрто-Рико не удалось провести домашние Центральноамериканские и Карибские игры 2010 года из-за того, что состояние стадионов не отвечало требованиям КОНКАКАФ.

В связи с этим, турнир должен был проводиться в Венесуэле, однако впоследствии был и вовсе отменён.

15 августа 2010 года, команда провела товарищеский матч со сборной Испании, в котором уступила со счетом 1-2. Матч состоялся на стадионе Хуан Рамон Лобриэль Стадиум в Баямон, Пуэрто-Рико.) (Официальный герб сборной Пуэрто — Рико по футболу.) (Когда команда Христофора Колумба высадилась на остров, они дали ему название Сан-Хуан, в честь Иоанна Крестителя.

Административным центром стал город Пуэрто-Рико.

Однако впоследствии названия были перепутаны и теперь остров – Пуэрто-Рико, административный центр – Сан-Хуан.) (Побратимом Сан — Хуана — столицы Пуэрто — Рико, является российский город — курорт Ессентуки.)

(Образование в Пуэрто-Рико четырёхуровневое и включает в себя начальную, среднюю, старшую школы и высшее образование. Школа может быть как государственной, так и частной. Согласно опросу 2000 года, 60 % населения страны имеют аттестат об окончании старшей школы (аналог полного среднего образования в СНГ), а 18,3 % имеют как минимум степень бакалавра. Эти показатели стоят на шестом месте с конца по сравнению с основной территорией США, где средний национальный уровень составляет 80,4 % и 24,4 % соответственно.

По состоянию на 2002 год, уровень грамотности населения на острове составляет 94,1 %, причём уровень грамотности женской части населения несколько выше такового у мужчин.

Частные школы управляются различными негосударственными организациями, большей частью Римско-католической церковью. Двумя крупными государственными высшими образовательными учреждениями являются Университет Пуэрто-Рико (исп. Universidad de Puerto Rico) и Университет Сан-Хуан (исп. Colegio Universitario de San Juan). Крупными частными университетами на острове являются Университет Ана Г. Мендес (исп. Sistema Universitario Ana G. Méndez), Межамериканский университет (исп. Universidad Interamericana de Puerto Rico), Католический Университет (исп. Pontificia Universidad Católica de Puerto Rico) и Университет Святого Сердца (исп. Universidad del Sagrado Corazón).

Ежегодно примерно 100 000 учащихся посещают 1500 школ.

Министерство образования, имеющее в штате 45 тысяч учителей, является самым крупным работодателем на острове.

Федерация учителей Пуэрто-Рико (исп. Federación de Maestros de Puerto Rico) является самым большим профсоюзом, объединяющим всех постоянно работающих учителей в государственном секторе. На верхнем фотоснимке — главная башня университета Пуэрто-Рико в Рио Пьедрас.) (Порт Сан-Хуана — самый загруженный в Карибском море и один из самых загруженных во всем мире.)

(Спортсмены Пуэрто-Рико принимали участие в 16 летних Олимпийских играх. Дебютировали на Играх 1948 года в Лондоне. С тех пор пуэрториканцы принимали участие во всех летних Играх. Несмотря на то, что Пуэрто-Рико является зависимой от США территорией, они не полностью поддержали бойкот летних Игр 1980 года в Москве, и отправили на московскую Олимпиаду трёх боксёров. На зимних Олимпийских играх Пуэрто-Рико дебютировало в 1984 году на Олимпиаде в югославском Сараево (ныне столица Боснии и Герцеговины) и с тех пор принимало участие во всех зимних Играх до 2002 года, но пропустило Игры 2006, 2010 и 2014 годов.

За время выступления на Олимпийских играх пуэрториканцы завоевали 9 олимпийских медалей: 1 золотую, 2 серебряные и 6 бронзовых. Все медали были завоёваны на летних Олимпийских играх. В XX веке первые шесть медалей Пуэрто-Рико принесли боксёры. В 2012 году в Лондоне были выиграны первые в истории медали в лёгкой атлетике и борьбе. Первое золото и первую в истории медаль в соревнованиях женщин принесла своей стране теннисистка Моника Пуиг, сенсационно победившая на Играх 2016 года в Рио-де-Жанейро в одиночном разряде.

Национальный олимпийский комитет Пуэрто-Рико (его официальная эмблема представлена на верхнем фотоснимке) был образован в 1948 году и принят МОК в том же году.)

 (Моника Пуиг исп. Mónica Puig; родилась 27 сентября 1993 года в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико) — пуэрто-риканская профессиональная теннисистка; олимпийская чемпионка 2016 года в одиночном разряде; победительница двух турниров WTA в одиночном разряде; бывшая вторая ракетка мира в юниорском рейтинге; финалистка двух юниорских турниров Большого шлема в одиночном разряде (Открытый чемпионат Австралии и Открытый чемпионат Франции 2011 года, хотя я никак не пойму, почему такая Королева подалась в какой — то там жалкий теннис, ведь она могла выиграть титул «Мисс Вселенная»?) Моника — одна из двух детей Хосе и Астрид Пуигов. У неё есть брат Рики.

Пуэрториканкочка пришла в теннис в 6 лет. Любимое покрытие — хард. Первый матч в парном разряде за сборную Пуэрто-Рико в отборочном розыгрыше Кубка Федерации Пуиг сыграла уже в 2008 году в возрасте 14 лет. В апреле 2010 года она выиграла первый турнир из цикла ITF. В феврале 2011 года Моника выиграла 25-тысячник ITF в США. В апреле того же года она прошла через квалификацию в основную сетку турнира в Чарлстоне и таким образом дебютировала в WTA-туре. В начале мая пуэрториканка выиграла 25-тысячник ITF в Швейцарии, а в августе 10-тысячник в Мексике. Следующие победы к Пуиг пришли в октябре 2012 года. Сначала она выиграла 50-тысячник ITF в Жуэ-Ле-Туре, а затем смогла стать победительницей 100-тысячника в Пуатье, где переиграла в финале Елену Веснину. По итогам 2012 года 19-тилетняя теннисистка уже близко подобралась к первой сотне, заняв 127-ю строчку.

Весной 2013 года на грунтовом турнире в Оэйраше Пуиг впервые прошла в четвертьфинал соревнований WTA. Начав выступления с квалификации, она переиграла в первых двух раундах Юлию Гёргес и Франческу Скьявоне. Этот результат позволил Монике наконец-то попасть в Топ-100 мирового рейтинга. В мае пуэрториканка дебютировала в основной сетке на турнирах серии Большого шлема, сыграв на Открытом чемпионате Франции. Сходу ей удалось пройти в третий раунд и переиграть № 11 посева Надежду Петрову и Мэдисон Киз. Ещё лучше она выступила в июне на Уимблдонском турнире. В первом раунде она впервые обыграла теннисистку из Топ-10 — Сару Эррани (№ 5 в мире на тот момент). Выиграв затем ещё два матча, Моника прошла в стадию четвёртого раунда. Дебют на Открытом чемпионате США получился для неё не столь успешным — на старте она проиграла Алисе Клейбановой. В сентябре Пуиг прошла в четвертьфинал турнира в Гуанчжоу. Завершила сезон на 55-м месте рейтинга.

На Открытом чемпионате Австралии 2014 года Пуиг смогла выйти только во второй раунд. В апреле она впервые в сезоне добралась до четвертьфинала на турнире в Монтеррее. В мае пуэрториканка смогла завоевать свой первый титул WTA. Произошло это на грунтовом турнире в Страсбурге, который проходил за неделю до Ролан Гаррос. В финале Пуиг обыграла Сильвию Солер-Эспиносу из Испании со счетом 6-4, 6-3. Несмотря на этот успех, на Открытом чемпионате Франции Пуиг выбыла уже на старте, уступив Саманте Стосур. Также в первом раунде уже Мэдисон Киз она проиграла и на Уимблдонском турнире. Открытый чемпионат США завершился для Моники во втором раунде, где её обыграла Андреа Петкович. Осенью она один раз сыграла в четвертьфинале на турнире в Гуанчжоу. На Австралийском чемпионате 2015 года Пуиг, как и год назад, выбыла с турнира во втором раунде. В феврале она сыграла в полуфинале турнира в Паттайе и четвертьфинале в Акапулько. Следующий раз в 1/4 финала она прошла в апреле на турнире в Боготе. Оставшиеся в сезоне, три турнира Большого шлема закончились для пуэрториканки одинаково — поражением в первом раунде. Сезон 2015 года сложился для неё не самым лучшим образом и Пуиг к концу года опустилась на 92-ю строчку рейтинга.

2016 год для Моники сложился намного лучше чем предыдущий. Уже в январе она смогла выйти в финал турнира в Сиднее, начав свой путь к нему с трёх раундов квалификации. В общей сложности она выиграла семь матчей подряд на пути к решающему матчу, а в борьбе за титул не смогла обыграть россиянку Светлану Кузнецову (0-6, 2-6). На Открытом чемпионате Австралии Моника вышла в третий раунд. где уступила № 4 в мире Агнешке Радваньской. В апреле Пуиг достигла 1/4 финала турнира в Праге. На кортах Ролан Гаррос ей удалось пройти в третий раунд, где пуиг проиграла американке Мэдисон Киз. В июне она дважды вышла в полуфинал турниров на траве: сначала в Ноттингеме, а затем в Истборне. На Уимблдоне пуэрториканка в первом раунде проиграла Йоханне Конте. В начале августа она вышла в полуфинал турнира во Флорианополисе после чего отправилась на первую в своей карьере Олимпиаду. В Рио-де-Жанейро Пуиг сенсационно одержала победу в одиночном разряде на Олимпийском теннисном турнире. На момент начала Олимпиады Моника ни разу в карьере не входила в Топ-30 мирового рейтинга и выиграла всего один турнир WTA, Пуиг принесла Пуэрто-Рико первую в истории золотую олимпийскую медаль, а также стала первой в истории страны женщиной, выигравшей олимпийскую награду. В финале Пуиг обыграла одну из фавориток соревнований — вторую ракетку мира на тот момент полячку Анжелику Кербер. После триумфа на Олимпиаде Пуиг выступила на Открытом чемпионате США, но проиграла уже на старте. В сентябре она вышла в четвертьфинал турнира в Токио. В октябре до этой же стадии она добралась на турнире в Тяньцзине.

На Открытом чемпионате Австралии 2017 года Моника вылетела на стадии второго раунда. Лучшими результатами весенней стадии для нее стали выход в полуфинал в Дохе и четвертьфинал в Акапулько. На открытом чемпионате Франции, как и в Австралии, она выбыла во втором раунде, а на Уимблдоне и открытом чемпионате США — уже в первом.) (Моника на турнире в Пекине, 2014 год. Разве это хрупкое создание не прелестно?)

(La Borinqueña («Пуэрториканка») — национальный гимн Пуэрто-Рико. Автор современного текста — Мануэль Фернандес Хункос (1903 год). Автором музыки считается Феликс Астол Артес, хотя некоторые утверждают, что он лишь аранжировал мелодию «La Almojábana», сочинённую в 1860 году Франсиско Рамиресом.

В 1952 году была официально утверждена музыка, а в 1977 году — текст гимна:

La tierra de Borinquen
donde he nacido yo
es un jardín florido
de mágico primor.

Un cielo siempre nítido
le sirve de dosel.
Y dan arrullos plácidos
las olas a sus pies.

Cuando a sus playas llegó Colón;
exclamó lleno de admiración:
«¡Oh! ¡Oh! ¡Oh!
Esta es la linda tierra
que busco yo.»

Es Borinquen la hija,
la hija del mar y el sol,
Del mar y el sol,
Del mar y el sol,
Del mar y el sol,
Del mar y el sol.

Русский перевод:
Край Пуэрториканский,
где был я рождён,
цветущий сад
чарующей красоты.

Вечно ясное небо
словно навес.
И безмятежные колыбельные поют
волны у него в ногах.

Когда на его пляжи приплыл Колумб,
Он воскликнул с восторгом:
«Ох! Ох! Ох!
Этот прекрасны край
То, что я искал.»

Пуэрто-Рико — дочь,
Дочь моря и Солнца.
Моря и Солнца,
Моря и Солнца,
Моря и Солнца,
Моря и Солнца.)

(Римско-католическая церковь исторически доминирует среди религиозных общин Пуэрто — Рико, хотя с переходом под суверенитет США появились последователи различных протестантских общин. Протестантизм подвергался гонениям во времена испанского правления. Например, первая некатолическая англиканская Церковь Св. Троицы в Понсе зазвонила в свои колокола только в 1898 году, с высадкой американских войск на острове. Протестанты представлены пятидесятниками (в том числе движением Ассамблеи Бога), баптистами, методистами, адвентистами и др. Свидетелей Иеговы — 1,6 % населения на 2011 год (0,7 % — возвещатели).

Также имеется небольшая еврейская община в городе Сан-Хуан и в его окрестностях, представляющая все ветви иудаизма. В 2007 году было около 1462 мусульман на Пуэрто-Рико, что составляет около 0,2 % населения острова. Всего же имеется восемь мечетей, которые расположены по всему острову, большинство мусульман проживают в Рио-Пьедрас.

Благодаря нескольким сторонникам были вновь открыты религиозные обряды таино.)

(Таино (исп. Taíno) — собирательное обозначение ряда аравакских племён, населявших к моменту открытия Америки острова Гаити, Пуэрто-Рико, Куба, Ямайка, Багамские острова и ряд северных Малых Антильских островов до острова Гваделупа на юго-востоке. Среди них различаются классические таино на Гаити (кроме крайнего юго-запада), Пуэрто-Рико и востоке Кубы, западные таино в средней части Кубы, на крайнем юго-западе Гаити, на Ямайке и Багамских островах и восточные таино на северных Малых Антильских островах. Это обозначение было введено в обиход как этноним в XX веке. До этого в ходу были другие этнонимы, такие, как макори, сигуайи, лукайо, сибонеи и др. Открывший страну таино в 1492 году Христофор Колумб сначала полагал, что все жители этих островов говорят на одном и том же языке. Он писал: «На всех этих островах я не замечал большого разнообразия ни в облике людей, ни в их обычаях и языке. Напротив того — все они понимают друг друга…». Позже он сам понял, что это не так. Это известно из следующего исторического факта: Рамон Панэ, живший на острове Гаити в крепости Магдалена в провинции, населённой индейцами макори, получил от Колумба указание отправиться в другую провинцию, к касику Гуарионешу. При этом Колумб якобы сказал Панэ, что язык макори непонятен остальным индейцам острова, в то время как язык касика Гуарионеша понимался «по всей той земле». Так как Панэ знал только язык макори, то он отправился к Гуарионешу с индейцем-макори, знавшим оба местных языка. В работах Лас-Касаса можно найти неоднократные упоминания о трёх языках на Гаити. В его «Истории Индий» при описании первого плавания встречаются этнонимы «макори» и «сигуайи», которые употреблены после описания встречи испанцев с воинственными лучниками на северо-востоке Гаити. Язык этих индейцев отличался от «общего» языка индейцев острова, писал Лас-Касас. Из другой части «Истории» явствует, что были две провинции, называвшиеся Макори: одна — Нижнее Макори, где находилась провинция Магдалена, другая — Верхнее Макори, находившаяся в горах к северу от долины Вега-Реаль. На страницах «Апологетической истории» утверждается, что языки обитателей Верхнего и Нижнего Макори различались между собой и отличались от «общего» языка Гаити. У Лас-Касаса объяснено значение слова «макори» — «странный», «чужой», «варвар». И в самом деле, в аравакских языках частица «ма» означает отсутствие какого-то качества, а слово «кори» (с вариантами «кари», «кери», «хери» и пр.) в некоторых языках южноамериканских индейцев значит «человек, мужчина» (например, кечуа qhari «мужчина, мужской»). В этом случае «макори» действительно должно пониматься как «нечеловек» и «чужой человек». То, что на Гаити отмечено много топонимов и этнонимов «макори», может говорить, видимо, о том, что на острове было несколько групп индейцев, считавших одна другую чужаками. Если они и имели свои собственные названия, то они не сохранились, за исключением, возможно, одного случая — сигуайев.

Если большинство населения Гаити говорило на родственных языках или диалектах, связанных с аравакскими языками Южной Америки, как это было доказано Д. Бринтоном, то язык «немых» индейцев запада острова был совершенно непонятен соседям. Относился ли он к более далёким ветвям аравакской языковой семьи или к иной языковой семье, сказать невозможно, так как в источниках пока не найдено никаких следов словарного фонда этого языка.[2]

Ведущий научный сотрудник сектора Америки Института антропологии и этнографии РАН, специалист по индейцам Антильских островов доктор исторических наук Эдуард Григорьевич Александренков в своей книге «Индейцы Антильских островов до европейского завоевания» отмечает следующее:

«Следует сказать ещё об одном названии индейцев Гаити, широко распространённом в литературе об индейцах Антил. Речь идёт о таинах. В конце XV века слово „таино“ употреблялось индейцами не как этноним, а как социальный термин. Лишь в начале XX столетия и особенно после работ Харрингтона и Ловена таинами стали называть индейцев земледельцев Гаити периода завоевания этого острова испанцами и периода, непосредственно предшествующего завоеванию.» В 2008 году Э. Г. Александренков дал следующее пояснение относительно термина «таино»:

«Никогда не было индейского народа (или племени, как хотите) таино. Слово распространилось после того, как Свен Ловен назвал им одну из археологических культур на Больших Антилах, последнюю по времени до прихода европейцев. Когда-то это слово услышали испанцы от индейцев, когда те говорили „мы — хорошие“, в отличие, вероятно, от „плохих“-карибов, соседей с востока.»  Что касается Кубы, то уже после первого плавания Колумба вдоль южного берега острова стало известно, что в центральной и восточной областях живут индейцы, понимающие язык индейцев Багамских островов, а на западе говорят на непонятном для багамцев языке. Позже в источниках появляются названия групп коренного населения, обособленных по каким-либо признакам. Одно из них, гуанахатабибе или гуанахакабеи, можно отнести к той части Кубы, где обитали индейцы, речь которых не смог понять переводчик Колумба с Багам. Эта группа выделялась не только языком, но и образом жизни. В отличие от земледельцев центральных и восточных областей гуанахатабеи (как их сейчас называют учёные) жили только охотой и рыболовством и не строили хижин. Гуанахатабеи были представителями первой волны заселения Больших Антил, которых таино оттеснили на крайний запад Кубы, и к таино их не относят. По описаниям, гуанахатабеи Кубы очень напоминают «немых» индейцев запада Гаити, однако ныне запад Гаити включается в ареал расселения западных таино (см. выше). Кроме этих индейцев на Кубе называются сибонеи — жители средней части острова, также не относимые к таино, — и «индейцы садов» («Садами короля» и «Садами королевы» именовались два архипелага небольших островов — кайо — вблизи северного и южного берегов Кубы; в некоторых источниках эти группы называются кайо). В «Истории Индий» Лас-Касас говорит, кроме того, об индейцах, переселившихся на Кубу с Гаити. Раньше считалось, что мореплаватели таи́но родственны аравакам Южной Америки. Их язык относится к майпурским языкам, распространённым в Южной Америке и в Карибском море, входящим в состав аравакской языковой семьи. Багамские таино назывались юкайцами, или лукайо (тогда Багамы были известны под именем Лукайских островов).

Некоторые исследователи проводят различие между нео-таино Кубы, лукайо Багамских островов, Ямайки и в меньшей степени Гаити и кискейя (Quisqueya) (примерно территория Доминиканской Республики) и истинными таино Борикена (Boriquen) (Пуэрто-Рико). Они считают такое различение важным, поскольку нео-таино характеризуются бо́льшим культурным разнообразием и более значительной социальной и этнической неоднородностью по сравнению с первоначальными таино.

Во время прибытия Колумба в 1492 году на территории Эспаньолы было пять «королевств» или территорий, во главе каждой из которых стоял касик (вождь), которому платилась дань. Во время испанских завоеваний крупнейшие населённые пункты таино насчитывали до 3 тысяч человек и более.

Исторически таино были соседями и соперниками караибов, другой группы племён, ведущих своё происхождение из Южной Америки, которые в основном населяли Малые Антильские острова. Отношениям между этими двумя группами посвящено много исследований.

Утверждается, что таино вымерли в XVII веке от завезённых болезней и последствий принудительного включения в плантационную экономику, которую внедрила Испания в своих карибских колониях с последующим ввозом рабов из Африки. Утверждается, что имела место значительная метисация, а также что несколько индейских селений сохранились до XIX века на Кубе. Испанцы, которые первыми высадились на Багамских островах, Кубе и Эспаньоле в 1492 году, а затем на Пуэрто-Рико, не привезли с собой женщин. Они вступали в гражданский брак с женщинами таино. От этих браков рождались дети-метисы. Существует точка зрения, что таи́но попали на Карибские острова через Гайану и Венесуэлу на Тринидад, впоследствии распространившись на север и запад по всем Антильским островам около 1000 года до н. э., после миграции сибонеев. Однако последние открытия показали, что более точной гипотезой является их близость к древнему племени колья в Андах. Таи́но активно торговали с другими племенами Флориды и Центральной Америки, где у них иногда размещались форпосты, хотя постоянных поселений не было. Караибы последовали за таи́но на Антильские острова ок. 1000 года н. э., где они вытеснили и ассимилировали игнери, аравакский этнос Малых Антильских островов. Они так и не смогли закрепиться на Больших Антильских островах или на самом севере Малых Антильских островов.

Караибы ведут своё происхождение от населения южно-американского континента. Караибов иногда относят к аравакам, хотя языковое сходство могло сложиться в течение столетий тесных контактов между этими группами, как до переселения на Карибские острова, так и после этого (см. ниже). В любом случае, между араваками и караибами наблюдается достаточно различий в общественно-политической организации для отнесения их к разным народам. Знакомство европейцев с таи́но происходило поэтапно по мере колонизации ими бассейна Карибского моря.

Другие прибывающие в Южную Америку европейцы назвали тот же этнос араваками по аравакскому слову, обозначающему муку маниока (тапиоки), которая являлась основным продуктом питания этого этноса. Со временем этнос стали называть араваками (англ. Arawak), а язык — аравакским. Позднее выяснилось, что культура и язык, равно как и этническая принадлежность людей, известных как араваки и как таино, были одними и теми же, и зачастую среди них различали материковых таино или материковых араваков, живущих в Гайане и в Венесуэле, островных таино или островных араваков, населяющих Наветренные острова и просто таино, живущих на Больших Антильских островах и на Подветренных островах.

Длительное время путешественники, историки, лингвисты, антропологи использовали эти термины вперемешку. Словом таино порой обозначали только племена Больших Антильских островов, иногда к ним относили ещё племена Багамских островов, иногда — Подветренных островов или их всех вместе взятых, за исключением племён Пуэрто-Рико и Подветренных островов. К островным таино относили обитателей только Наветренных островов, только население северной части Карибского бассейна или жителей всех островов. В настоящее время современные историки, лингвисты и антропологи полагают, что термином «таино» следует обозначать все племена таино/араваков, кроме караибов. Ни антропологи, ни историки не считают караибов тем же этносом, хотя лингвисты по-прежнему спорят о том, не является ли караибский язык аравакским диалектом или креольским языком, или, возможно, отдельным языком, притом что в общении часто используется пиджин аравакский язык. Посередине типового поселения таино (юкайе́к) находилась ровная площадка (батей), где проходили общественные мероприятия: игры, празднования и публичные церемонии. Площадку окружали дома. Таино играли в церемониальную игру в мяч под названием «бату». В игре участвовали команды игроков (от 10 до 30 человек в каждой). Мяч изготавливался из литого каучука. Бату также служила для урегулирования конфликтов между общинами.

В обществе таино выделялись четыре основные группы:

набория (простые люди)
нитаино (младшие вожди)
бохики (священнослужители/врачеватели)
касики (вожди)

Часто основное население проживало в больших круглых хижинах (бохио), сооружённых из деревянных жердей, плетёных соломенных циновок и пальмовых листьев. В таких хижинах размещалось 10-15 семей. Касики со своими семьями жили в прямоугольных строениях (каней) аналогичной конструкции с деревянным крыльцом. Из мебели в доме находились гамаки из хлопка (хамака), пальмовые маты, деревянные стулья (дуйо) с плетёными сиденьями, помосты, детские колыбели. У некоторых племён таино практиковалась полигамия. У мужчин могло быть 2 или 3 жены, иногда у женщин было 2 или 3 мужа, а касики имели до 30 жён.

Таино в основном занимались земледелием, а также рыболовством и охотой. Распространённой причёской была чёлка спереди и длинные волосы сзади. Иногда они носили золотые украшения, раскрашивали себя, украшали себя раковинами. Иногда мужчины таино носили короткие юбки. Женщины таино носили юбки (нагуа) после замужествa.

Таино говорили на разновидности аравакского языка и использовали такие слова: барбакоа (барбекю), хамака (гамак), каноа (каноэ), табако (табак) и хуракан (ураган), которые вошли в испанский, английский и русский языки. Основу питания таино составляли овощи, мясо и рыба. На островах никогда не водилось много крупной дичи, в пищу шла мелкая живность: грызуны, летучие мыши, дождевые черви, черепахи, утки и другие птицы.

Общины таино, обитавшие вдали от берега, больше полагались на сельское хозяйство. Свои урожаи они возделывали на конуко, больших гребнях, которые уплотнялись листьями для предотвращения эрозии и засаживались разными видами растений. Это делалось для получения урожая в любых погодных условиях. Они использовали коа, раннюю разновидность мотыги, изготовляемую целиком из дерева. Одним из основных видов корнеплодных культур, возделываемых таино, был маниок, который они употребляли в пищу в виде лепёшек, похожих на мексиканские плоские маисовые лепёшки-тортильи. Таино также выращивали маис, кабачки, бобовые, капсикум, батат, ямс, арахис и табак. Таино широко применяли хлопок, пеньку и пальму для изготовления рыболовных сетей и верёвок. Их выдолбленные каноэ (каноа) имели разные размеры, и могли перевозить от 2 до 150 человек. Каноа среднего размера выдерживало около 15 — 20 человек. Таино пользовались луками и стрелами и иногда намазывали наконечники стрел разного вида ядами. Для рыбной ловли они применяли копья. В военных целях они применяли деревянные боевые дубинки (палицы), которые у них назывались «макана» (macana), были около трёх сантиметров толщиной и напоминали cocomacaque. Таино почитали все формы жизни и признавали важность благодарения, а также почитания предков и духов, которых они называли семи или земи. Сохранилось множество каменных изображений семи. Некоторые сталагмиты в дондонских пещерах обтёсаны в виде семи. Семи иногда имели облик жаб, черепах, змей, кайманов, а также различных абстрактных и человекоподобных лиц.

Некоторые из вырезанных семи включают небольшой столик или поднос, на который, как полагают, помещалась галлюциногенная смесь, так называемая кохоба, приготовляемая из бобов одного из видов дерева Анаденантера (Anadenanthera). Такие подносы были найдены вместе с украшенными орнаментом трубками для вдыхания через нос.

Во время некоторых обрядов таино вызывали рвоту с помощью глотательной палочки. Это делалось с целью очистки тела от нечистот, как буквального физического, так и символического духовного очищения. После ритуала поднесения хлеба вначале духам семи, затем касику, а затем и простым членам общины исполнялась эпическая песнь селения под аккомпанемент мараки и других музыкальных инструментов.

Устная традиция таино объясняет как солнце и луна вышли из пещер. В другой легенде повествуется, что люди когда-то жили в пещерах и выходили из них только по ночам, поскольку считалось, что Солнце их изменит. Происхождение океанов описывается в легенде о гигантском наводнении, которое случилось, когда отец убил своего сына (который собирался убить отца), а затем сложил его кости в бутыль из тыквы или калабаш. Тогда кости превратились в рыбу, бутыль сломалась и из неё излились все воды мира.

Высшее божество называлось «юкаху́» (Yucahú), что означает «белая юка» или «дух юки», так как юка служила основным источником пищи для таино, и в этом качестве почиталась.

Таино Кискейи (Доминиканская Республика) называли его «Юкаху́ Багуа Маороко́ти», что означает «Белый Юка, великий и могучий как море и горы». «Юкаху» также был невидимым духом неба, матерью которого была «Атабей» (Atabey), матерь богов и дух воды. Среди других имён этой богини — «Гуабансекс» (Guabancex), «Атабей» (Atabei), «Атабейра» (Atabeyra), «Атабекс» (Atabex) и «Гуимазоа» (Guimazoa). «Хурака́н» (Juracán) был злым божеством штормов, хотя некоторые историки утверждают, что это всего лишь слово на языке таино, обозначающее «шторм», а на самом деле богиней штормов была «Гуабансекс». Некоторые антропологи утверждают[кто?], что некоторые или даже все из ритуалов петво вуду (Petwo Voodoo) могут восходить к религии таино. Великий Христофор Колумб со своим экипажем, высадившиеся на Багамах 12 октября 1492 года, стали первыми европейцами, увидевшими народ таино. Именно Колумб назвал таино «индейцами», дав им название, которое со временем охватило все коренные народы западного полушария.

Идут дискуссии о численности таино, населявших Гаити, когда там высадился Колумб в 1492 году. Католический священник и историк того времени Бартоломе де Лас Касас писал (1561) в своей многотомной «Истории Индий»:

«На этом острове жило 60 тысяч человек, [когда я прибыл в 1508 году], включая индейцев; таким образом с 1494 по 1508 год более трёх миллионов человек погибло от войны, рабства и рудников. Кто в будущих поколениях поверит этому?»

Во время второго путешествия Колумба он начал требовать от таино на Гаити уплаты дани. Каждый взрослый таино старше 14 лет должен был отдать определённое количество золота. На раннем этапе конкисты в случае неуплаты дани ему либо причиняли увечье, либо казнили его. Позднее, опасаясь потерять рабочую силу, им приказали сдавать по 11 кг хлопка. Это опасение также привело к требованию отработки, называемой «encomienda». В рамках этой системы таино должны были работать на испанца-владельца земли большую часть года, что оставляло им мало времени на занятие делами своей общины. Первое вооружённое столкновение между европейцами и индейцами произошло 13 января 1493 года, когда люди Колумба хотели силой забрать с собой в Испанию в качестве трофеев нескольких сигуайев и их луки. Сигуайи кинулись на испанцев, и последние пустили в ход мечи и арбалеты и убили одного индейца и ранили в грудь другого.

В том же 1493 году, после отбытия Колумба, оставившего на северо-западном берегу острова Гаити форт Навидад (название, означающее «Рождество», было дано первой европейской колонии в Америке потому, что форт был основан 25 декабря 1492 года) с 39 вооружёнными испанцами, индейцы уничтожили форт и почти всех его защитников, а те из испанцев, кто избежал смерти от рук аборигенов, предпочли броситься в море и погибнуть в его пучине. По возвращении Колумба дружественный ему вождь провинции Марьен Гуаканагари рассказал ему, что форт уничтожили вождь провинции Магуана Каонабо и вождь провинции Сибао Маябанеш, потому что испанцы чинили насилие в отношении индейских женщин. Многие люди всё ещё заявляют о том, что являются потомками таино, особенно среди пуэрториканцев, как на самом острове, так и в материковой части США. Люди, заявляющие, что они являются потомками таино, активно пытаются добиться признания своего племени. Не так давно в этих целях был создан ряд организаций таино, таких, как «Объединённая конфедерация таино» (United Confederation of Taíno People) и «Племя хатибонику-таино из Борикена (Пуэрто-Рико)» (The Jatibonicù Taíno Tribal Nation of Boriken (Puerto Rico)). То, что некоторые считают движением за возрождение таино, можно рассматривать как неотъемлемую часть более широкого процесса возрождения национального самосознания и организации карибского коренного населения.

Также на Кубе, в восточных провинциях, более 1 тыс. человек сохранили до сегодняшнего дня физические признаки и элементы культуры своих предков таино. В 1979 году испаноязычное студенческое общество «Лямбда Сигма Ипсилон» (Lambda Sigma Upsilon, Latino Fraternity, Incorporated) сделало индейцев таино своим культурным символом. На верхнем фотоснимке — чудесные керамические изделия народа таино.)  (Церемониальный парк Таино.) (Детальная реконструкция деревни таино на Кубе.)

(Деревня таино в Церемониальном Центре Племён (Пуэрто — Рико.)

(В 1809 году, в момент, когда войска Наполеона I оккупировали большую часть Иберийского полуострова, и была в разгаре Первая испанская революция, собрание популистов из испанского города Кадис объявило Пуэрто-Рико заморской провинцией Испании с правом представительства при испанском дворе. Первый представитель острова в Кадисские кортесы Рамон Повер и Хиральт (исп. Ramón Power y Giralt) умер вскоре после прибытия в Испанию. С принятием Кадисской конституции в 1812 году, когда испанские территории были разделены на провинции, пуэрториканцам было даровано условное гражданство. 10 августа 1815 года в Испании был издан королевский декрет, поощрявший испанцев и других европейцев неиспанского происхождения, лояльных к испанской короне и Римско-католической церкви, поселяться на острове, что открыло Пуэрто-Рико путь к торговым отношениям с другими странами. Это было начало роста аграрной экономики острова, где сахар, табак и кофе стали основными продуктами экспорта. Остров начали заселять иммигранты из Германии, Корсики, Ирландии, Франции, Португалии и Канарских островов, спасавшиеся от тяжёлых экономических потрясений в Европе и привлекаемые возможностью свободного въезда на остров. Однако эти небольшие послабления и права были вскоре отменены. После свержения Наполеона I в Испанию вернулась абсолютная монархия, которая отменила Кадисскую конституцию и вернула Пуэрто-Рико статус колонии, символ безграничной власти испанской монархии.

25 июня 1835 года жена испанского короля Фердинанда VII Мария Кристина, будучи в этот момент регентшей Испании (1833—1840), отменила торговлю рабами в испанских колониях. В 1851 году губернатор острова Хуан де ла Песуэла Севальос (исп. Juan de la Pezuela Cevallos) основал на острове Королевскую академию изящных искусств, которая давала образование школьным учителям, разрабатывала методику преподавания, и устраивала литературные конкурсы, которые способствовали интеллектуальному и литературному развитию острова. В 1858 году Сэмюэл Морзе установил в городе Арройо (исп. Arroyo) первый на острове телеграфный аппарат.

Жизнь в Пуэрто-Рико во второй половине XIX века происходила на фоне борьбы за автономию. Перепись 1860 года показала, что население острова составило 583 308 человек. Из них 300 406 (51,5 %) человек составляло белое население, остальное принадлежало к другим расам. Из них подавляющее большинство (83,7 %) относилось к бедным слоям. Аграрное развитие острова тормозилось недостатком дорог, примитивностью орудий труда и стихийными бедствиями, такими как ураганы и засуха. Экономика также страдала от высоких тарифов и налогов, установленных испанской королевской властью. 23 сентября 1868 года в городе Ларес (исп. Lares) вспыхнуло восстание за независимость, известное как «El Grito de Lares», которое вскоре было быстро подавлено. Вожди этого восстания Рамон Эметерио Бетансес (исп. Ramón Emeterio Betances) и Сегундо Руис Белвис (исп. Segundo Ruiz Belvis) в современном Пуэрто-Рико считаются отцами пуэрто-риканской нации. Позднее возникло политическое движение за независимость под руководством Романа Бальдориоти де Кастро (исп. Román Baldorioty de Castro), а в конце века движение под руководством Луиса Муньоса Риверы (исп. Luis Muñoz Rivera). В 1897 году Муньос Ривера с соратниками выступили перед либеральным испанским правительством за предоставление автономии для Кубы и Пуэрто-Рико. В следующем, 1898 году, на короткий период было объявлено автономное правительство. Хартия автономии была подотчётна губернатору острова, назначаемому Испанией. Губернатор имел право аннулировать любое решение местной власти и участвовал в выборах парламента. 25 июля 1898 года во время испано-американской войны в Пуэрто-Рико вторглись американские войска, высадившись в муниципалитете Гуаника (исп. Guánica). В результате войны Испания была вынуждена уступить Пуэрто-Рико, а также Кубу, Филиппины и остров Гуам по Парижскому Договору 1898 года. Пуэрто-Рико вступил в XX век под военным управлением Соединённых Штатов, включая губернатора, назначаемого президентом США.  12 апреля 1900 года был принят «Акт Форакера», который установил, что на острове создается двухпалатный Конгресс (нижняя Палата представителей избиралась, а верхняя — Исполнительный совет — назначалась в составе 6 американцев и 5 пуэрториканцев.) Также были отменены пошлины на торговлю товарами между США и Пуэрто-Рико и ограничен максимальный размер частного землевладения 500 акрами. В 1917 году согласно Акту Джонса-Шэфрота (англ. Jones-Shafroth Act) жителям Пуэрто-Рико было предоставлено гражданство США, и этот статус действителен до сих пор. Начиная с Первой мировой войны, многие пуэрториканцы служат в армии США. Природные катаклизмы и период Великой депрессии ухудшили жизнь на острове. Некоторые политические деятели, такие как лидер пуэрто-риканской Националистической Партии Педро Альбису Кампос (исп. Pedro Albizu Campos), выступал за предоставление острову независимости. Впоследствии он был дважды арестован и посажен в тюрьму за подрывную деятельность против американской администрации на острове. Первый демократически избранный губернатор Пуэрто-Рико Луис Муньос Марин также вначале выступал за независимость территории, но, наблюдая серьёзный спад экономики, сопровождающийся ростом преступности и народным недовольством, выбрал статус ассоциированной территории как промежуточный этап на пути к независимости.

Во времена правления администраций Рузвельта — Трумена характер внутреннего управления территорией изменился в результате достижения компромисса между различными политическими силами. Кульминацией перемен стало назначение в 1946 году президентом Гарри Трумэном первого рождённого в Пуэрто-Рико губернатора Хесуса Т. Пиньеро (исп. Jesús Toribio Piñero Jiménez). В 1947 году американцы предоставили Пуэрто-Рико право самостоятельно выбирать губернатора. В 1948 году в результате демократических выборов на пост губернатора Пуэрто-Рико был избран Луис Муньос Марин, который оставался на этом посту 16 лет, до 1964 года.

С того времени большое количество иммигрантов с острова перебралось на основную территорию США в поисках лучшей жизни. Если в 1945 году в городе Нью-Йорке проживало порядка 13 000 пуэрториканцев, то к 1955 году их количество составляло уже около 700 000 человек, а к середине 1960-х их число перевалило за миллион.

1 ноября 1950 года пуэрто-риканские сепаратисты Гриселио Торресола (исп. Griselio Torresola) и Оскар Кольясо (исп. Oscar Collazo) совершили попытку покушения на президента Трумэна. Следствием этого происшествия стало согласие Трумэна на проведение референдума на острове по поводу собственной конституции Пуэрто-Рико. В результате одобренной конституции 25 июля 1952 года Пуэрто-Рико и получил свой нынешний статус ассоциированной территории. В 1950-е годы на острове наблюдался быстрый рост промышленного производства, что позволило преобразовать экономику Пуэрто-Рико из аграрной в промышленно развитую.

Начиная с 1960-х годов вновь поднимается движение за независимость Пуэрто-Рико, которое даже переходит в вооружённую борьбу под руководством Филиберто Охеды Риоса.

В настоящее время Пуэрто-Рико стал крупным туристическим центром с развитой фармацевтической и производственной структурой. Политический статус по-прежнему до конца не определён, в связи с чем в последние годы в стране проводятся различные плебисциты. На референдуме, проводившемся одновременно с президентскими выборами в США 6 ноября 2012 года, 54 % пуэрториканцев высказались за изменение отношений острова с США, почти 2/3, принявших участие в голосовании, поддержали идею вхождения в состав США в качестве 51-го штата.) (Королевский Декрет 1815 года, позволивший иностранцам селиться в Пуэрто-Рико.)

(Чего у пуэрториканцев никогда не отнять, так это — любовь к веселью. Для развлечения они придумывают массу интересностей, например — петушиные бои. Этот кровавый спорт на Пуэрто-Рико завезли испанцы. На острове бои известны с XVI века. Впервые официально они были признаны в апреле 1770 года. После вторжения на остров американцев в 1898 году бои были запрещены вплоть до августа 1933 года, после чего они были вновь официально разрешены и даже прославились как «джентльменский спорт», так как участникам требовалось лишь наблюдать за зрелищем и делать ставки.

В октябре 2010 года в Пуэрто-Рико власти проголосовали в защиту петушиных боев, считая их неотъемлемой частью традиций и культурного наследия острова. Более того, власти Пуэрто-Рико не только не запрещают, но и прилагают немалые усилия, чтобы петушиные бои не проводились подпольно, что неудивительно. Бои проходят в клубах, поддерживаемых государством. Выручка клубов острова составляет порядка 100 млн. долларов США в год. Правда, в последнее время все чаще владельцы птиц не хотят платить налоги и взносы и уходят в подполье. Клубы теряют доходы.

«Всего в этой индустрии задействовано около 100 тыс. человек. Кроме того, ежегодно около миллиона человек приходят посмотреть на петушиные бои», — рассказал Карлос Лопес, президент комиссии по петушиным боям на Пуэрто-Рико. Увы, число зрителей падает…».

«Этот год нанес нам смертельный удар. Все клубы петушиных боев на Пуэрто-Рико пустуют», — пожаловался Анхель Ортис (Angel Ortiz), владелец клуба Галлера Лас-Пальмас (Gallera Las Palmas) в городке Баямон (пригород Сан-Хуана). Всего на сегодняшний день на Пуэрто-Рико насчитывается 86 регулируемых государством клубов. В прошлые годы их число достигало 107.

Владельцы клубов настаивают на жесткой борьбе с организаторами подпольных турниров. Согласно местным законам, организаторам нелегальных боев грозит штраф в размере $ 5000 или срок до шести месяцев тюрьмы. Несмотря на жесткие меры, преступников практически не наказывают и подпольные бои процветают.
Эрнандес, разводчик бойцовых петухов, не удивляется сложившемуся положению дел. По его словам, разведение петухов – дорогое удовольствие. Владельцы боевых птиц не намерены платить дополнительные взносы и поборы, предпочитая подполье.

Владельцы платят клубу, где проходят бои, по 5$ за регистрацию каждой птицы, также 5$ за специальные шпоры, которые разрешается покупать только в клубе. Также клуб взимает процент с каждой сделанной ставки. Минимальная ставка колеблется в пределах 50$, средняя – 100$.

Эрнандес рассказал, что ежегодно вынужден тратить около $300 на каждую птицу. У него их около сорока. Он держит петухов на специальной диете, состоящей из меда, нута, плодов папайи. Кроме того, он периодически бреет нижнюю половину птичьих тел. Кожа загорает, придавая птицам более привлекательный, здоровый и боевой вид.

«Сначала местные власти яро боролись с подпольными клубами, но потом передумали. «Я решил оставить все как есть. Потому что нельзя изменить то, что стало традицией, культурой. Я уважаю петушиные бои», — рассказал сенатор Антонио Фас Альсамора.) 

(74-летний житель Нью-Джерси Джозеф Бадамс слыл крайне запасливым мужчиной. Американец долгое время вместе со своей супругой готовился к международному кризису и запасался на этот случай всем необходимым. Целых 45 лет подвал его дома заполнялся консервами и предметами, которые могут понадобиться для выживания: топливом, обогревателями, книгами по выживанию, туалетной бумагой и тому подобным. Однако прошли годы, умерла жена, а мировой кризис так и не наступил.

Джозеф уже начал беспокоиться, что всё нажитое непосильным трудом никогда не пригодится и пропадёт. А тут ещё и дом начали отбирать за долги. Банк выставил жилище бедного дедушки на продажу после того, как мужчина остался без работы и накопил круглую сумму по счетам за лечение. Дом, кстати, у Джозефа не простой. Его строили в том числе и как убежище на несколько семей с глубоким подвалом, способным выдержать даже ядерный удар, собственной прачечной и индивидуальным отоплением на керосине. Казалось бы, многолетний труд прошёл впустую, но тут Джозеф повстречал молодую пару, которые собирали гуманитарную помощь для Пуэрто-Рико. Остров недавно пострадал от сильнейшего урагана, тысячи человек остались без еды, воды и крыши над головой. И тогда американец решил отдать всё скопленное пострадавшему народу, пишет WP.

Для пуэрториканцев это стало настоящим чудом. Еды в подвале у Джозефа оказалось столько, что ей можно накормить весь остров. К пострадавшим от урагана отправились 80 бочек, забитых продовольствием, весом в 36 килограмм каждая. В них находились мешки с рисом, мукой, сахаром, сушёными бобами, блинами и шоколадными мишками, семенами и множеством других вещей, которые не портятся и просты в приготовлении. Настоящий мужик, Джозеф! Держи пять, тф супер — крут!)

Ну вот и все факты! Редактор номера журнала — Алихан.