Путешествия с Алиханом Гамбия

Государство — полуанклав в Западной Африке. Является самым маленьким государством в континентальной части Африки. На севере, востоке и юге граничит с Сенегалом, на западе имеет небольшую береговую линию Атлантического океана. 18 февраля 1965 года Гамбия получила независимость от Британской империи, до 2 октября 2013 года являлась членом Содружества наций. Официальный язык — Английский язык. Президент страны — Адама Бэрроу.  Столица страны — город Банжул. В Гамбии класс: Джеймс (Небольшой необитаемый островок на реке Гамбия, примерно в 30 км от впадения её в Атлантический океан), Коль­ца камней — мегалитов в Сенегамбии (Над могилами были обнаружены на границе Гамбии и Сенегала. Они возводились с VIII по XII века на месте захоронений более раннего времени. Каждое кольцо состоит из 8-14 столбов из латерита высотой 100-250 см. В общей сложности известно не менее 1000 таких каменных колец, им посвящён особый музей), Маккарти (Остров в Гамбии, на реке Гамбия. Расположен примерно в 272 км от устья реки. На острове расположен город Джанджабурех, являющимся вторым по величине городом в стране. Маккартни пользуется популярностью среди любителей дикой природы. Также на нём расположена крупнейшая в Гамбии тюрьма), Дог-Айленд (Остров в устье реки Гамбия в Западной Африке. Принадлежит Гамбии), Джанджанбуре (Город в Гамбии. Дата возникновения — 1832 г.) Гамбийская печалька: В стране всего два высших учебных заведения. Радостный факт для фермеров и сельчан :Климат Гамбии является одним из самых благоприятных в Западной Африке для ведения сельского хозяйства. Ещё одна сельскохозяйственная штука о Гамбии: Основной экспортный продукт республики — арахис. История гамбийского флага: Был принят 18 февраля 1965 года. Представляет собой полотнище с тремя горизонтальными полосами, средняя полоса окантована двумя узкими полосами. Оригинальная идея флага принадлежит художникам Гамбии, но дизайн был разработан в Лондонской Гербовой коллегии, Л. Томаси. Цветов всего три: средняя полоса окантована двумя узкими полосами. Верхняя полоса — красного цвета, средняя – синего, нижняя — зелёного. Синяя полоса уже остальных полос за счёт окантовки белого цвета, которая символизирует единство народа, мир и процветание. Красный цвет означает солнце на небе, синий цвет символизирует реку Гамбия, зелёный — землю страны. По другой версии: синий цвет – река Гамбия, зелёный цвет – экваториальные джунгли, красный цвет – красные почвы саванны. Отношение ширины флага к длине 2:3. Штука о гос. Гимне Гамбии: Гимн Гамбии For The Gambia Our Homeland был принят в 1965 году после обретения независимости страны. Автор слов — Вирджиния Джули Хоуи, композитор — Джереми Фредерик Хоуи. Гимн основан на традиционной песне мандинка Foday Kaba Dumbuya. История зарождения национального герба Гамбии: Он утверждён 18 ноября 1964 года. Факт о гос. Валюте Гамбии: Даласи – это официальное название денежной единицы Гамбии. Код GMD, в одном даласи содержится сто бутутов. Примичает даласи то, что на всех его купюрах находятся пернатые наравне с людьми, т.е на одной купюре расположены и птица, и человек. Например, на десяти даласи за 2001 год рядом с птицей расположен маленький гражданин Гамбии с широкой улыбкой. В обращении находятся банкноты номиналом в: 10, 25,1,5,50, а также — 100 даласи с различного рода модификациями (всего их около 20 разновидностей.) Вот и всё. Редактор  номера журнала — Алихан.(Государственный флаг Гамбии был принят 18 февраля 1965 года. Представляет собой полотнище с тремя горизонтальными полосами, средняя полоса окантована двумя узкими полосами.

Оригинальная идея флага принадлежит художникам Гамбии, но дизайн был разработан в Лондонской Гербовой коллегии, Л. Томаси.

Верхняя полоса — красного цвета, средняя — синего. Нижняя — зелёного. Синяя полоса уже остальных полос за счёт окантовки белого цвета, которая символизирует единство народа, мир и процветание.

Красный цвет означает солнце на небе, синий цвет символизирует реку Гамбия, зелёный — землю страны.

По другой версии: река Гамбия (синий цвет) протекающая между экваториальными джунглями (зелёный цвет) и красными почвами саванны (красный цвет.)

Пропорции ширины полос — 6:1:4:1:6. Отношение ширины флага к длине 2:3.) (Флаг Гамбии в 1889-1965 годах.)

(Гимн Гамбии For The Gambia Our Homeland был принят в 1965 году после обретения независимости страны.

Автор слов — Вирджиния Джули Хоуи, композитор — Джереми Фредерик Хоуи.

Гимн основан на традиционной песне мандинка Foday Kaba Dumbuya.

Слова гимна:

For The Gambia, our homeland
We strive and work and pray,
That all may live in unity,
Freedom and peace each day.
Let justice guide our actions
Towards the common good,
And join our diverse peoples
To prove man’s brotherhood.
We pledge our firm allegiance,
Our promise we renew;
Keep us, great God of nations,
To The Gambia ever true. h

ttps://www.youtube.com/watch?v=rEJg2xsbxaY — гимн Республики Гамбия в хорошем качестве.)

(Гамбия принимала участие в 7 летних Олимпийских играх. Дебют страны пришёлся на летние Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе. С тех пор она участвовала во всех летних играх. Всего на Олимпийских играх Гамбию представляли 22 мужчины и 6 женщин, принимавших участие в состязаниях по боксу, вольной борьбе и лёгкой атлетике. Самая крупная делегация представляла страну на первых для неё Олимпийских играх 1984 года (10 человек.)

В зимних Олимпийских играх представители Гамбии участия не принимали. Спортсмены Гамбии никогда не завоёвывали олимпийских медалей.

Олимпийский комитет Гамбии был создан в 1972 году, признан МОК в 1976 году.)

(Сборная Гамбии по футболу представляет Гамбию в международных матчах и турнирах по футболу. Управляющая организация — Футбольная ассоциация Гамбии. До 1965 года сборная выступала под названием «Британская Гамбия». Несмотря на своё довольно грозное прозвище — «Скорпионы», сборная Гамбии является одним из аутсайдеров африканского футбола. Гамбийцы ни разу не участвовали ни на ЧМ, ни на Кубке африканских наций.

Единственное достижение — участие в 2001 году в финале Кубка Амилькара Кабрала — одном из региональных турниров для стран Западной Африки. Сборная была близка к тому, чтобы попасть на чемпионат мира по футболу 2010 года и на Кубок африканских наций 2010 года, однако ей не хватило всего одного очка для того, чтобы потеснить Алжир.

В мае 2014 года сборной Гамбии было запрещено участвовать в Кубке африканских наций из-за постоянного завышения возраста своих игроков.)  (Официальный герб сборной Гамбии по футболу.)  (Футбольный стадион в Банжуле.)

(Гамбия разделена на один город и 5 округов (англ. Division) (в скобках административные центры):

Нижняя Река (англ. Lower River) (Манса-Конко)
Центральная Река (англ. Central River) (Янянбурех)
Северный Берег (англ. North Bank) (Кереван)
Верхняя Река (англ. Upper River) (Бассе-Санта-Су)
Западный район (англ. Western Division) (Брикама)
Банжул (англ. Banjul) — город.

Они в свою очередь разделены на 37 районов (англ. district), один из которых — Северный Комбо (Комбо Сент Мэри) является частью агломерации Большой Банжул.) (Вооруженные силы Гамбии состоят из 800 человек (оценка на март 2006 года), большая часть которых служит в двух пехотных батальонах. Военно-морской флот включает 70 человек и 3 катера (оценка на 2002 год.) Вооруженные силы Гамбии принимали участие в Июльском путче (29 — 30 июля 1981 года), Офицерском перевороте (22 июля 1994 года) и противостоянии с войсками ЭКОВАС ( Экономическое сообщество западноафриканских государств) в 2017 году, хотя в это время, по приказу генерала Усмана Баждира, большая часть армии сложила оружие и отказалась поддерживать режим Джамме. Затраты на вооружённые силы в 2003 году составили всего 0,5 % ВВП или 1 доллар США на душу населения.)

(Фи́ллис Уи́тли (англ. Phillis Wheatley; 8 мая 1753, Западная Африка — 5 декабря 1784, Бостон, США) — чернокожая поэтесса, стоявшая у истоков афроамериканской литературы. В юном возрасте Филлис была похищена в Африке и продана в рабство, однако хозяева способствовали её развитию, а опубликованные поэтические работы, в особенности сборник Poems on Various Subjects, Religious and Moral (1773) принесли ей известность и свободу. Будущая поэтесса родилась в 1753 году в Западной Африке, предположительно на территории сегодняшней Гамбии или Сенегала. Она была захвачена в рабство и отправлена через океан на корабле Phillis. 11 июля 1761 судно работорговцев вошло в гавань Бостона, и пленники оказались в руках дилера, Джона Эйвери, разместившего в газетах Boston Evening Post и Boston Gazette and Country Journal объявления о предстоящей продаже. Через некоторое время состоялся аукцион, и девочка попала во владение к бостонской семейной чете Уитли. Имя она получила по названию корабля, доставившего её в Америку. Джон Уитли, купивший Филлис, был богатым землевладельцем и коммерсантом, в Бостоне ему принадлежала одна из верфей, склад и судно London Packet. Его жене, Сюзанне, хотелось иметь при себе подругу, которая позаботилась бы о ней в старости.

Новый дом Филлис находился на пересечении King Street и Mackerel Line, в нескольких кварталах от административного центра всей провинции Массачуссетского залива. Помимо заданий по хозяйству девочка под руководством Марии, восемнадцатилетней дочери хозяев, стала овладевать английским языком, учить латынь, читать Библию. Позже Джон Уитли писал, что всего через 16 месяцев она говорила на незнакомом языке и «читала даже самые сложные места из священных писаний, к большому удивлению всех окружающих».

Филлис увлеклась поэзией, в частности, произведениями Александра Поупа. Первое известное её стихотворение было элегией: «На смерть преподобного доктора Сюэлла, в дни его болезни, 1765» (On the Death of the Rev. Dr. Sewell, when sick, 1765). Преподобный Джозеф Сюалл (Sewall), имя которого она написала с ошибкой, действительно был в те дни при смерти, однако позже пошёл на поправку и прожил ещё четыре года. Филлис также не менее четырёх раз переписывала эту элегию.Хозяева благоприятствовали поэтическим опытам Филлис.

21 декабря 1767 года в газете Newport Mercury впервые опубликована одна из работ Филлис, поэма «On Messrs. Hussey and Coffin». Юной поэтессе в это время было около 14 лет. В следующем году 15-летняя Филлис в стихах восхвалила короля Георга III («To the King’s Most Excellent Majesty») за отмену Акта о гербовом сборе (был принят английскими властями в 1765 году в отношении североамериканских колоний. Согласно данному документу, все торговые сделки, продажа газет, книг, брошюр, игральных карт и некоторых других товаров, а также оформление любых гражданских документов облагались штемпельным сбором в пользу короны.) 5 марта 1770 года неподалёку от дома Филлис на Кинг-стрит произошло кровавое столкновение колонистов с британскими солдатами, вошедшее в историю под названием «Бостонская резня». Вскоре после этого на страницах Boston Evening Post появилась поэма Филлис «О столкновении на Кинг-стрит вечером 5 марта 1770 года» («On the Affray in King — Street, on the Evening of the 5th of March, 1770»), в котором она прославляла четырёх павших бостонцев, в том числе афроамериканца Криспуса Аттукса. Однако об авторстве этой поэмы знали только друзья Филлис — оно было опубликовано анонимно. 30 сентября 1770 скончался известный английский проповедник Джордж Уайтфильд, многократно посещавший США и незадолго до этого читавший проповеди перед массами народа на улицах Бостона. Это событие потрясло Филлис, и она выразила свои чувства в элегии «На смерть преподобного Джорджа Уайтфильда» (On The Death Of Rev. Mr. George Whitefield), опубликованной 2 октября.

Элегия принесла Филлис Уитли известность сначала в северных штатах, чьи газеты одна за другим перепечатывали её текст, а затем и в Англии, после публикации в 1771 году в Лондоне. Сюзанна Уитли решила напечатать сборник поэзии Филлис и подала объявления в газеты, однако число откликнувшихся оказалось недостаточным, чтобы заинтересовать издателей. Многие выражали сомнения в том, что негритянка-рабыня способна к столь высокому умственному труду, каким является стихосложение. Джон Уитли решил развеять сомнения радикальным образом — он пригласил восемнадцать известных и влиятельных людей, чтобы те могли сами судить, поговорив с Филлис, насколько реален её талант. Среди них был и Джон Хэнкок, будущий президент Второго Континентального Конгресса, принявшего Декларацию Независимости. После длительной беседы с Филлис осенью 1772 года они поставили свои подписи под заявлением, утверждающим их твёрдую уверенность в её авторстве.

18 августа 1771 года Филлис была крещена в церкви Old South Meeting House, два года спустя послужившей местом сбора участников Бостонского чаепития. В этой же церкви в 1706 году был крещён Бенджамин Франклин. Несмотря на признание, американские издательства отказались печатать сборник работ Филлис. К счастью, лондонские друзья Сюзанны были готовы помочь — графиня Хантингдонская Селина Гастингс, методистка и противница рабства, дружившая с покойным Уайтфильдом, могла способствовать изданию сборника, при понятном условии исключения из него поэм, в которых упоминались сторонники независимости колоний. 8 мая 1773 года Филлис взошла на борт корабля Уитли, London Packet, и отправилась к берегам Альбиона.

Чёрная рабыня-поэтесса привлекла внимание многих известных людей в Лондоне; даже Бенджамин Франклин, пытавшийся в те дни уладить всё ухудшающиеся отношения колоний с Короной, нанёс ей краткий визит. Более того, она была приглашена на аудиенцию к Георгу III. Однако внезапное сообщение о тяжёлой болезни Сюзанны заставило Филлис свернуть все планы и уже в конце июля устремиться в Бостон. В марте следующего года Сюзанна скончалась, успев узнать о выходе в печать сборника сочинений Филлис — первой в истории книги стихов, написанных человеком с чёрным цветом кожи на английском языке. Книга обрела широкую известность.

Джон Уитли, возможно, под влиянием общественного мнения, даровал Филлис Уитли свободу. Неясно, когда точно это произошло, но уже осенью 1773 года двадцатилетняя поэтесса сообщала об этом в письме своему другу Дэвиду Вустеру. Она продолжала жить в доме бывшего хозяина и пыталась обрести финансовую самостоятельность, однако продажа книг шла плохо, отчасти из-за того, что внимание жителей штатов было отвлечено надвигающимся конфликтом с метрополией. В 1776 году Филлис сочинила в честь Джорджа Вашингтона стихотворение To his Excellency General Washington и отослала текст самому главнокомандующему Континентальной Армией. Вашингтон поблагодарил её и пригласил встретиться. Историк Бенсон Джон Лоссинг упоминает о получасовой встрече поэтессы с Вашингтоном за несколько дней до эвакуации британцев из Бостона, однако он не приводит источников, а независимого подтверждения встрече нет; в любом случае, во всём массиве корреспонденции Вашингтона известно лишь одно письмо, адресованное рабу — письмо к Филлис Уитли. В 1778 году Филлис вышла замуж за афроамериканца Джона Питерса, свободного торговца бакалейными товарами. Вскоре после свадьбы бизнес Питерса пришёл в упадок, а бывший хозяин Филлис, Джон, скончался. С 1779 года Филлис безуспешно пыталась издать новую книгу, содержащую ещё не печатавшиеся тридцать три стихотворения и тринадцать писем. Следующие несколько лет принесли гибель двух детей, а муж то и дело покидал её. Филлис брала чёрную работу, устраивалась мойщицей полов в пансион, слабое здоровье и непривычка к изматывающему физическому труду угнетали её. Она всё меньше писала, известность её все более становилась предметом истории. 5 декабря 1784 года 31-летняя Филлис Уитли скончалась в одном из пансионов Бостона, вскоре за ней последовал недавно рождённый ребёнок. Мать и дитя похоронили в одной могиле, местоположение которой осталось неизвестным. Исчез и неизданный второй том стихов. Вышедший в 1773 году сборник стихов Филлис вызвал множество реакций современников, разнящихся как в оценке качества её поэзии, так и в оценке автора. Вольтер приводил её в качестве примера того, что и негры способны к стихосложению. С другой стороны, будущий президент США Томас Джефферсон писал в «Заметках о штате Виргиния», утверждая о видимом отсутствии творческого воображения у негров: «..и я полагаю, что редко кто из них способен проследить за умозаключениями Евклида и понять его мысль; а в воображении они бесцветны, безвкусны и аномальны.

Несчастья нередко порождают самые трогательные поэтические строфы. Бог свидетель, в жизни чёрных достаточно несчастий, однако поэзии нет. Любовь — особый источник поэтического жара. Их любовь, хотя и горяча, разжигает лишь чувства, но не воображение. Да, религии удалось произвести на свет Филлис Уатли (sic); но сотворить поэта ей оказалось не под силу. Композиции, опубликованные под этим именем, недостойны внимания критики.» В ответ на слова критиков и в особенности на слова Джефферсона последовали высказывания в защиту Филлис, в частности, от Сэмюэля Стэнхоупа Смита, президента Колледжа Нью-Джерси (ныне — Принстонский университет):

«Поэмы Филлис Уитли, бедной африканской рабыни, обученной грамоте благодаря снисходительному благочестию её хозяина, упоминаются с бесконечным презрением. Но я требую от мистера Джефферсона, да и от любого человека, знакомого с американскими плантаторами, ответить — скольким из этих рабовладельцев удалось сравняться в стихосложении с Филлис Уитли? » Чёрный поэт Юпитер Хэммон сочинил в честь Филлис поэму.

В наше время в Бостоне есть памятник Филлис, в честь неё также назван один из корпусов Бостонского филиала Массачусетского Университета. С 1919 года существует Ассоциация Филлис Уитли, помогающая молодым афроамериканцам. В начале XXI века было обнаружено дотоле неизвестное письмо Филлис Уитли, адресованное её другу, рабу Обуру Таннеру, и датированное 14 февраля 1776 года. Послание было продано на аукционе Swann Galleries за 253 тысячи долларов.

В её честь назван кратер Уитли на Венере.)    (Old South Meeting House, Бостон, место крещения Филлис Уитли.) ( «На мое прибытие из Африки в Америку», 1773 год, в переиздании 1814 года.)   (Английская графиня Селина Гастингс (1707—1791), способствовавшая изданию сборника поэзии Филлис Уитли.) (Могила Джона Уитли, даровавшего свободу Филлис. С 1778 года в жизни поэтессы началась чёрная полоса; она скончалась в возрасте 31 года через шесть лет после смерти бывшего хозяина.)

(Роспись Филлис Уитли, из письма к Обуру Таннеру, 1776 год.)(Традиционными музыкальными инструментами Гамбии являются балафон, кора и джембе. В плане музыкальных традиций страна очень близка с соседним Сенегалом. Гриоты (или джели), традиционные певцы мандинка, очень распространены в регионе. Район Брикамы является родиной некоторых всемирно известных исполнителей-гриотов таких, как Амаду Бансанг Джобарте и Фодай Муса Сусо. Последний основал в 1970-х годах в Нью-Йорке «Общество гриотов мандинго», принеся музыку манде на авангард-сцену Нью-Йорка в сотрудничестве с Биллом Ласуэллом, Филипом Глассом и «Kronos Quartet».

Гамбийская поп-музыка началась с появления в 1960-х годах групп «The Super Eagles» и «Guelewar», которые образовались как хип-хоп группы, исполняющие американскую, британскую и кубинскую музыку. «The Super Eagles» посетила Лондон, где исполняла музыку в стиле меренге и других поп-жанрах с использованием лирики волоф. После этого группа была расформирована в 1970 году и, вновь собравшись в 1973 году, стала исполнять «афро-мандинко блюз» под названием «Ifang Bondi». На верхнем фотоснимке — гамбийские барабанщики на фестивале.)

(Обучение в гамбийских начальных школах является бесплатным, но не обязательным и длится 6 лет. Средние школы состоят из двух ступеней, каждая из которых длится по 3 года. По данным 1996 года в начальных школах обучалось 70 % детей, в средних школах — 23 % детей соответствующего возраста. Затраты на образование в 1996 году составляли 21,2 % от всех расходов правительства страны. В 1999 году затраты на образование составили 4,8 % ВВП. Грамотность населения (от 15 лет и выше) в 2003 году составила 40,1 % (мужчины — 47,4 %, женщины — 33,1 %.) Высшее образование Гамбии представлено следующими высшими учебными заведениями:

Университет Гамбии открыл свои двери в марте 1999 года согласно Акту Национальной Ассамблеи Гамбии для того, чтобы создать возможность получения высшего образования внутри страны. Ведётся обучение на четырёх факультетах: медицины и здравоохранения, науки и сельского хозяйства, гуманитарных и социальных наук, экономики и менеджмента.
Колледж Гамбии состоит из четырёх школ: образования, сельского хозяйства, сестринского дела и здравоохранения.

Также в стране функционируют Институт технической подготовки Гамбии (GTTI), предлагающий двухлетние курсы по подготовке инженеров в областях механики, электричества, строительства и информационных технологий, и Институт развития менеджмента (MDI) при президенте страны, предоставляющий курсы по повышению квалификации менеджеров и параллельно выполняющий функции тренингового, исследовательского и консультационного органа. На верхнем фотоснимке — типичная гамбийская школа.)

(В Гамбии имеются больницы в Банжуле и Бансанге, а также клиника в Комбо-Сент-Мэри. Нормальными санитарными условиями обеспечены лишь 37 % населения, чистой питьевой водой — 62 % по данным на 2000 год. Около половины детей, к огромнейшему сожалению, умирают в возрасте до 5 лет, в основном из-за малярии и диареи. Широко распространены малярия, туберкулёз, трипаносомоз и шистосомоз (тропическое паразитарное заболевание, вызываемое кровяными сосальщиками (трематодами) из рода Schistosoma. Характеризуется дерматитом в период внедрения паразитов в кожу с последующим развитием лихорадки, интоксикации, уртикарной сыпи, спленомегалии, эозинофилии, поражения кишечника или мочеполовых органов. Клиническая картина при шистосомозе обусловлена, главным образом, развитием иммунноаллергической реакции на яйца паразитов.)   В 1999 году на 100 тыс. человек приходилось 260 зафиксированных случаев туберкулёза. Гамбия характеризуется высокой материнской смертностью — 1100 случаев смерти во время родов или беременности на 100 тыс. (статистические данные на 1998 год.) В стране 1 врач приходится на 12 977 жителей (всего 105 врачей), 1 больничная койка — 1199 жителей (всего 1140 коек) (данные на 2000 год.) Общие затраты на здравоохранение составляют 6,8 % от ВВП страны. Последние данные по иммунизации детей до одного года приходятся на 1990—1994 гг. и составляют: от туберкулёза — 98 %, от дифтерии, коклюша и столбняка — 90 %, от полиомиелита — 29 %, от кори — 87 %.

В конце 2001 года количество поражённых ВИЧ/СПИДом оценивалось в 8400 человек (включая 1,6 % взрослого населения), количество смертей от ВИЧ/СПИДа — 4000 человек. На фото выше — больница в Банжуле.)

(Ислам (в основном суннитского толка) исповедуют 90 % населения Гамбии. 12 декабря 2015 года экс — президент страны Яйя Джамме даже провозгласил Гамбию Исламской республикой, однако 29 января 2017 года новый президент Адама Бэрроу переименовал страну назад в Республику Гамбия, христианство — 9 %, традиционные верования — 1 % (анимализм, фетишизм, культ предков, сил природы и др.) (по данным на 2004 год.) Распространение ислама началось в XII—XIII веках. У части мусульман пользуется влиянием суфийский орден Тиджанийя. Христианство стало распространяться со второй половины XIX века, но католические храмы существовали на территории Гамбии уже в конце XV — середине XVII века. Насчитывается также небольшое число приверженцев религии бахаи. Католицизм в Гамбии или Римско-Католическая Церковь в Гамбии является частью всемирной Католической церкви. В Гамбии действует епархия Банжула, которая подчиняется непосредственно Святому Престолу, 56 приходов. Численность католиков в Гамбии составляет около 40 тысяч человек. Большинство католиков проживает в прибрежных районах страны и столице Банжул. Кафедральным собором епархии Банжула является церковь Успения Пресвятой Девы Марии. История присутствия Католической церкви в Гамбии тесно связана с колонизацией Западной Африки. В XV веке на побережье Западной Африки стали возникать португальские и испанские поселения, которые являлись перевалочными пунктами работорговли. В это же время на территорию нынешней Гамбия стали проникать первые католические миссионеры. В 1848 году в Гамбию прибыли священники из монашеской конгрегации Святого Духа.

Первые церковные структуры Католической церкви на территории Гамбии были образованы в 1931 году, когда здесь была учреждена миссия Sui iuris Гамбии, которая отделилась от Апостольского викариата Сенегамбии. Эта миссия непосредственно подчинялась Святому Престолу и управлялась священниками из монашеской конгрегации Святого Духа. В 1951 году миссия Sui iuris была преобразована в Апостольскую префектуру Батерста, которая в 1957 году стала епархией Батерста (с 1974 года — епархия Банжула), подчинявшаяся напрямую Святому Престолу.

В 1992 году Гамбию лично посетил Римский папа Иоанн Павел II. Нп верхнем фотоснимке — мечеть в Серекунде.) (Собор Успения Пресвятой Девы Марии (англ. Cathedral of Our Lady of the Assumption) — католическая церковь в городе Банжул (Гамбия); кафедральный собор епархии Банжула. Церковь Успения Пресвятой Девы Марии в Банжуле была построена в 1913—1916 годах. Первоначально храм был приходской церковью. В 1957 году, когда в Гамбии была образована католическая епархия Банжула, церковь Успения Пресвятой Девы Марии в Банжуле стала кафедральным собором епархии.) (Национальный музей Гамбии (The Gambia National Museum) находится в центральной части Банжула, столицы Гамбии, на улице Индепенденс драйв (Independence Drive) основан с целью собрания и сохранения артефактов, важных документов, касающихся культуры и истории страны, для будущих поколений и туристов. Большая часть экспонатов и образовательных программ ориентированы на то, чтобы показать какой вклад внесли местные жители в развитие культуры, искусства, религии, музыки. История возникновения музея уходит корнями к шестидесятым – семидесятым годам двадцатого века. В 1970 году, небольшая волонтерская организация, известная как «Друзья Национальной музейной ассоциации» (Friends of the National Museum Association) начали собирать разные экспонаты с целью создания нового музея. В 1971 году была организована первая временная выставка в зале местного суда. В конце концов, правительство и департамент управления музеями, пораженные энтузиазмом волонтеров, инициировали создание отдельного музея в 1983 году. 18 февраля 1985 года музей был впервые официально открыт для посетителей. Сейчас в Национальном музее Гамбии хранится довольно большая коллекция объектов материальной культуры: оружия, музыкальных инструментов, орудий труда, украшений и т.д. Здесь сберегается множество старинных книг, карт, фотографий и картин, имеющих историческую ценность. Кроме того, музей имеет в своем распоряжении более 5000 записей, пересказывающих истории о разных событиях, легенды и песни. Все, кто хочет больше узнать об истории страны, понять ее жителей, обязательно должны посетить этот великолепный музей. Он открыт для посещения ежедневно, кроме воскресенья. Здесь можно купить различные буклеты и фотографии, книги и постеры.)

(Музей рабства (Museum of Slavery) находится в городе Албреда (Albreda) на северном берегу реки Гамбия. До этого городка очень удобно добираться из столицы Банжула на лодке – такая поездка займет не более часа. Этот небольшой музей был открыт в 1996 году в старинном английском здании Маурела Фререса (Maurel Fréres), которое было построено в 1840-х годах. Музей открыли для того, чтобы люди никогда не забывали об ужасах рабства и чтобы рассказать его историю на территории Африки. Экспозиция музея представляет небольшую коллекцию предметов, которые связаны либо ассоциируются с рабством и рабским трудом: шейные, ручные и ножные кандалы, ошейники, бронзовые кольца и т.д. А так же свидетельства очевидцев, записанные в те далекие времена, повествующие об ужасных условиях содержания и перевозки рабов, о высокой смертности и болезнях среди них. Рядом с музеем расположен укрепленный перевалочный пункт, где рабов готовили к дальнейшей дороге через океан. Несмотря на очевидную важность и образовательную ценность такого музея, он довольно плохо укомплектован из-за явного недостатки фондов. Не так давно он был включен в список важных международных достопримечательностей ЮНЕСКО и есть надежда, что его финансирование будет увеличено за счет благотворителей.) (Этнографический музей в гамбийском Керр Батче вызывает огромный интерес у туристов. Он относится к основной достопримечательности города Банжула — столицы Гамбии. Музей был открыт был в 1982 году. Он располагает большим количеством этнографических коллекций, археологических находок и документов колониального периода. Здесь можно открыть для себя историю древнейшей цивилизации Гамбии. Многие из археологических находок охватывают историю страны еще с эпохи палеолита. В музее вы сможете увидеть старинные изделия из камня, местную керамику, разновидности тканей. Также заведение интересно своими каменными кругами, диаметр которых составляет около 2 метров.) (Деревенский Музей Танджи состоит из соломенных и глиняных хижин отображающих быт древних гамбийцев. И, несмотря на то, что музей существует второй десяток лет, он уже отмечен двумя государственными наградами за вклад и достижения в сохранении исторических и культурных ценностей страны. Музей под открытым небом является в Гамбии первым и единственным приватным музеем. В каждой хижине находятся предметы быта, музыкальные инструменты, национальная одежда, ремесленные орудия. Здесь же можно увидеть, как изготавливают африканскую ткань, и возможность приобрести желаемую вещь или другой понравившийся сувенир в местной лавке.)

(Система судебных органов Гамбии представлена верховным судом (англ. Supreme Court), апелляционным судом, высоким судом (англ. The High Court), специальным криминальным судом (англ. Special Criminal Court), магистратскими судами, судами кади, окружными трибуналами (К., ст. 120.)

Верховный суд — суд высшей инстанции страны, состоит из министра юстиции и минимум 4 других судей (К., ст. 125.) Высокий суд состоит из министра юстиции и минимум 7 других судей, назначаемых Президентом Гамбии, и рассматривает любые гражданские и уголовные иски, а также даёт официальную трактовку прав человека, указанных в Конституции страны (К., ст. 131.) На верхнем фотоснимке — магистратский суд в Канифинге.) (В последнее время немало говорят о загадочном аэродроме Юндум, обнаруженном на территории Гамбии. Аэродром этот представляет собой чуть ли не наследие древних цивилизаций, у которых, по некоторым сведениям, имелись летательные аппараты — так называемые виманы. Во всяком случае, никто достоверно не знает, кем и когда Юндум был построен. Об отсталости Гамбии красноречиво свидетельствует тот факт, что до недавнего времени население могло получать высшее образование только за границей: в Сенегале, США или Западной Европе. Ситуация изменилась лишь в 1999 году, когда в столице страны Банжуле был учрежден Университет Гамбии. В стране имеется одна-единственная библиотека и не так давно открылся первый музей, сейчас, правда, их уже пять. Здесь считают достижением переход в конце прошлого века от ручной обработки полей мотыгами к плугам, запряженным быками, лошадьми или ослами. Оснащение рыбацких лодок навесными моторами тоже стало свидетельством приобщения Гамбии к техническому прогрессу. Есть, разумеется, у этой маленькой страны и свои сильные стороны. Она принадлежит к числу тех немногих на Черном континенте, где функционирует многопартийная политическая система. В окрестностях Банжула есть несколько великолепных курортов с просторными и чистыми морскими пляжами, где так любят отдыхать туристы из Великобритании. Весьма развитым можно считать животноводство: поголовье крупного рогатого скота превышает 400 тысяч голов. Зато в Гамбии есть настоящий международный аэропорт. К тому же загадочный. Это Юндум — тот самый, столь полюбившийся уфологам и историкам-альтернативщикам. Он расположен в 27 километрах от Банжула. Длина его взлетно-посадочной полосы (ВПП), отвечающей самым высоким требованиям, — 3600 метров, так что Юндум способен принимать самолеты любого веса. Сами гамбийцы эту дорогостоящую ВПП не строили. Они лишь уложили асфальт на очищенные от земли уже имеющиеся грубо отшлифованные каменные плиты и сделали разметку. Гамбии тогда помогало НАСА, так как американское космическое ведомство было заинтересовано в создании запасного аэродрома для многоразовых кораблей типа шаттл. Первоначально США облюбовали аэропорт сенегальской столицы Дакара, но его ВПП имеет слишком большой угол относительно основной траектории полета челноков. Поэтому в сентябре 1987 года американцы достигли договоренности с гамбийской стороной об использовании в этих целях аэродрома Юндум. Взлетно-посадочная полоса была усовершенствована. В частности, ее ширину увеличили с 29 до 45 метров. Американцы также установили необходимые радиоэлектронные системы управления и навигации. А в 1996 году было введено в эксплуатацию здание международного аэропорта, построенное по совместному англо-гамбийскому проекту. Если внимательно посмотреть на спутниковые снимки, можно увидеть, что центральная часть ВПП Юндума активно эксплуатируется, но с обеих сторон полосы есть неиспользуемые участки. Вымощены они светлыми плитами необычного песчано-коричневого цвета. Есть там и еще не очищенные от земли продолжения полосы. А деревья вдоль нее растут очень интересно — по линиям каких-то разломов в почве. Зато в Гамбии есть настоящий международный аэропорт. К тому же загадочный. Это Юндум — тот самый, столь полюбившийся уфологам и историкам-альтернативщикам. Он расположен в 27 километрах от Банжула. Длина его взлетно-посадочной полосы (ВПП), отвечающей самым высоким требованиям, — 3600 метров, так что Юндум способен принимать самолеты любого веса. Сами гамбийцы эту дорогостоящую ВПП не строили. Они лишь уложили асфальт на очищенные от земли уже имеющиеся грубо отшлифованные каменные плиты и сделали разметку. Гамбии тогда помогало НАСА, так как американское космическое ведомство было заинтересовано в создании запасного аэродрома для многоразовых кораблей типа шаттл. Первоначально США облюбовали аэропорт сенегальской столицы Дакара, но его ВПП имеет слишком большой угол относительно основной траектории полета челноков. Поэтому в сентябре 1987 года американцы достигли договоренности с гамбийской стороной об использовании в этих целях аэродрома Юндум. Взлетно-посадочная полоса была усовершенствована. В частности, ее ширину увеличили с 29 до 45 метров. Американцы также установили необходимые радиоэлектронные системы управления и навигации. А в 1996 году было введено в эксплуатацию здание международного аэропорта, построенное по совместному англо-гамбийскому проекту. Если внимательно посмотреть на спутниковые снимки, можно увидеть, что центральная часть ВПП Юндума активно эксплуатируется, но с обеих сторон полосы есть неиспользуемые участки. Вымощены они светлыми плитами необычного песчано-коричневого цвета. Есть там и еще не очищенные от земли продолжения полосы. А деревья вдоль нее растут очень интересно — по линиям каких-то разломов в почве. Так откуда же взялась эта взлетно-посадочная полоса? Наиболее сенсационно, разумеется, звучит гипотеза, что ВПП была построена еще во времена працивилизации, и что отсюда, очень даже может быть, взлетали древнеиндийские или атлантские летательные аппараты — виманы. Впрочем, любители версий конспирологического плана высказали и другое предположение. Мол, аэродром был тайно сооружен немцами во время Второй мировой войны. Порой называют и более точную дату — 1944 год. На первый взгляд версия эта не лишена некоторого правдоподобия. Действительно, в годы войны нацисты проявляли большой интерес к африканскому урану и якобы даже вывозили его из Конго самолетами, делая несколько промежуточных посадок. В связи с этим можно даже вспомнить секретные германские аэродромы, построенные в Заполярье в тылу советских войск. Вот только что касается Гамбии, здесь имеется несколько больших «но». Во-первых, подобные аэродромы мостились отнюдь не массивными каменными плитами, а небольшими металлическими, имеющими для уменьшения веса еще и по несколько отверстий. Во-вторых, гамбийцы утверждают, что частично покрытые грунтом плиты лежали там всегда, а не появились в середине XX века. Наконец, в-третьих, еще в январе 1943 года в Банжуле проездом побывал президент США Франклин Делано Рузвельт. Связано это было с проведением конференции в марокканской Касабланке. В ходе встречи Рузвельт и Уинстон Черчилль совместно с членами Объединенного комитета начальников штабов США и Великобритании обсудили перспективы открытия Второго фронта и стратегию борьбы с германскими подводными лодками в Атлантике. Порт Банжула в то время использовался для промежуточных остановок военно-морских конвоев союзников, а загадочный аэродром был облюбован Воздушным корпусом армии США. Так что никаких секретных баз нацистов в непосредственной близи от подобного стратегического узла англосаксов просто быть не могло. На некоторых сайтах и вовсе можно встретить утверждения, что Юндум, собственно, и был построен самими союзниками. Так неужели никакой тайны древнего аэродрома не сущеотвует? Как бы не так! Длина ВПП явно избыточна для самолетов того времени. Как мы уже знаем, местные жители видели это покрытие задолго до войны. Да и цвет плит резко отличается от бетона. Существует фотография единственного боевого самолета гамбийской армии, купленного в 2008 году в Грузии штурмовика Су-25, стоящего на пристроенной к ВПП Юндума площадке из бетонных плит. У них явно иной — серый — цвет, который и надлежит иметь бетону. Можно отметить еще и то, что, судя по фотографиям, песчано-коричневые каменные плиты разнятся по размерам, а это покрытиям аэродромов XX-XXI столетий абсолютно не свойственно. Так что загадка Юндума действительно существует, и ее еще предстоит разгадать.) (На этом фотоснимке красными кругами отмечены незаасфальтированные участки древних плит взлетной полосы.)

Редактор  номера журнала — Алихан.